Решение от 14.06.2022 по делу № 66а-1909/2022 от 20.05.2022

УИД 32OS0000-01-2021-001332-64

№ 66а-1909/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 14 июня 2022 года

Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:

судьи судебной коллегии по административным делам Васильевой Т.И.,

рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело № 3а-189/2022 по частной жалобе Ивкиной Е.В. на определение Брянского областного суда от 24 января 2022 года о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы,

установил:

Ивкина Е.В. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером №, общей площадью 26,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником указанного объекта недвижимости, в отношении которого установлена завышенная кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке ООО «Оценка и экспертиза» № от 12 октября 2021 года в размере 390000 рублей, чем затрагиваются ее права и обязанности как плательщика налога на имущество.

Определением Московского городского суда от 24 января 2022 года по инициативе суда по делу назначена строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости № от 12 октября 2021 года, выполненного ООО «Оценка и экспертиза», требованиям законодательства Российской Федерации и федеральным стандартам оценки, а также об определении рыночной стоимости спорного объекта по состоянию на 1 января 2019 года; производство экспертизы поручено Федеральному бюджетному учреждению Брянская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, обязанность по оплате экспертизы возложена на административного истца Ивкину Е.В., производство по делу приостановлено.

Не согласившись с названным определением суда, административный истец подала частную жалобу, указывая на то, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 в рамках оспаривания кадастровой стоимости проводится судебная оценочная экспертиза, а не строительно-техническая экспертиза в рамках которой невозможно проверить отчет об оценке на соответствие требованиям оценочного законодательства. Указанная в определении суда существенная разница между величиной кадастровой стоимости и рыночной стоимости объекта оценки, определенной в отчете оценщика, не может служить основанием для назначения экспертизы в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28. Кроме того, ни одна из сторон по делу не оспаривала отчет об оценке, он как доказательство по делу устроил все стороны. У суда отсутствовали законные основания для возложения на административного истца расходов по проведению экспертизы, поскольку ею был представлен отчет об оценке в подтверждение своих требований и обстоятельств, на которые она ссылается, она не обязана доказывать недостоверность сведений кадастровой оценки. Полагает, что экспертиза была назначена судом по собственной инициативе, в связи с чем, расходы на проведение такой судебной экспертизы должны осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Определением Брянского областного суда от 15 апреля 2022 года процессуальный срок на обращение с частной жалобой Ивкиной Е.В. восстановлен.

Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания в апелляционном порядке судьёй единолично.

Изучив материалы административного дела, доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Частью 1 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет суда стороной, заявившей соответствующую просьбу.

Поскольку у суда первой инстанции, исходя из обстоятельств дела, наличия существенной разницы между величиной кадастровой стоимости и рыночной стоимости объекта оценки, определенной в отчете об оценке, имелись сомнения в достоверности представленного отчета об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, им в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела и требующих специальных познаний, в порядке статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации назначена экспертиза, расходы на производство которой согласно приведенным выше правилам распределения бремени доказывания были возложены на административного истца.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года №3214-р судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества в рамках оспаривания или установления кадастровой стоимости могут проводиться государственными судебно-экспертными организациями, судом поручено проведение судебной экспертизы по административному делу Федеральному бюджетному учреждению Брянская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.

Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 237 строительно-техническая экспертиза проводится для исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения их рыночной и иной стоимости.

Назначая по делу экспертизу, суд первой инстанции исходил из того, что для установления юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, необходимы специальные познания в области оценочной деятельности, данные выводы мотивированы судом в обжалуемом определении.

В силу статей 115, 193 и 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано в части приостановления производства по делу и в части судебных расходов, что не лишает стороны права оспаривать названное определение в иной части при обжаловании итогового судебного акта.

Таким образом, в случае, если административный истец полагает, что судом необоснованно назначена судебная экспертиза, определен ее вид, он вправе привести свои возражения в суде первой инстанции при рассмотрении дела по существу, заявить об этом в ходатайствах о проведении повторной или дополнительной экспертиз или представить возражения при обжаловании итогового судебного акта в вышестоящей инстанции.

В связи с изложенным доводы административного истца о необоснованности назначения экспертизы подлежат оставлению без внимания, поскольку названный вопрос не может являться предметом самостоятельного апелляционного обжалования.

В силу пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы на проведение судебной экспертизы относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела, и могут быть распределены судом между сторонами как судебные расходы при вынесении решения.

При таком положении, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, при его вынесении каких-либо процессуальных нарушений не допущено.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

66а-1909/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивкина Елена Вячеславовна
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
ГБУ Брянскоблтехинвентаризация
Другие
Брянская городская администрация
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Васильева Татьяна Игоревна
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
20.05.2022Передача дела судье
14.06.2022Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Передано в экспедицию
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее