Дело № 2а-425/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Усть-Катав 8 сентября 2021 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Баранцевой Е.А.,
при секретаре Логиновой К.С.,
с участием ответчика Кочетова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области к Кочетову Владимиру Анатольевичу о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее - МрИФНС № 18) обратилась в суд с иском к Кочетову В.А. о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу на сумму 24 668 рублей 94 копейки за периоды с 2 октября 2015 года по 30 ноября 2015 года, с 1 декабря 2015 года по 31 января 2017 года, с 3 декабря 2019 года по 3 декабря 2019 года, с 22 декабря 2016 года по 28 января 2021 года, с 2 декабря 2017 года по 3 декабря 2017 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что Кочетов В.А. является плательщиком налогов. Согласно сведениям, представленным в Инспекцию уполномоченным органом, он является собственником объектов налогообложения, указанного в налоговых уведомлениях. В установленном законом порядке на указанные объекты были начислены налоги, Кочетову В.А. направлены налоговые уведомления с расчетом суммы налога и сроков уплаты в бюджет. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в добровольном порядке ему были направлены требования об уплате налога от 16 декабря 2020 года № 74219, от 28 января 2021 года № 1630, от 29 января 2021 года № 1623, которые остались без исполнения. Определением от 7 апреля 2021 года был отменен судебный приказ № 2а-259/2021 в связи с поступившими возражениями относительного его исполнения.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Кочетов В.А. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что все задолженности у него погашены. Уже было несколько решений судов, где он выиграл.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении неявившихся участников процесса, суд определил рассматривать дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно материалам дела Кочетов В.А. являлся собственником легкового автомобиля, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска 2003, дата регистрации права 17.05.2007г„ дата утраты права 31.12.2015г.; грузового автомобиля, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска 2003, дата регистрации права 27.09.2012г„ дата утраты права 09.12.2016г.; легкового автомобиля, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска 2016, дата регистрации права 27.12.2016г.
Сумма подлежащего уплате транспортного налога рассчитана Налоговым органом с учетом мощности двигателя, ставки налога и количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика согласно ст. 362 НК РФ и ст. 2 Закона № 114-30 от 28.11.2002г.
Налоговым органом в адрес Налогоплательщика направлено Налоговое уведомление об исчисленных суммах, и с указанием сроков уплаты от 03.08.2020 № 24421964.
Обязанность владельцев транспортных средств по уплате транспортного налога установлена главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ). Статья 358 НК РФ относит к объектам налогообложения автомобили.
В соответствии со ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Согласно ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу пунктов 6 и 8 статьи 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество у него не возникает обязанность по уплате этого налога.
Истцом в адрес ответчика направлялось налоговое уведомление от 03.08.2020 № 24421964., (л.д.23), что подтверждается копией почтового реестра, с печатью почтового отделения, о передаче почтовой корреспонденции отделению связи (л.д.24).
Как следует из материалов дела, у ответчика имеется недоимка по транспортному налогу, в установленный законом срок ему направлено требование о ее уплате от 16 декабря 2020 года № 74219 со сроком уплаты до 19 января 2021 года, от 28 января 2021 года № 1630 со сроком уплаты до 2 марта 2021 года, от 29 января 2021 года № 1623 со сроком уплаты до 2 марта 2021 года (л.д. 11-13).
При этом в силу прямого указания закона в случае направления налогового уведомления, равно как и требования по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 НК РФ).
Направление налогового уведомления и требования подтверждается реестрами заказной корреспонденции (л.д. 14, 17, 19, 21, 24).
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Расчет пени по транспортному налогу произведен налоговым органом в соответствии со сроками уплаты налогов, налоговыми ставками и ставками рефинансирования, действовавшими в соответствующие периоды.
В виду несвоевременной уплаты налога налоговым органом была начислена пени.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (в том числе утратившего статус индивидуального предпринимателя), предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу абзаца 2,3 пункта 2 статьи 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года N 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Согласно ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.
Пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 24668.94 руб. начислена на недоимку 47675 руб. за 2014 год по сроку уплаты 01.10.2015 за период с 02.10.2015 по 30.1 1.2015 в сумме 786.64 руб., с 01.12.2015 по 31.01.2017 в сумме 7 054.72 руб. (карга расчета пени к требованию об уплате № 1630 от 28.01.2021); на недоимку 47675 руб. за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 за период с 22.12.2016 по 28.01.2021 в сумме 16 807.21 руб. (карта расчета пени к требованию об уплате № 1623 от 29.01.2021); на недоимку 36231 руб. за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 за период с 02.12.2017 по 03.12.2017 в сумме 19.93 руб. (карта расчета пени к требованию об уплате № 1623 от 29.01.2021); на недоимку 2040 руб. за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019 за период с 03.12.2019 по 03.12.2019 в сумме 0.44 руб.
Согласно сведения, представленным налоговым органом транспортный налог за 2014 год, по сроку уплаты 1 октября 2015 года, уплачен 1 декабря 2017 года. Транспортный налог за 2016 год, по сроку уплаты 1 декабря 2017 год, уплачен 4 декабря 2017 года. Транспортный налог за 2018 год, по сроку уплаты 2 декабря 2019 года, уплачен 3 декабря 2019 года. (л.д. 73-75).
Решением Усть - Катавского городского суда Челябинской области от 08 сентября 2020 года отказано во взыскании транспортного налога за 2015 год в связи с пропуском срока. (л.д. 69-71).
Согласно представленных ответчиком квитанций по уплате налога, оплата транспортного налога по квитанциям, представленным административным ответчиком от 04.12.2017г. на сумму 36 231.00 руб. пошла за 2016г. по сроку уплаты 01.12.2017г., от 12.11.2018г. на сумму 2 040.00 руб. пошла за 2017г. по сроку уплаты 03.12.2018г., от 03.12.2019г. на сумму 2 040.00 руб. пошла за 2018г. по сроку уплаты 02.12.2019г., от 17.11.2020г. на сумму 1 367.00 руб. пошла за 2019г. по сроку уплаты 01.12.2020г. (л.д. 76-78).
Мировым судьей судебного участка № 1 г. Усть-Катава Челябинской области Козловым С.И. от 22 марта 2021 года вынесен судебный приказ № 2а-259/2021, который отменен 7 апреля 2021 года. (л.д. 102, 104).
С иском в суд о взыскании обязательных платежей и санкций административный истец обратился в суд 11 июня 2021 года, исходя из даты определения суда об отмене судебного приказа, с соблюдением установленного законом 6-месячного срока.
Согласно представленного суду реестра платежей по день рассмотрения административного дела в суде каких-либо денежных средств в счет погашения имеющихся задолженностей по пени от административного ответчика не поступало. Доказательств надлежащего исполнения анализируемых обязательств не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с ответчика недоимку по пени по транспортному налогу на сумму 47 675 руб. за 2014 год по сроку уплаты 01.10.2015г. за период с 02.10.2015г. по 30.11.2015г. в сумме 786.64 руб., с 01.12.2015 по 31.01.2017 в сумме 7 054.72 рублей, на сумму 36 231 руб. за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017г. за период с 02.12.2017г. по 03.12.2017г. в сумме 19.93 руб.; на сумму 2040 руб. за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019г. за период с 03.12.2019г. по 03.12.2019г. в сумме 0.44 руб., а всего 7 861 рубль 73 копейки.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. 177, 178-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к Кочетову Владимиру Анатольевичу о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу, удовлетворить частично.
Взыскать с Кочетова Владимира Анатольевича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области недоимку по пени по транспортному налогу на сумму 47 675 руб. за 2014 год по сроку уплаты 01.10.2015г. за период с 02.10.2015г. по 30.11.2015г. в сумме 786.64 руб., с 01.12.2015 по 31.01.2017 в сумме 7 054.72 рублей, на сумму 36 231 руб. за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017г. за период с 02.12.2017г. по 03.12.2017г. в сумме 19.93 руб.; на сумму 2040 руб. за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019г. за период с 03.12.2019г. по 03.12.2019г. в сумме 0.44 руб., а всего 7 861 рубль 73 копейки.
Взыскать с Кочетова Владимира Анатольевича в доход бюджета Усть-Катавского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд.
ПРедседательствующий подпись Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силу
Полное мотивированное решение составлено 15 сентября 2021 года