Судья Беляева М.В. Дело № 33-1864/2024
УИД 34RS0027-01-2023-001926-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 21 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Данилова А.А.,
судей Федоренко И.В., Волковой И.А.,
при секретаре Буйлушкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1760/2023 по иску Попова В. М. к ПАО «Волгоградэнергосбыт» о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании штрафа и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Попова В. М.
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 07 декабря 2023 года, которым оставлен без удовлетворения иск Попова В. М. к ПАО «Волгоградэнергосбыт» о признании действий по увеличению платы за электроэнергию неправомерными, возложении обязанности произвести перерасчёт платы, взыскании штрафа и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федоренко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов В.М. обратился в суд с иском к ПАО «Волгоградэнергосбыт» о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании штрафа и компенсации морального вреда.
В обоснование иска и дополнений к нему указал, что до ноября 2023 года оплата потребленной электроэнергии производилась им в соответствии с показаниями прибора учёта, срок поверки которого истекает в 2027 году. Прибор учёта технически исправен, имеет пломбировку, проверен сотрудниками ПАО «Волгоградэнергосбыт» Р.Л.И., Ш.И.В. и Ш.А.С.
02 ноября 2023 года им получен платежный документ на оплату электроэнергии, в квитанции было указано количество потребленной электроэнергии 224 кВТч, стоимостью 1 207 рублей 36 копеек, что значительно превышало реальное количество потребленной истцом электроэнергии.
Считает, что ответчик необоснованно производит начисления электроэнергии в соответствии со средним нормативом и к оплате выставляет счета с еще не потребленной электроэнергией.
Просил суд признать: действия ПАО «Волгоградэнергосбыт» по увеличению платы за электроэнергию неправомерными, действия Р.Л.И., Ш.И.В. и Ш.А.С. по составлению актов о не допуске незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы в соответствии с показаниями прибора учёта, взыскать с ответчика в пользу истца штраф и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Попов В.М., оспаривая законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, признать действия ПАО «Волгоградэнергосбыт» по составлению актов о не допуске от 23 октября 2003 года и 20 ноября 2003 года в отношении Попова В.М. неправомерными, взыскать с ответчика компенсацию причиненного морального вреда в размере 50 000 рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу ПАО «Волгоградэнергосбыт» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что приведенные в жалобе доводы являются необоснованными, вынесенное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Волгоградского областного суда, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Попов В.М. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, является собственником данного жилого помещения, получателем коммунальной услуги по электроснабжению, а поэтому несет обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг.
ПАО «Волгоградэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии в пределах административных границ Волгоградской области, осуществляет продажу электрической энергии потребителям по договорам энергоснабжения, а также через привлеченных третьих лиц оказывает услугу по передаче электрической энергии и услуг оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии.
Согласно пояснениям ответчика, в марте 2016 года ПАО «Волгоградэнергосбыт» приняло на обслуживание от управляющей компании ООО «УК Сантехсервис» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, которое впоследствии было исключено из ЕГРЮЛ в связи с признанием его банкротом, то есть является поставщиком коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе на основании прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным статьей 40 Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, устанавливает, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Согласно подпунктам «б», «г» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, в платежном документе указываются, в том числе объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.
Платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нём указываются сведения о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы, которая рассчитывается исходя из объема их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных (квартирных), а в случае их отсутствия, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пени) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которого соответствует договору.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что при отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодной для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
В базе данных ПАО «Волгоградэнергосбыт» по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет № <...>, оформленный на имя Попова В.М.
Ежемесячные начисления по данному лицевому счету формируются исходя из показаний прибора учета электрической энергии СЕ 101 № <...>, передаваемых потребителем. Так за октябрь 2023 года по лицевому счету № <...> было произведено начисление от последних оплаченных показаний 715, с объемом индивидуального потребления 224 кВТч с применением тарифа 5, 39 рублей, в то время как показания прибора учета, указанные потребителем, являлись 498.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель, т.е. ПАО «Волгоградэнергосбыт» обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
23 октября 2023 года персоналом ПАО «Волгоградэнергосбыт» по итогам осмотра счетчика в квартире Попова В.М. был составлен акт о необеспечении доступа потребителем Поповым В.М. к энергопринимающим устройствам, для осуществления инструментальной проверки прибора учета и установки антимагнитной пломбы.
20 октября 2023 года Попову В.М. направлено извещение о проведении проверки прибора учета в его квартире 20 ноября 2023 года.
20 ноября 2023 года Поповым В.М. предоставлен доступ к электросчетчику, который сотрудниками ответчика осмотрен, по итогам чего ими вновь составлен акт о необеспечении доступа к прибору учета для осуществления инструментальной проверки и установки антимагнитной пломбы.
В связи с обращением Попова В.М. к ответчику с письменным заявлением в платежный документ за ноябрь, внесены изменения, оплата на ОДПУ рассчитана исходя из показаний, установленных в ходе проверки 23 октября 2023 года, - 499 кВтч.
Приказом Минкомсвязи России № 311, Минстроя России № 612/пр от 24 августа 2015 года утвержден состав, порядок, способ, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации из государственного кадастра недвижимости и ЕГРН указанным Федеральным органом исполнительной власти уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, и его территориальные органы.
Согласно данного состава, порядка, способа, сроков и периодичности размещения в ГИС ЖКХ, указанная информация (включая сведения о правообладателе (правообладателях), виде права) размещается в ГИС ЖКХ в электронной форме с использованием имеющихся у этого органа информации информационных систем в соответствии с приказом Минкомсвязи России № 89, Минстроя России № 204/пр от 23 марта 2015 года «Об утверждении Порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с иными информационными системами, а также единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства».
Основания перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги указаны в подпункте «ж» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. К ним относятся: пользование жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временное отсутствие потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплата исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; иные основания, установленные в настоящих Правилах. Перерасчет размера платы, связанный с доначислением платы за предыдущие расчетные периоды в связи с ошибками исполнителя, Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрен.
Согласно части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В данном случае оплата начисленных и рассчитанных исходя их средних нормативов потребления электроэнергии сумм Поповым В.М. не производилась, на момент рассмотрения спора начисление произведено на основании показаний, переданных непосредственно потребителем, до рассмотрения дела в платежном документе ответчиком выполнен перерасчёт стоимости электроэнергии за октябрь 2023 года, дополнительные устройства на прибор учёта в квартире истца без его согласия не установлены, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для признания действий ответчика по увеличению платы за электроэнергию не правомерными и выплаты вышеуказанного штрафа отсутствуют.
Оценивая представленные суду доказательства, с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца не нашли объективного подтверждения, суду не представлены доказательства, опровергающие доводы ответчика, а также представленные ответчиком суду доказательства, в связи с чем отказал истцу в исковых требованиях в полном объёме.
Судебная коллегия соглашается с постановленным по делу решением.
Доводы жалобы о том, что факт не допуска сотрудников ответчика к прибору учета в суде не подтвердился, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку 23.10.2023 и 20.11.2023 года был предоставлен допуск к прибору учета только для его визуального осмотра и фиксации его показаний, а в осуществлении его инструментальной проверки и установке на него антимагнитной пломбы было отказано.
Других доводов, влияющих на существо постановленного решения в жалобе не содержится, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 07 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова В. М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Михайловский районный суд Волгоградской области в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: