Дело № 2-438/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Рі. Южа Рвановской области 18 июля 2019 РіРѕРґР°
Палехский районный СЃСѓРґ Рвановской области РІ составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием помощника прокурора Южского района Шероновой Н.П.,
представителя ответчиков РњРљРЈ «Управление РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства» Рё Администрации Южского муниципального района Балябиной Р.Р’., действующей РЅР° основании доверенностей,
при секретаре Федосовой Н.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Южского района РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Южского муниципального района Рвановской области Рё муниципальному казенному учреждению «Управлению РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства» Рѕ ремонте РґРѕСЂРѕРі местного значения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Южского района Рвановской области, действуя РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє Муниципальному казенному учреждению «Управление РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства» Рё администрации Южского муниципального района Рвановской области Рѕ понуждении
МКУ «Управление городского хозяйства»:
- выполнить ремонт дороги <адрес> на всем её протяжении, со съездами к примыкающим улицам в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- выполнить ремонт дороги <адрес> на участках дороги в районе домов №№, в районе домов №.
Указанные работы выполнить за счет средств бюджета Южского городского поселения.
Администрации Южского муниципального района:
- обеспечить финансирование работ по ремонту дорог <адрес> и <адрес> за счет средств бюджета Южского городского поселения
Как следует из представленного искового заявления, прокурор мотивировал требования к ответчикам положениями ст.3, ч.4, ст.12,Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, положениями устава Южского городского поселения, ссылаясь на выявленное несоблюдение требований в сфере надлежащего содержания дорог местного значения на территории Южского городского поселения, что не обеспечивает безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Южского района Шеронова Н.П. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив исковые требования указанием на то, что ремонт обеих дорог необходимо провести в соответствии с требованиям ГОСТ Р50597-2017 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом возложить на Администрацию Южского муниципального района обязанность обеспечения финансирования данных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчиков Администрации Южского муниципального района Рё РњРљРЈ «Управление РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства» Балябина Р.Р’., действующая РїРѕ доверенностям, исковые требования, признала РІ полном объеме. Положения СЃС‚. 173 ГПК Р Р¤ представителю разъяснены Рё понятны. РџСЂРё этом РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ установить для Администрации муниципального района СЃСЂРѕРє для обеспечения финансирования данных работ РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, поскольку выделить денежные средства РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ просто невозможно.
Заслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основным принципом обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности (ст. 3 ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995 года).
Статья 24 указанного закона закреплено право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (ст. ст. 5, 12).
Мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образовании. (ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196- ФЗ).
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы в области дорожной деятельности отнесены к полномочиям муниципального района (ч.3 ст.14).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст. 22 указанного Закона к требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации относится деятельность по организации дорожного движения, которая должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 5 Устава Южского городского поселения, дорожная деятельность в границах поселения отнесена к предмету ведения Южского городского поселения.
Полномочия исполнительно-распорядительного органа Южского городского поселения Южского муниципального района решением Совета Южского городского поселения возложены на Администрацию Южского муниципального района. (ст. 24 Устава).
РќР° администрацию Южского муниципального района возложены полномочия, РІ том числе, РїРѕ решению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения поселения Рё отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами Рё законами Рвановской области. РџСЂРё этом полномочия, которыми наделена Администрация Южского муниципального района, осуществляются Р·Р° счет средств бюджета Южского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения. (Рї. 3 С‡.1, С‡. 5 СЃС‚. 37 Устава Южского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения).
Согласно Рї.1.8, 1.9, 1.6 Устава РњРљРЈ «Управление РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства», утвержденного постановлением Администрации Южского муниципального района в„–161-Рї РѕС‚ 21.02.2017 РіРѕРґР°, Учредителем Учреждения является Администрация Южского муниципального района Рвановской области, которая также осуществляет права собственника имущества юридического лица Рё его учредителя. Учреждение РѕС‚ своего имени приобретает Рё осуществляет имущественные Рё личные неимущественные права, несет обязанности, может выступать истцом Рё ответчиком РІ СЃСѓРґРµ. Учреждение отвечает РїРѕ СЃРІРѕРёРј обязательствам, находящимся РІ его распоряжении денежными средствами. РџСЂРё недостаточности денежных средств, субсидиарную ответственность РїРѕ обязательствам учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 2.1. Устава МКУ «Управление городского хозяйства», целью деятельности учреждения, в том числе является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органом местного самоуправления, в сфере дорожного хозяйства, транспорта, и иных вопросов, отнесенных к видам его деятельности. При этом Согласно п.2.2.2 Устава одним из видов деятельности МКУ является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Южского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, РІ силу вышеназванных положений закона, Устава Южского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения, устава РњРљРЈ «Управление РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства» администрацией Южского муниципального района Рвановской области полномочия РїРѕ осуществлению РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности переданы, созданному для этой цели юридическому лицу РњРљРЈ «Управление РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства. РњРљРЈ должен осуществлять деятельность РїРѕ реконструкции, капитальному ремонту Рё содержанию автомобильных РґРѕСЂРѕРі местного значения РІ границах муниципального образования – Южское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение РІ соответствии СЃ требованиями законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Рё нормами ГОСТов. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь Администрация Южского муниципального района, являясь учредителем РњРљРЈ, несет субсидиарную ответственность РїРѕ обязательствам данного учреждения, Р·Р° счет средств бюджета Южского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения.
Согласно п.п. 6,12 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункту 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года N 402, Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 6 СЃС‚. 3 Федерального закона РѕС‚ 08.11.2007 N 257-ФЗ "РћР± автомобильных дорогах Рё Рѕ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", дорожная деятельность - деятельность РїРѕ проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту Рё содержанию автомобильных РґРѕСЂРѕРі.
Согласно п.5.2.4 "ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу п.5.3 "ГОСТ Р50597-2017 повреждения (выбоины, просадки, проломы) на дорожном полотне автодорог общего пользования длиной более 15 см, глубиной более 5 см. должны быть устранены в срок до 12 суток, повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью до 5,2 м2 и более должны быть устранены в срок до 20 суток.
Согласно представленным сведениям <адрес> и <адрес> является дорогой общего пользования местного значения, является муниципальной собственностью Южского городского поселения, что подтверждается свидетельством о праве собственности и перечнем муниципального имущества Южского городского поселения (л.д. 44,46).
Согласно акту проверки РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ (СЃ фотоматериалами) проведенной прокуратурой Южского района, РІ С…РѕРґРµ проверки установлено, что РґРѕСЂРѕРіР° <адрес> РЅР° всем ее протяжении РЅРµ отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017, имеет множественные выбоины, проломы. РР·РЅРѕСЃ твердого покрытия составляет более чем 50%, съезды Рє примыкающим улицам также имеют разрушения Рё просадки.
Участок дороги <адрес> от поворота с <адрес>, в районе поворота на <адрес>, в районе детского садика «<данные изъяты>», у поворота на <адрес>, у поворота к <адрес> имеет множественные разрушения твердого покрытия дороги, площадь выбоин составляет 45-50% от площади твердого покрытия дороги. Размеры выбоин от 15 см. до 2 м. 20 см., глубина выбоин достигает 4,5 см. На обочине дорогие <адрес> (съезд к домам 7 и 9 <адрес>) расположен незакрытый смотровой колодец, что представляет особую опасность для участников дорожного движения. У <адрес> пролом размерами 2,4 см. х 2,1 см. х 4,5 см.
Дорога <адрес> не отвечает требованиям ГОСТ Р50597-2017, имеет множественные выбоины, проломы, просадки.
На участке дороги <адрес> от поворота с <адрес> (в районе <адрес>) выявлено наличие пролома – полностью разрушено асфальтобетонное покрытие до основания размерами 130 см. х 60 см. х 6,5 см., на участке дороги <адрес> в районе домов 44-48 выявлено наличие выбоин размерами 0,6 см. х 0,45 см. х 6 см,. 100 см. х 0,55 см. х 6 см., проломов размерами 100 см. х 0,50 см. х 6 см., 0,60 см. х 0,50 см. х 6 см.
В районе домов № дорожное покрытие <адрес> имеет разрушения в виде проломов размерами 0,40 см. х 080 см. х 7 см., и 1,3 м. х 0,90 см. х 5 см.
Выявленные проломы и выбоины затрудняют проезд транспорта, создают опасность для участников дорожного движения.
Однако вопреки требованиям закона и действующим проектам организации дорожного движения, до настоящего времени дороги на указанных улицах надлежащим образом не обустроены, асфальтобетонное твердое покрытие проезжей части дорог имеет повреждения, выбоины, проломы, просадки, ремонт дорог не произведен. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
Доказательств невозможности ремонта данных участков дорог ответчиком не представлено. В судебном заседании представитель ответчиков исковые требования признала в полном объеме. Положения ст. 173, 220, 221 ему разъяснены и понятны.
РџСЂРё таких обстоятельствах СЃСѓРґ находит обоснованными РґРѕРІРѕРґС‹ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ том, что указанные РґРѕСЂРѕРіРё РЅРµ соответствует требованиям РїРѕ организации безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, обязанность, РїРѕ обеспечению которой возложена РІ соответствии СЃ действующим законодательством РЅР° Администрацию Южского муниципального района Рвановской области Рё РњРљРЈ «Управление РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства».
На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Южского района.
При определении срока исполнения возложенной обязанности суд учитывает значительный объем работ и материальных затрат для устранения выявленных нарушений и считает, что требования прокурора в части сроков требуемых к исполнению обязанностей обоснованными, разумными и исполнимыми.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Южского района Рвановской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства»:
- выполнить ремонт дороги <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017 на всем её протяжении, со съездами к примыкающим улицам к срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- выполнить ремонт дороги <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017 на участках дороги в районе домов №№, в районе домов № в срок до ДД.ММ.ГГГГ года
Указанные работы выполнить за счет средств бюджета Южского городского поселения.
Обязать Администрацию Южского муниципального района Рвановской области обеспечить финансирование работ РїРѕ ремонту РґРѕСЂРѕРі <адрес> Рё <адрес> Р·Р° счет средств бюджета Южского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Палехский районный СЃСѓРґ РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вынесения РІ окончательной форме.
Решение может быть обжаловано РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Палехский районный СЃСѓРґ РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вынесения РІ окончательной форме.
Председательствующий Беляева О.Н.
Решение в окончательной форме вынесено 18 июля 2019 года