Дело № 2- 8/2024
УИД 76RS0018-01-2023-000211-22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«3» июля 2024 г. Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Н.В.,
с участием истца Старухиной С.Н.,
представителя ответчика Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области Романовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село Ярославской области гражданское дело по иску Старухиной Светланы Николаевны к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, Большесельскому районному потребительскому обществу о признании права собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности, внесении изменений в границы территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры), в границы территориальной зоны № (жилая зона), внесении изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области,
УСТАНОВИЛ:
Старухина С.Н. предъявила исковые требования к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области (с учетом уточненных требований) о признании за ней в порядке приобретательной давности права собственности на земельный участок, условный №, площадью 635 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, внесении изменений в границы территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры), в границы территориальной зоны № (жилая зона), внесении изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.
В обоснование требований Старухина С.Н. указала, что с 13.05.1996 по настоящее время, то есть более 15 лет она добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным земельным участком, условный №, расположенным по адресу: <адрес>. Указанное недвижимое имущество не находится в областной, федеральной или муниципальной собственности, не обременено правами других лиц, в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке не имеется. На основании положений п.1 ст. 234 ГК РФ истец полагает, что приобрела право собственности на указанное недвижимое имущество. Указанный земельный участок имеет смежные границы с санитарно – защитной зоной с особыми условиями использования территории № (санитарно – защитная зона для производственной базы Большесельского филиала АО «Ярдормост»), согласно заключению кадастрового инженера ФИО8, составленному по её заказу, были сформированы границы спорного земельного участка, находящегося в настоящее время в границах производственной зоны, в связи с чем, необходимо внести изменения в границы территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры), в границы территориальной зоны № (жилая зона) путем образования нового контура земельного участка, внести соответствующие изменения в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.
В судебном заседании Старухина С.Н. поддержала предъявленные требования, пояснила, что согласно договору купли – продажи от 09.11.2012, заключенному между Большесельским РАЙПО и ею, она приобрела в собственность жилой дом № площадью 63,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью 113 кв.м для обслуживания жилого дома. Здание дома ранее имело статус нежилого, в нем располагалась заготконтора РАЙПО, спорный земельный участок, расположенный около жилого дома, находится в производственной зоне, после приобретения в собственность жилого дома руководитель Большесельского РАЙПО в устной форме разрешил ей пользоваться указанным земельным участком, в связи с чем, она по своему усмотрению определила его границы, установила забор, с 1996 года она использует земельный участок в личных целях, произвела на нем посадки кустарника, установила дровяной сарай, указанный участок граничит с защитной зоной с особыми условиями использования территории № (санитарно – защитная зона для производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ»), границы санитарной зоны он не пересекает, в настоящее время дровяной сарай, расположенный на границе смежных участков, и установленный забор ею демонтированы. Старухина С.Н. полагает, что приобрела право собственности на указанный земельный участок, поскольку пользуется им более 15 лет, с 13.05.1996 она и члены её семьи проживали в данном доме на условиях найма.
Представитель ответчика Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области Романова Т.В., действующая согласно доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что спорный земельный участок согласно Генеральному плану Большесельского сельского поселения находится в территориальной зоне П (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур), в связи с чем, не может быть использован для целей, не связанных с производственной деятельностью, вокруг территории, на которой расположен жилой дом, принадлежащий истцу, не имеется жилой застройки, расположена санитарно – защитная зона для производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ», в 2019 году спорный земельный участок предоставлялся Администрацией района Старухиной С.Н. по договору аренды, 08.05.2024 Старухина С.Н. обратилась в Администрацию Большесельского муниципального района с заявлением о внесении изменений в границы территориальной зоне П (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур) и об установлении в границах сформированного ею земельного участка жилой зоны, просила одновременно внести изменения в территориальную зону № (жилая зона) путем образования нового контура, а также внести соответствующие изменения в Генеральный план Большесельского сельского поселения. В рассмотрении заявления истцу было отказано, поскольку сведения о местоположении указанного земельного участка, его кадастровом номере в заявлении отсутствуют, Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области утвержден Решением Муниципального Совета Большесельского сельского поселения Ярославской области от 28.10.2010 №, согласно п.11 ст.9 Градостроительного кодекса РФ Генеральные планы утверждаются на срок не менее, чем 20 лет, в связи с внесением изменений в Генеральный план согласно требованиям истца затраты из бюджета района на указанные цели составят около <данные изъяты>., что является существенным для бюджета муниципального района. Спорный земельный участок является объектом недвижимости, государственная собственность на который не разграничена, оснований для признания за Старухиной С.Н. права собственности в порядке приобретательной давности на указанный земельный участок не имеется.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве ответчиков Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, Большесельского районного потребительского общества в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела были судом извещены надлежаще.
Представитель Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании 14.05.2024, 21.06.2024 представитель ответчика Большесельского районного потребительского общества Гущина Н.В., действующая согласно Уставу, возражала против предъявленных требований, указала, что Большесельское РАЙПО является ненадлежащим ответчиком, пояснила, что 09.11.2012 Большесельским РАЙПО Старухиной С.Н. были переданы в собственность по договору купли – продажи жилой дом и земельный участок площадью 113 кв.м для обслуживания жилого дома, расположенные по указанному адресу, ранее был произведен перевод нежилого помещения, принадлежащего РАЙПО, в жилое, до заключения договора купли – продажи Старухина С.Н. проживала в указанном доме на условиях найма, других земельных участков, расположенных на данной территории, в собственности РАЙПО не имелось и Старухиной С.Н. пользоваться другими участками право не предоставлялось. В указанной территориальной зоне других жилых строений не имеется, располагаются здания бывших складов РАЙПО и производственная база Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ».
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Филиала Публично - правовой компании «Роскадастр» по Ярославской области, АО «ЯРДОРМОСТ», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела были судом извещены надлежаще.
Представитель третьего лица АО «ЯРДОРМОСТ» в отзыве на иск от 03.07.2024 просил отказать Старухиной С.Н. в удовлетворении исковых требований, указал, что спорный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ», в межевом плане граница образуемого земельного участка по конфигурации совпадает с границей санитарно – защитной зоны производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ», что является недопустимым. Фактически Старухина С.Н. пользуется участком большей площади и нарушает границу санитарно-защитной зоны производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ», но согласно представленному в суд межевому плану она данную часть земельного участка не указывает. Спорный земельный участок продолжает частично располагаться в границах санитарно-защитной зоны производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ», что противоречит Решению Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 05.07.2022 №31, согласно которому для производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ» установлена санитарно-защитная зона с границей согласно приложениям №1,2 к Решению, которая пересекается с границей земельного участка - 76:01:010110:ЗУ1. В границах санитарно-защитной зоны согласно п. 2 Решения, установлены ограничения использования земельных участком в целях: а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использование земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
Согласно ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие указанных участников процесса.
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 26.03.2010 № следует, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 63,2 кв.м. было переведено в жилое помещение – одноквартирный дом.
На основании Постановления Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 26.05.2010 № «О изменении вида разрешенного использования земельного участка Большесельского РАЙПО» был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 113 кв.м, кадастровый №, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, с «для обслуживания здания магазина» на «для обслуживания жилого дома».
Согласно договору купли – продажи № от 09.11.2012, заключенному между Большесельским районным потребительским обществом и Старухиной С.Н., истцом были приобретены в собственность земельный участок площадью 113 кв.м, кадастровый №, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для обслуживания жилого дома, и жилой дом общей площадью 63,2 кв.м, расположенный по указанному адресу.
25.12.2012 произведена государственная регистрация права собственности Старухиной С.Н. на указанные объекты недвижимого имущества.
Из межевого плана, составленного 05.02.2024 по заказу Старухиной С.Н. кадастровым инженером ООО <данные изъяты> ФИО8, схемы внесения изменений в границы территориальной зоны № (жилая зона) путем образования нового контура, заключения кадастрового инженера ФИО8 следует, что на территории территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур) им образован новый контур жилой зоны площадью 748 кв.м, в настоящее время имеется наложение границ территориальной зоны №, зона с особыми условиями территории № (санитарно – защитная зона производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ») расположенная по адресу: <адрес>, остается без изменений.
В судебном заседании 14.02.2024 кадастровый инженер ООО <данные изъяты> ФИО8, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что граница сформированного им по заказу истца земельного участка не налагается на санитарно – защитную зону производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ»), площадь вновь образованного земельного участка составляет 635 кв.м.
Из сведений, представленных Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области от 28.07.2023, следует, что Старухина С.Н. не обращалась в Администрацию района с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, на приеме Старухиной С.Н. устно было разъяснено о невозможности формирования земельного участка в территориальной зоне П (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур) для целей, не связанных с производственной деятельностью.
Согласно данным, представленным Администрацией Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области от 02.08.2023, от 15.09.2023, Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области от 14.09.2023, земельный участок, условный №, расположенный по адресу: <адрес>, Старухиной С.Н. не предоставлялся, указанный земельный участок является объектом недвижимого имущества, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом учете он не состоит.
Из ответа на заявление Старухиной С.Н. Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 18.08.2021 следует, что истцу отказано в предоставлении на праве аренды указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на срок 20 лет, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне П (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур), согласно Правил землепользования и застройки Большесельского сельского поселения, утвержденных Решением Собрания представителей Большесельского муниципального района Ярославской области от 13.06.2019 №, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства в данной территориальной зоне отсутствует, формирование земельного участка с указанным видом разрешенного использования не представляется возможным.
Как следует из выписки из Генерального плана Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, утвержденного Муниципальным Советом Большесельского сельского поселения Ярославской области от 28.10.2010 № (с изменениями и дополнениями от 0.12.2020 №), и Правил землепользования и застройки Большесельского сельского поселения, утвержденных Решением Собрания представителей Большесельского муниципального района Ярославской области от 13.06.2019 №, земельный участок площадью 113 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне П- Производственные зоны, которая предназначена для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду.
Из карты функционального зонирования Генерального плана Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, карты градостроительного зонирования с.Большое Село Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области видно, что принадлежащий истцу земельный участок площадью 113 кв.м, кадастровый №, а также сформированный ею спорный земельный участок расположены в территориальной зоне П- Производственные зоны.
Из заявления Старухиной С.Н. от 08.05.2024, направленного в Комиссию по землепользованию и застройке Большесельского муниципального района, следует, что она просит внести изменения в границы территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры), в границы территориальной зоны № (жилая зона) путем образования нового контура земельного участка, внести соответствующие изменения в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.
Из ответа Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области от 14.05.2024 на заявление Старухиной С.Н. следует, что для рассмотрения её требований на Комиссии по землепользованию и застройке Большесельского муниципального района необходимы сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером. В связи с тем, что данные сведения отсутствуют в заявлении, рассмотреть данный вопрос не представляется возможным. В соответствии с п. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района утвержден решением муниципального совета Большесельского сельского поселения Ярославской области от 28.10.2010 №. В настоящее время средства на подготовку проекта «О внесении изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района» в бюджете района на 2024 год не предусмотрены. В соответствии с п.п. 1 п.2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ необходимо кроме внесения изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения, также внесения изменений в Правила землепользования и застройки Большесельского сельского поселения.
Из материалов дела, уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.07.2023, объяснений представителя ответчика Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области следует, что спорный земельный участок на кадастровом учете не состоит, кадастрового номера не имеет.
Суд приходит к выводу о том, что доводы истца о приобретении ею права собственности на указанный земельный участок в порядке приобретательной давности являются ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Исходя из смысла данной правовой нормы, право собственности в силу приобретательной давности может быть признано на бесхозяйное имущество и на имущество, принадлежащее юридическому либо физическому лицу на праве собственности. Применении положений указанной статьи ГК РФ возможно в случае, если имущество не имеет собственника, собственник имущества неизвестен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.
Согласно п.2 ст.214 ГК РФ, п.1 ст.16 Земельного кодекса РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право собственности в силу приобретательной давности не может быть признано на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Как следует из положений п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ, в перечне оснований, по которым гражданин вправе приобрести в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не содержится основания: приобретательная давность.
На основании положений ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок органом местного самоуправления в собственность, в безвозмездное пользование Старухиной С.Н. не предоставлялся, после приобретения ею в собственность указанного жилого дома и земельного участка для обслуживания жилого дома Старухина С.Н. по своему усмотрению определила границы спорного земельного участка, находящегося в производственной зоне, фактически она самовольно использовала данный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, для ведения личного подсобного хозяйства.
Оснований полагать, что указанный земельный участок является бесхозяйным имуществом, у Старухиной С.Н. не имелось.
Факт открытого и непрерывного владения Старухиной С.Н. указанным земельным участком, а также владение ею земельным участком на праве аренды в 2019 году не свидетельствуют о возникновении у неё права собственности на данный земельный участок.
Оснований полагать, что истец добросовестно владела указанным земельным участком в указанный ею период, у суда не имеется.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания за Старухиной С.Н. права собственности на указанное недвижимое имущество не имеется.
Исковые требования Старухиной С.Н. в части внесения изменений в границы территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры), в границы территориальной зоны № (жилая зона), внесении изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области удовлетворению также не подлежат.
Согласно п.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Положениями частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ определен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Согласно ч.1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч.17 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в Генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч.11). Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (ч.12).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно п.7 ст.1 указанного кодекса территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1).
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану муниципального округа, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
3.1) несоответствие сведений о местоположении границ населенных пунктов (в том числе в случае выявления пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов) с границами земельных участков), содержащихся в документах территориального планирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных населенных пунктов, которое было изменено в соответствии с федеральным законом при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов;
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
6) принятие решения о комплексном развитии территории;
7) обнаружение мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований.
8) несоответствие сведений о границах территориальных зон, содержащихся в правилах землепользования и застройки, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных территориальных зон, которое было изменено в соответствии с федеральным законом при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон (ч.2).
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа, межселенных территориях;
4.1) органами местного самоуправления в случаях обнаружения мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений;
6) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оператором комплексного развития территории, лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, в целях реализации решения о комплексном развитии территории, принятого Правительством Российской Федерации;
7) высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, оператором комплексного развития территории, лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, в целях реализации решения о комплексном развитии территории, принятого высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, главой местной администрации, а также в целях комплексного развития территории по инициативе правообладателей (ч.3).
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования, проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 5.1 и 28, частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения законодательства, наличие права физического лица на подачу предложений о внесении изменений в генеральный план, в правила землепользования и застройки не возлагает на орган местного самоуправления безусловную обязанность принять соответствующее решение о внесении таких изменений.
В ходе рассмотрения данного дела судом истцу неоднократно предлагалось обратиться в Администрацию Большесельского муниципального района с заявлением о внесении изменений в границы территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры), в границы территориальной зоны № (жилая зона), внесении изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, Правила землепользования и застройки Большесельского сельского поселения.
Из представленного Администрацией Большесельского района Ярославской области ответа от 14.05.2024 следует, что заявление истца на заседании Комиссии по землепользовании и застройке Большесельского муниципального района не рассмотрено, поскольку отсутствуют сведения о местоположении земельного участка, его кадастровом номере.
Отказ Администрации Большесельского района Ярославской области в рассмотрении по существу указанного заявления Старухиной С.Н. при рассмотрении указанного дела не обжалован.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с административными исковыми требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В связи с установленными нормами Градостроительного кодекса РФ порядком и процедурой внесения изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, Правила землепользования и застройки Большесельского сельского поселения у суда в настоящее время не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Старухиной С.Н.
Суд также учитывает, что в настоящее время сформированный по заказу истца земельный участок условный № частично располагается в границах санитарно-защитной зоны производственной базы Большесельского филиала АО «ЯРДОРМОСТ» в нарушение Решения Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 05.07.2022 №, устанавливающего ограничения использования земельных участков в данной зоне в целях садоводства и ведения личного подсобного хозяйства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Старухиной Светлане Николаевне <данные изъяты> отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области (ИНН №), Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области (ИНН №), Большесельскому районному потребительскому обществу (ИНН №) о признании права собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности, внесении изменений в границы территориальной зоны № (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры), в границы территориальной зоны № (жилая зона), внесении изменений в Генеральный план Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено «22» июля 2024 года.
Судья