Дело № 33-5116/2022
В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Фадеевой Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.,
судей Железовского С.И., Поливода Т.А.,
при секретаре Шишкине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 августа 2022 года в гор. Хабаровске дело №2а-2178/2022 по административному иску Воржева Д.С. к администрации гор. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в выплате выкупной цены, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации гор. Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения представителя Минсоцзащиты Хабаровского края – Маевской О.Б., представителя Правительства Хабаровского края – Герасимова Д.Г., судебная коллегия
установила:
административный истец в обоснование иска указал, что является собственником комнаты <адрес>. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации гор. Комсомольска-на-Амуре от 11.09.2020 г. № 441-ра.
Ему отказано в выкупе принадлежащей ему на праве собственности жилого помещения в порядке ст. 32 ЖК РФ, так как решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд не принималось.
Претендовать на получение мер социальной поддержки от государства он не может, поскольку на период паводка у него в собственности имелось другое жилое помещение.
Считает, что отсутствие решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка не может влиять на его права собственности.
Отказ в выплате является незаконным и нарушает его права.
Просил признать решение администрации гор. Комсомольска-на-Амуре от 04.03.2022 г. №11-32/2066 об отказе в принятии решения о выкупе принадлежащего ему жилого помещения незаконным, возложить на администрацию гор. Комсомольска-на-Амуре обязанность повторно рассмотреть вопрос о выплате выкупной цены.
Определением от 11.04.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Хабаровского края и Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04.05.2022 г. административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение администрации гор. Комсомольска-на-Амуре №1.1.32/2066 от 04.03.2022 г. об отказе в выкупе комнаты <адрес>; на администрацию гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края возложена обязанность по повторно рассмотреть заявление Воржева Д.С. о выкупе жилого помещения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14.07.2022 г. дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам.
В апелляционной жалобе администрация гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное установление обстоятельств по делу.
Указывает, что администрация гор. Комсомольска-на-Амуре не уполномочена на предоставление мер социальной поддержки гражданам, чьи помещения утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Вывод суда о возложении на ответчика обязанности выкупить жилое помещение сделан без учета установленного законом предварительной процедуры рассмотрения таких вопросов, состоящей в направлении органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, последующее принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таких доказательств истцом не представлено, решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд администрацией не принято.
Полагает, что действия истца носят недобросовестный характер, поскольку спорное жилое помещение приобретено истцом после наводнения в непригодном для проживания состоянии с целью извлечения выгоды, в спорном жилом помещении истец не проживал.
Доказательства, подтверждающие восстановление поврежденного дома и его соответствие на предмет санитарных и технических правил не представлены.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство социальной защиты населения Хабаровского края разрешение вопроса по апелляционной жалобе отдает на усмотрение суда, отмечает, что Воржеву Д.С. отказано во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в июле-сентябре 2019 г., поскольку право собственности истца возникло после наступления даты чрезвычайной ситуации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Правительство Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 03.08.2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на апелляционную жалобу (ч. 1 ст.308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Хабаровского края №623-рп от 29.07.2019 г. в связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №1688-па от 01.08.2019 г. на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим ЧС.
Постановлением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре от 23.08.2019 г. №1826-па жилой дом <адрес> включен в перечень объектов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
Постановлением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17.08.2020 г. №1579-па «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №441-ра от 11.09.2020 г. «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежим сносу», установлено организовать снос дома до 01.06.2022 г.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 15.08.2020 г. за Воржевым Д.С. 25.08.2020 г. зарегистрировано право собственности на ком. <адрес>.
Стоимость жилого помещения согласно составила 500000 руб.
Уведомлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по гор. Комсомольску-на-Амуре» №Z28_2020-09-14_35 от 15.09.2020 г. Воржеву Д.С. отказано во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 г. в связи с тем, что право собственности на жилое помещение у истца возникло позже даты наступления чрезвычайной ситуации.
Ответом №1.1.32/2066 от 04.03.2022 г. администрацией гор. Комсомольска-на-Амуре Воржеву Д.С. отказано в выкупе принадлежащего ему жилого в порядке, установленном ст.32 ЖК РФ.
Жилой дом <адрес> не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 1, 235, 239,239.2,279,281 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. ст. 14,15,32 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства РФ от 28.02.2006 г. №47, разъяснениями, содержащимися в п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», определением Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 г. № 624-О, ст. ст. 56.2, 56.3,56.10 ЗК РФ, исходил из того, что принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, расположено в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, свидетельствует о фактическом изъятии имущества из владения и прекращения права собственности, администрацией гор. Комсомольска-на-Амуре, на которую возложена обязанность по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором распложен аварийный дом, жилых и нежилых помещений, расположенных в нем и выплате выкупной цены, решение об изъятии земельного участка до настоящего времени не принято, что не влияет на право истца требовать выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке ст. 32 ЖК РФ, в связи с его приобретением по возмездной сделке.
В ином порядке истец реализовать свое право собственника поврежденного жилого помещения не может, поскольку спорное жилое помещение приобретено позже наступления даты чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (статья 2 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12. 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ) граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ органы местного самоуправления в области жилищных отношений обладают полномочиями по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности РФ или субъекта РФ, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции закреплен в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение № 47).
Согласно п. 49 Положения № 47 на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом № 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ (то есть путем выкупа жилого помещения).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» в котором указано, что судам следует учитывать, что, в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса, применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 28.03.2017 г. № 624-О, положения статьи 32 Жилищного кодекса, направленные на защиту интересов собственников изымаемых для государственных (муниципальных) нужд жилых помещений, в том числе в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающие условия изъятия жилого помещения, а также возможность предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, конкретизируют положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции РФ о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с п. 2 ст.239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
В то же время, снос многоквартирного жилого дома, без изъятия в установленном законом порядке всех расположенных в нем помещений (как жилых, так и нежилых) приведет к нарушению прав собственников таких помещений, закрепленных в ст. 35 Конституции РФ, статьях 1 и 235 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из подп. 4 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии со ст. 56.2, 56.10 ЗК РФ, ч. 1 ст. 32 ЖК РФ обязанность по выплате выкупной цены изымаемого помещения возлагается на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и помещения.
Согласно п. 1 ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд должно содержать, в том числе: срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию; размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать направленный ему в порядке п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ, ч. 4 ст. 32 ЖК РФ проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Собственник изымаемого имущества вправе направить в орган местного самоуправления уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий поступившего к нему проекта соглашения (п. 9 ст. 56.10 ЗК РФ).
В таком случае по истечении трех месяцев со дня получения собственником изымаемой недвижимости проекта соответствующего соглашения уполномоченный орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии (если уполномоченный орган не согласен с изменениями условий проекта соглашения либо если собственник отказался подписать проект соглашения), вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии жилого помещения (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ, ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17.08.2020 г. №1579-па «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №441-ра от 11.09.2020 г. «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежим сносу», установлено организовать снос дома до 01.06.2022 г.; подготовить списки лиц, выселяемых из жилых помещений дома <адрес>, вместе с тем, на момент рассмотрения дела аварийный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем, жилищные права истца, являющегося собственником жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая Воржеву Д.С. квартира на праве собственности, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением ООО «Научно-технический центр архитектурно-строительного проектирования», заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 14.08.2020 г.
Поскольку жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, для нужд муниципального образования, вывод суда об удовлетворении административных исковых требований Воржева Д.С. основан на законе.
Доводы апелляционной жалобы о том, требования не подлежат удовлетворению, поскольку не соблюдена предварительная процедура решения вопроса об изъятии земельного участка, не представлены доказательства, подтверждающие принятие администрацией решения об изъятии земельного участка, судебная коллегия отклоняет.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ввиду длительного бездействия администрацией муниципального образования, выразившегося в непринятии мер, определённых в ч.10 ст. 32 ЖК РФ, при фактическом прекращении права собственности и невозможности использовать жилое помещение, дают право собственнику жилого помещения требовать выплату возмещения после признания жилого дома в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу.
Доводы жалобы о возможном злоупотреблении истцом правом, создании видимости приобретения спорного жилого помещения с целью получения финансовой выгоды, судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательства, подтверждающие основания для признания договора купли-продажи жилого помещения мнимой сделкой, которая заключена для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ответчиком не представлены.
Доводы жалобы об отсутствии у администрации полномочий на предоставление мер социальной поддержки гражданам, чьи помещения утрачены в результате чрезвычайной ситуации, правового значения не имеют, поскольку право административного истца на получение выкупной стоимости в связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества, находящегося в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, определяется в соответствии с вышеуказанными нормами жилищного и земельного законодательства, и само по себе указанное право имеет иную правовую природу.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, его выводы соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушения или неправильного применения норм материального права либо норм процессуального права не установлено, поэтому решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований к его отмене не установлено.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи: