№ 2-3155/2024
УИД26RS0002-01-2024-006517-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 12 сентября 2024 года
Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кечековой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Граб О.А.,
с участием представителя ответчика министерства образования <адрес обезличен> Дудникова С.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Алибекова К. А. к министерству образования <адрес обезличен> о признании отказа незаконным, включении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сводный список,
установил:
Алибеков К.А. обратился в Ленинский районный суд <адрес обезличен> края с указанным иском, который мотивирован тем, что в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Алибекова Л. Г. умерла <дата обезличена>, а отец Алибеков А. А.ырович умер <дата обезличена>. После смерти родителей и до совершеннолетия он находился под опекой Кривошеевой К. М., проживал по адресу: <адрес обезличен>. До смерти родителей его семья проживала по адресу: <адрес обезличен>.
На основании постановления администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> его братья Алибеков Р.А. и Алибеков А.А. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на регистрационный учет для внеочередного получения жилья. Данным постановлением за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 22,15 кв. м. Впоследствии его братья были включены в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма из специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, а в 2018 году обеспечены жилыми помещениями в <адрес обезличен>.
В 2015 году истец обратился с заявлением о включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако, согласно уведомлению министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд ему отказано во включении в указанный сводный список, в связи с закреплением за ним жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 22,15 кв. м.
Истец не согласен с данным отказом, поскольку указанная квартира не принадлежала на праве собственности его родителям и не принадлежит ему. Он не является членом семьи собственника жилого помещения, нанимателем жилого помещения, договор социального найма в отношении указанной квартиры либо иного жилого помещения ни администрацией Андроповского муниципального округа <адрес обезличен>, ни администрацией Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> с ним заключен не был.
Считает отказ неправомерным, так как до настоящего времени право на обеспечение жилым помещением остается не реализованным.
Истец просит суд признать незаконным отказ от 19.08.2015 во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма из специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>; обязать министерство образования <адрес обезличен> включить истца в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма из специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.
В возражениях на иск представитель министерства образования <адрес обезличен> указал, что в июле 2015 года от отдела образования Андроповского муниципального района <адрес обезличен> в министерство поступило учетное дело Алибекова К.А. По итогам рассмотрения учетного дела в адрес отдела образования Андроповского муниципального района <адрес обезличен> было направлено уведомление от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд о том, что установлен факт наличия закрепленного за истцом жилого помещения – квартиры общей площадью 22,15 кв.м, по адресу: <адрес обезличен>, что противоречит п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ от <дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с изложенным, министерство образования <адрес обезличен> отказало во включении истца в сводный список. Истец обжалует отказ министерства от <дата обезличена>, полученный им в июле 2015 года. Исковое заявление подано истцом в июле 2024 года по истечении почти 9 лет, в связи с чем Алибековым К.А. пропущен срок для обжалования отказа министерства от <дата обезличена>. Доказательства уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, истцом не представлены.
Представитель третьего лица министерства имущественных отношений <адрес обезличен> предоставил возражения на иск, в которых просит в удовлетворении требований Алибекова К.А. отказать, в связи с тем, что он отсутствует в списке лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированного министерством образования <адрес обезличен>. С заявлением о предоставлении жилого помещения в министерство имущественных отношений <адрес обезличен> Алибеков К.А. не обращался.
В судебном заседании представитель ответчика Дудников С.В. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы возражений на иск.
Истец Алибеков К.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица министерства имущественных отношений <адрес обезличен>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Андроповского муниципального округа <адрес обезличен>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя и вынесении решения в рамках действующего законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.3 ст. 8 указанного Закона.
Аналогичные положения содержатся в Законе Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 5, 6 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий государственное управление в сфере образования, формирует список детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Срок предоставления уполномоченными муниципальными органами сведений устанавливается органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении II-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 58) матерью Алибекова К. А., <дата обезличена> года рождения, является Алибекова Л. Г., отцом – Алибеков А. А.ырович.
Согласно свидетельству о смерти I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 62), отец Алибекова К.А. умер <дата обезличена>.
Согласно свидетельству о смерти I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 61), мать Алибекова К.А. умерла <дата обезличена>.
Постановлением главы администрации Андроповского муниципального района <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 63) Кривошеева К. М. назначена опекуном (попечителем) Алибекова К.А.
Постановлением главы муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> за Алибековым К.А. закреплено жилое помещение, в котором он проживал с родителями, - квартира общей площадью 22,15 кв.м, расположенная по адресу: <адрес обезличен>.
Алибеков А.К. достиг 18-летнего возраста в <дата обезличена> году, а 23-летнего - в <дата обезличена> году.
В период с <дата обезличена> по <дата обезличена> Алибеков А.К. отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима, что подтверждается справкой <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 65), в связи с чем не имел возможности обратиться с заявлением о постановке его на соответствующий учет до достижения им возраста 23 лет.
<дата обезличена> Алибеков А.К. обратился с заявлением к руководителю отдела образования Андроповского муниципального района (л.д. 108) о включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Учетное дело Алибекова К.А. направлено отделом образования администрации Андроповского муниципального района <адрес обезличен> в министерство образования <адрес обезличен> для рассмотрения вопроса о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно уведомлению заместителя министра образования <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд, Алибекову К.А. отказано во включении в сводный список, в связи с наличием закрепленного за ним на основании постановления главы муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> жилого помещения.
Суд считает данный отказ незаконным ввиду следующего.
Из материалов учетного дела следует, что по заявлению истца комиссией по жилищным вопросам муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> обследована закрепленная за ним квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно акту обследования жилищных условий от <дата обезличена>, в данной квартире одна жилая комната, отсутствуют канализация и водоснабжение, не работает отопление, подключены электричество и газ.
Комиссией по жилищным вопросам муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> в заключении указано, что квартира пригодна для проживания после подведения необходимых коммуникаций и проведения ремонта (л.д. 68).
Доказательства того, что в квартире подведены необходимые коммуникации, проведен ремонт, администрацией Андроповского муниципального района <адрес обезличен>, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не представлены, исходя из чего, суд считает, что жилое помещение не отвечает санитарным нормам в полном объеме и не влечет безусловную возможность пользования данным жилым помещением.
Из письма администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 67), направленного в адрес Алибекова К.А, следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, ранее принадлежавший МУП «ЖКХ <адрес обезличен>», решением Арбитражного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> был передан в ведение жилищного фонда администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен>.
Согласно сведениям, представленным суду администрацией Андроповского муниципального округа <адрес обезличен> и Водораздельным территориальным отделом администрации Андроповского муниципального округа (л.д.128, л.д. 136), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 22,15 кв.м, числится в казне Андроповского муниципального округа <адрес обезличен> и ни за кем не закреплено.
Согласно сведениям, предоставленным суду администрацией Андроповского муниципального округа <адрес обезличен> от <дата обезличена>, в настоящее время зарегистрированных и фактически проживающих граждан в жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>, не имеется. Алибеков К.А. нанимателем и (или) пользователем указанного жилого помещения не является (л.д. 147).
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 131), по состоянию на <дата обезличена> сведения о вышеуказанном объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Следовательно, ни истец, ни его родители при жизни, не являлись собственниками данного жилого помещения, нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Договор социального найма указанной квартиры ни администрацией Андроповского муниципального округа <адрес обезличен>, ни администрацией Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> с истцом, а также с его родителями не заключался.
Уведомлением от <дата обезличена> (л.д. 52) об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, подтверждается факт отсутствия у Алибекова К.А. на праве собственности жилых помещений.
Вышеуказанные сведения, акт обследования жилого помещения, выписка из ЕГРН по состоянию на <дата обезличена> об отсутствии у Алибекова К.А. прав на недвижимое имущество, были представлены в министерство образования <адрес обезличен> с материалами учетного жилищного дела, и необоснованно не были приняты во внимание при рассмотрении вопроса о включении истца в сводный список.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, в список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> родные братья истца – Алибеков Р. А. и Алибеков А. А., зарегистрированные по адресу: <адрес обезличен>, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на регистрационный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для внеочередного получения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рег. <номер обезличен> и <номер обезличен>. В 2018 году Алибеков Р.А. и Алибеков А.А. обеспечены жилыми помещениями.
При этом, в постановлении не приведены доводы о постановке на регистрационный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для внеочередного получения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только лишь Алибекова Р.А. и Алибекова А.А., лишив данного права третьего брата Алибекова К.А.
В срок до достижения Алибековым К.А. возраста 23 лет данный вопрос также не был разрешен органами опеки и попечительства в установленном порядке.
Указанное, по мнению суда, ставит в неравное положение истца по отношению к братьям, которым предоставлены жилые помещения, тогда как предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера.
Исходя из анализа фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что администрация Андроповского муниципального района Ставропольского края, выполняющая функции органа опеки и попечительства, не предпринимала меры по обеспечению и реализации жилищных прав истца, в связи с чем он не был в установленном порядке поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет.
После отказа министерства образования <адрес обезличен> в <дата обезличена> году во включении Алибекова К.А. в сводный список, отделом образования администрации Андроповского муниципального округа, куда неоднократно обращался истец, ему не были даны разъяснения относительно возможности и порядка реализации своих прав на обеспечение жильем.
Истцу, как сироте, ввиду его юридической неграмотности, требовалось не только разъяснение положений закона о наличии права на обеспечение жилым помещением, но и оказание реальной помощи во взаимодействии с государственными органами, которой ему оказано не было.
Согласно справке МСЭ-2018 <номер обезличен> от <дата обезличена>, Алибекову К.А. с <дата обезличена> установлена инвалидность второй группы бессрочно.
Из представленной управлением ЗАГС <адрес обезличен> записи акта гражданского состояния следует, что помимо записи акта о рождении, иные записи актов гражданского состояния в отношении Алибекова К.А. не обнаружены, то есть истец в браке не состоит, детей не имеет.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение министерства образования <адрес обезличен>, изложенное в уведомлении <номер обезличен>-пд от <дата обезличена>, об отказе во включении Алибекова К.А. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.
Поскольку решение ответчика признано незаконным, суд в целях устранения нарушений прав истца считает необходимым обязать министерство образования <адрес обезличен> включить Алибекова К.А. в указанный сводный список.
Рассмотрев заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с данными исковыми требованиями, суд приходит к следующему.
В силу ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Из представленных суду ответчиком документов, послуживших основанием отказа истцу во включении в сводный список, усматривается, что копия уведомления от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд в адрес Алибекова К.А. не направлялась.
Министерством образования <адрес обезличен> копия уведомления направлена в адрес руководителя отдела образования администрации Андроповского муниципального района <адрес обезличен>.
В материалах учетного дела имеется письмо от <дата обезличена> (исх. <номер обезличен>), адресованное отделом образования администрации Андроповского муниципального района <адрес обезличен> Алибекову К.А. по адресу: <адрес обезличен>, направлено письмо (л.д. 80), в котором сообщено о принятом <дата обезличена> министерством образования <адрес обезличен> решении об отказе во включении истца в сводный список.
Вместе с тем, в материалах учетного дела отсутствуют доказательства проживания Алибекова К.А. по адресу: <адрес обезличен>.
Обращаясь в отдел образования администрации Андроповского муниципального района <адрес обезличен>, Алибеков К.А. в заявлениях указывал адрес: <адрес обезличен>.
Доказательства направления указанного письма по адресу: <адрес обезличен>, в материалах учетного дела отсутствуют.
При этом, доказательств направления письма по адресу: <адрес обезличен> (реестр отправки корреспонденции, опись вложения, квитанции о направлении письма), получения истцом письма либо отказа от его получения, возврата письма отправителю с указанием причин возврата, материалы учетного жилищного дела также не содержат, не представлено таких доказательств и суду.
Указанное свидетельствует о том, что Алибеков К.А. не был своевременно и надлежащим образом проинформирован об отказе во включении его в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Исходя из данных обстоятельств, Алибеков К.А. обоснованно мог полагать о том, что он включен в сводный список детей сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие доказательств уведомления истца об отказе во включении в сводный список, направления ему копии письма от <дата обезличена>, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с данным иском Алибековым К.А. не пропущен.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.
Утрата возможности воспитываться в семье, в свою очередь, наделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальным правовым статусом, отличающимся наличием дополнительных гарантий по социальной поддержке в сфере образования, медицины, труда, судебной защиты, а также жилищного обеспечения.
Учитывая, что до настоящего времени льготное право на обеспечение жилым помещением истцом не реализовано, суд полагает, что Алибеков К.А. подлежит включению в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Алибекова К. А. (паспорт <номер обезличен> <номер обезличен>, выдан <данные изъяты> России по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> <дата обезличена>) к министерству образования <адрес обезличен> (ИНН 2634008758, ОГРН 1022601936906) о признании отказа незаконным, включении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сводный список – удовлетворить.
Признать незаконным решение министерства образования <адрес обезличен>, изложенное в уведомлении от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд, об отказе во включении Алибекова К. А. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.
Обязать министерство образования <адрес обезличен> включить Алибекова К. А. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Составление мотивированного решения суда в соответствии с ч. 2 ст. 199 ГПК РФ откладывается до 13.09.2024.
Судья подпись В.Ю. Кечекова