УИД 30RS0004-01-2023-004423-45
Дело № 2-897/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2024 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г.Астрахани в составе председательствующего судьи Захаровой Е.О., при секретаре Герасимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирилловой Светланы Валерьевны к Администрации муниципального образования «Городской округ Город Астрахань» о взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение и долю земельного участка, прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение и долю земельного участка, встречному исковому заявлению Администрации МО «Городской округ Город Астрахань» к Кирилловой Светлане Валерьевне о признании права собственности на изымаемое жилое помещение и долю земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к администрации МО «Городской округ Город Астрахань» о взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение и долю земельного участка, прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение и долю земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,5 кв. м с кадастровым номером 30:12:040456:1248.
Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ №-р о признании многоквартирного дома литера «А» по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан из вышеуказанного дома не позднее 1.12.2021г.
Согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость квартиры, доли земельного участка, доли в праве на общее имущество собственников, материальные затраты, связанные с изъятием, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт составляют 4 280 000 рублей.
На основании изложенного, истец, с учетом заявления об уточнении исковых требований, просит взыскать с администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в пользу Кирилловой С.В. рыночную стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 60,5 кв. м с кадастровым номером 30:12:040456, в размере 3193000 рублей; стоимость общего имущества в многоквартирном доме пропорционально площади квартиры и доли земельного участка – 179 000 рублей; доли земельного участка площадью, пропорционально площади жилого помещения – 355000 рублей; стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 405000 рублей; материальные затраты, связанные с изъятием, в размере 148000 рублей, судебные расходы по оплате экспертного заключения в размере 7000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 29 600 рублей. После осуществления выплаты прекратить право собственности за истцом на указанное жилое помещение.
Администрация МО «Городской округ Город Астрахань» обратилась с встречным исковым заявлением к Кирилловой С.В. о признании права собственности на изымаемое жилое помещение и долю земельного участка после выплаты денежных средств за изымаемое имущество.
Истец по первоначальному иску – ответчик по встречному иску Кириллова С.В. в судебном заседании участия не принимали, извещена судом надлежащим образом.
Представитель истца - адвокат Щелкина Я.С. в судебном заседании, уточнила исковые требования в части суммы судебных расходов по оплате услуг эксперта, пояснив, что в исковом заявлении допущена техническая ошибка. В остальной части доводы иска поддержала в полном объеме, относительно удовлетворения встречного иска не возражала.
Представитель ответчика по первоначальному иску - истца по встречному иску администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором встречные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Учитывая надлежащее извещение сторон, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (пункт 5).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (пункт 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7).
Указанный перечень возможных убытков собственнику жилого помещения, причиненных его изъятием, не является исчерпывающим.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (часть 1).
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (часть 2).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (часть 6).
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (часть 1).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (часть 2).
Согласно части 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2).
Согласно части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним далее также - государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения обременения перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно подпункту "а" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» нормы, содержащиеся в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Подпунктом "з" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,5 кв. м с кадастровым номером №.
Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ №-р о признании многоквартирного дома <адрес>» по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан из вышеуказанного дома не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктами 5, 5.1 указанного распоряжения установлена обязанность управления муниципального имущества администрации муниципального образования «<адрес>» по истечении срока требования о сносе провести процедуру изъятия земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома, указанного в п. 1 Распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>», и процедуру прекращения права частной собственности на изымаемые объекты недвижимого имущества, в случае если собственники не осуществили снос указанного дома.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-611/2023 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», выразившееся в неисполнении пунктов 5, 5.1 Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома литер «А» по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
На администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» возложена обязанность исполнить пункты 5, 5.1 Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома литер «А» по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени не исполнено.
Согласно отчету об оценке №, выполненному ЧПО Демус В.А. рыночная стоимость квартиры, долей земельного участка, доли в праве на общее имущество собственника, материальные затраты, связанные с изъятием жилого помещения, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт составляют 4280000 рублей.
Отчет об оценке сторонами не оспаривался.
Оценивая отчет об оценке в целом, содержащиеся в нем выводы и исследовательскую части, в совокупности с другими доказательствами по делу, а также приведенными выше письменными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке объективно и полно отвечает на поставленные вопросы, детально анализирует применимости подходов при оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, с корректировками размера, местоположения объектов недвижимости, корректировками на транспортную доступность, поправку на отделку и наличие коммуникаций, поправку на износ, удельный вес, соотнося их с критериями оценки, проведено в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, отчет об оценке оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Поскольку в настоящее время стороны согласились с отчетом об оценке, суд полагает возможным принять его за основу.
В силу вышеприведенных правовых норм жилищного и земельного законодательства, выкупная стоимость квартиры и доли земельного участка, изымаемых для государственных или муниципальных нужд - должна определяться на день, предшествующих дню принятия решения об изъятии имущества, поскольку изменение стоимости имущества после указанной даты не подлежат учету при определении выкупной стоимости изымаемого имущества.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры, которая в данном случае, как установлено судом, соблюдена не была.
Согласно статье 681 Гражданского кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
В силу статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Невыполнение администрацией муниципального образования «городской округ город Астрахань» обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ) (абз.120) указано, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения па основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении первоначальных исковых требований о взыскании выкупной стоимости изымаемого имущества и прекращении права собственности на указанное имущество.
При этом встречные исковые требования администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань» к Кирилловой С.В. о признании права собственности также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Из положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
С учетом изложенного, после осуществления выплаты признать право собственности за администрацией муниципального образования «городской округ город Астрахань» на жилое помещение - <адрес>, и соответствующую долю земельного участка расположенные по адресу: <адрес>.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по ФИО3 судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением ФИО3.
Согласно приложенной квитанции истцом Кирилловой С.В. оплачены расходы по проведению оценки в размере 7000 рублей.
Из квитанции усматривается, что истцом Кирилловой С.В. уплачена государственная пошлина в размере 29 600 рублей.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань» в пользу Кирилловой С.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 29600 рублей, и расходы по проведению оценки в размере 7000 рублей, так как данные расходы суд признает необходимыми в соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 Гражданского процессуального-кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кирилловой Светланы Валерьевны к Администрации муниципального образования «Городской округ Город Астрахань» о взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение и долю земельного участка, прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение и долю земельного участка - удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования «городской округ Город Астрахань» в лице администрации муниципального образования «Городской округ Город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования «Город Астрахань» выкупную цену за изымаемое жилое помещение – <адрес>, общей площадью 60,5 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, в пользу ФИО2 4 280 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 29600 рублей, и расходы по проведению оценки в размере 7000 рублей.
Встречные исковое требования Администрации МО «Городской округ Город Астрахань» к Кирилловой Светлане Валерьевне о признании права собственности на изымаемое жилое помещение и долю земельного участка - удовлетворить.
После осуществления выплаты денежных средств прекратить право собственности на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 60,5 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, и соответствующую долю земельного участка по указанному адресу за Кирилловой Светланой Валерьевной и признать право собственности на жилое помещение - <адрес>, общей площадью 60,5 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, и соответствующую долю земельного участка по указанному адресу за муниципальным образованием "Городской округ Город Астрахань".
Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о погашении записи о регистрации за Кирилловой Светланой Валерьевной права собственности на жилое помещение - <адрес>, общей площадью 60,5 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, и соответствующую долю земельного участка по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение принято 22.03.2024 г.
Председательствующий судья Захарова Е.О.