Дело № 2а-8903/2021
24RS0041-01-2021-008725-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 22 ноября 2021 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Кельм Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации размещенной на Интернет-сайтах по сетевым адресам информацией, запрещенной к распространению в РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте по сетевому адресу - Z запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска на основании мониторинга сети Интернет выявлен ряд сайтов, содержащих сведения, запрещенные законодательством РФ, а именно размещена информация в виде текста содержащего поэтапный порядок действий граждан для покупки водительских прав, информация о стоимости услуг по покупке водительских прав.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Шваенко А.В. требования, изложенные в административном иске, поддержала в полном объеме, представила скриншоты о доступности сетевого ресурса на текущую дату.
Представитель административного ответчика – Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения, в которых указывал о доступности информации в настоящее время и наличии по описанию информации, подлежащей запрету к распространению.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 327 УК РФ, подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, является преступлением, влечет за собой уголовную ответственность.
Таким образом, прямой запрет УК РФ на осуществление указанных действий и положения Федерального закона № 149-ФЗ являются основаниями для признания информации, размещенной на данном интернет-сайте, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска проведено исследование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью обнаружения фактов распространения запрещенной информации, согласно акту от 21.10.2021 года в ходе мониторинга сети Интернет выявлен ряд сайтов, представляющих информацию о покупке легальных водительских удостоверений для граждан, независимо от того, лишен ли водитель водительского удостоверения за серьезные нарушения ПДД, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения специального права по управлению транспортным средством без прохождения соответствующего обучения, в связи с чем, указанная информация, на странице сайта Z должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, исследовав все доказательства в их совокупности, учитывая, что правообладатель указанного сетевого ресурса не установлен, указанная информация не соответствует требованиям законодательства, суд полагает возможным признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по вышеуказанному сетевому адресу Z информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи и, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Енисейского управления Роскомнадзора о признании информации размещенной на Интернет-сайтах по сетевым адресам информацией, запрещенной к распространению в РФ - удовлетворить.
Признать информацию в виде текста, содержащего поэтапный порядок действий граждан для покупки водительских прав, информация о стоимости услуг по покупке водительских прав размещенную на сайте по сетевому адресу Z информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2021г.
Копия верна.
Судья: Кравченко О.Е.