Решение по делу № 33-1091/2020 от 13.01.2020

Судья Демидова В.В. дело №33-1091/2020

24RS00В-01-2019-000137-96

2.209

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 января 2020 г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Тарараевой Т.С.

судей Гавриляченко М.Н., Елисеевой А.Л.

при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.

гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «Аэропорт Емельяново», администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, обязании организовать систему удаления жидких бытовых отходов, прекращении приема жидких бытовых отходов на канализационной насосной станции,

по апелляционной жалобе представителя ООО «Аэропорт Емельяново» Сараевой М.М.

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 августа 2019, которым постановлено:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «Аэропорт Емельяново» о прекращении приема жидких бытовых отходов на канализационной насосной станции удовлетворить.

Обязать ООО «Аэропорт Емельяново» прекратить нарушение п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», выраженное в осуществлении приема жидких бытовых отходов в непредназначенном для этого месте, а именно: на канализационной насосной станции в непосредственной близости от жилых домов на пересечении ул<адрес>

В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, обязании организовать систему удаления жидких бытовых отходов отказать.

Заслушав докладчика, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт Емельяново», администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать систему удаления жидких бытовых отходов, прекращении приема жидких бытовых отходов на канализационной насосной станции.

Требования мотивированы тем, что в Управление поступило коллективное обращение граждан, о том, что в поселке Емельяново, в непосредственной близости от жилых домов (<адрес> расположена, находящаяся в ведении ООО « Аэропорт Емельяново», канализационно-насосная станция (КНС). На территории КНС в канализационную сеть, не предназначенную для приема жидких бытовых отходов открытым способом, производится круглосуточный прием и сброс в канализационный колодец жидких бытовых отходов, вывозимых с объектов, не подключенных к централизованной системе водоотведения поселка. Данный факт нашел подтверждение. Своими действиями ответчик ООО « Аэропорт Емельяново» существенно нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную среду обитания, создает реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ввиду сложившейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на основании ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» в адрес ООО « Аэропорт Емельяново» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, о чем предложено уведомить Управление в срок не позднее 30.05.2018.

По данным администрации п. Емельяново точкой слива по адресу: <адрес>, пользуются все физические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специализированные транспортные средства для откачки сточных вод, вывоза жидких бытовых отходов с частного жилого сектора (около 2000 домовладений, более 6000 жителей) и организаций, не подключенных в центральной системе канализации поселка Емельяново. На территории муниципального образования поселок Емельяново, включая в себя населенные пункты: <адрес> иных мест слива нет и в иных местах отсутствует технологическая возможность слива жидких бытовых отходов.

Администрация поселка Емельяново к полномочиям которой относится организация специализированных мест для сброса жидких бытовых отходов до настоящего времени не приняла мер к организации вывоза жидких бытовых отходов, образующихся на территории поселка, в соответствии с требованиями санитарных правил, чем грубо нарушила права жителей поселка на благоприятную и безопасную среду обитания.Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

С учетом уточнений просили признать незаконным бездействия администрации п. Емельяново по организации системы удаления жидких бытовых отходов, образующихся на территории п. Емельяново; обязать администрацию п. Емельяново организовать систему удаления жидких бытовых отходов, образующихся на территории п. Емельяново путем, соответствующим действующему законодательству; обязать ООО «Аэропорт Емельяново» прекратить нарушение действующего санитарного законодательства, а именно: п. 3.1 СанПиН 42- 128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», выраженное в осуществлении приема жидких бытовых отходов в непредназначенном для этого месте, а именно: канализационной насосной станции, расположенной на территории поселка <адрес> в непосредственной близости от жилых домов на пересечении <адрес>

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация Емельяновского района Красноярского края.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Аэропорт Емельяново» просит отменить решение, указывая на то, что ООО «Аэропорт Емельяново» является единственной организацией, осуществляющей деятельность по приему сточных вод на территории Емельяновского района. Иные места слива администрацией поселка Емельяново не организованы. Как субъект естественной монополии общество не может прекратить прием жидких бытовых отходов, поскольку это приведет к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, неблагоприятным экологическим последствиям. УФАС Красноярского края выдано предписание о недопущении действий по прекращению оказания услуг по приему сточных вод.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ООО «Аэропорт Емельяново» по доверенности Сараеву М.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей администрации п. Емельяново, администрации Емельяновского района Красноярского края, надлежащим образом извещенных о слушании дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.ст. 11,39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 определено, что твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В силу 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п. 2 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений

В силу п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.

В соответствии с разделом 6.10 Свода правил «СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/11, прием жидких отбросов (нечистот, помоев и т.п.), доставляемых из неканализированных зданий ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях.

Как следует из материалов дела, 14.02.2018 в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю поступило коллективное обращение граждан из которого следует, что на территории поселка Емельяново, в непосредственной близости от жилых домов (менее 20 метров), на пересечении ул. <адрес> расположена находящаяся в ведении ООО «Аэропорт Емельяново» канализационно- насосная станция, на территории которой с апреля 2017 года по настоящее время, в канализационную сеть, не предназначенную для приема жидких бытовых отходов открытым способом, производится круглосуточный прием и сброс в канализационный колодец жидких бытовых отходов, вывозимых с объектов, не подключенных к централизованной системе водоотведения.

По данному факту 30.03.2018 ООО «Аэропорт Емельяново» объявлено предостережение органа государственного контроля (надзора) о недопустимости нарушения обязательных требований о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, о чем предложено уведомить Управление в срок не позднее 30.05.2018.

Согласно ответа ООО «Аэропорт Емельяново» обозначенное место слива в поселке Емельяново является единственным в пределах муниципального образования, отсутствует технологическая возможность организации приема нецентрализованных сточных вод в иных местах.

По данным администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, точкой слива по адресу: Красноярский край, п. Емельяново, ул. Декабристов пользуются все физические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специализированные транспортные средства для откачки сточных вод, вывоза жидких бытовых отходов с частного жилого сектора (около 2000 домовладений, более 6000 жителей) и организаций, не подключенных в центральной системе канализации поселка Емельяново. Сведениями об иных местах слива на территории всего Емельяновского района администрация п. Емельяново не располагает, но на территории муниципального образования иных мест слива нет и в иных местах отсутствует технологическая возможность слива жидких бытовых отходов.

13.12.2018 в Управление повторно поступило обращение гражданина о том, что на территории поселка Емельяново в непосредственной близости с жилыми домами по вышеуказанным адресам продолжает осуществляться сброс в канализационную сеть жидких бытовых отходов, вывозимых с объектов, не подключенных к централизованной системе водоотведения.

Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о доказанности факта осуществления ООО «Аэропорт Емельяново» деятельности по осуществлению приема жидких бытовых отходов в непредназначенном для этого месте в нарушение требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Поскольку факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований достоверно установлен, ответчиком не оспаривался, тогда как доказательств устранения данных нарушений во исполнение требований объявленного органом государственного контроля (надзора) предостережения не представлено, у суда имелись законные основания для возложения на ООО «Аэропорт Емельяново» обязанности прекратить нарушение п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», выраженное в осуществлении приема жидких бытовых отходов в непредназначенном для этого месте, на канализационной насосной станции в непосредственной близости от жилых домов на пересечении <адрес>

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда в указанной части не опровергают, фактов, нуждающихся в дополнительной проверке установление которых могло бы повлиять на выводы относительно соответствия требованиям закона осуществляемой ООО «Аэропорт Емельяново» деятельности по сбору жидких бытовых отходов, не содержат.

Однако, прекращение приема жидких бытовых отходов ООО «Аэропорт Емельяново» в отсутствие иных, организованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями мест такого приема не отвечает в полной мере требованиям восстановления нарушенного права.

По мнению судебной коллегии очевидно, что помимо незаконной деятельности ООО «Аэропорт Емельяново», нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную среду обитания вызвано и в том числе незаконным бездействием органа местного самоуправления.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом (пункт 2).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).

Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (статья 11 Закона N 131-ФЗ).

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст.3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Статьей 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 определено, что твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В силу ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как указывалось выше организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Согласно пункту 1.2 указанного СанПиН система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 42-168-4690-88 предписано, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигающие заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.1 ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов от 26 декабря 1997 г. N 9 принят Устав поселка Емельяновского района Красноярского края, статьей ст. 2 которого определено, что поселок Емельяново является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Емельяновского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом.

Согласно п. 1.17.ст. 7 Устава, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения.

Указывая на осуществление деятельности по приему жидких бытовых отходов ООО «Аэропорт Емельяново», КНС которого является единственным местом слива на территории Емельяновского района, ссылаясь на отсутствие технологической возможности слива жидких бытовых отходов в ином месте, орган местного самоуправления, в отсутствие на то правовых оснований, фактически не исполняет возложенную на него в силу закона обязанность по организации приема жидких бытовых отходов.

Бездействии администрации п. Емельяново в части неисполнения возложенных на нее обязанностей по организации мест сбора жидких бытовых отходов, в совокупности с деятельностью ООО «Аэропорт Емельяново», осуществляющего прием жидких бытовых отходов без соблюдения обязательных требований, нарушает гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Требования истца связаны с пресечением деятельности по сбору жидких бытовых отходов осуществляемой с нарушением санитарно- эпидемиологических требований, возложением на местную администрацию обязанности по выполнению мероприятий по организации мест сбора жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанные полномочия законом возложены именно на органы местного самоуправления.

С учетом изложенного судебная коллегия считает постановленное судом решение в части отказа в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края незаконном, подлежащим отмене с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении иска с возложением на администрацию поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края обязанности по организации системы удаления жидких бытовых отходов.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 августа 2019 в части отказа в удовлетворении иска Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, отменить.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать администрацию поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края организовать систему удаления жидких бытовых отходов.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Аэропорт Емельяново – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1091/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Управление роспотребнадзора
Ответчики
ООО Аэропорт Емельяново
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Тарараева Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
27.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Передано в экспедицию
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее