Решение по делу № 33-890/2022 от 24.02.2022

    судья Калганова С.В.      Дело №2-3301/2021        (первая инстанция)

         № 33-890/2022

                                                                          (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Радовиля В.Л.,

судей                                   - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                       - Матвеевой Д.Д.,

с участием

прокурора                     - Берловой Е.В.,

    истца             - Шарикова А.В.,

    представителя ответчика             - Третьяковой Т.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Ленинского района в интересах Шарикова А. В. к Департаменту городского хозяйства г. Севастополя о понуждении к совершению определенных действий,

по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства г.Севастополя на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 28 декабря 2021 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г.Севастополя обратился в суд в интересах Шарикова А.В. с иском к Департаменту городского хозяйства г.Севастополя об обязании профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида Шарикова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. к месту проживания, по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обязании Департамент городского хозяйства города Севастополя организовать беспрепятственный доступ инвалида Шарикова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. к месту проживания, по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей в соответствии с Правилами обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка в интересах Шарикова А.В. об исполнении законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя, по результатам которой выявлены нарушения законодательства. Проверкой установлено, что Шариков А.В. является инвалидом группы, инвалидность установлена бессрочно, проживает по адресу: <адрес>. Общее имущество                                           в многоквартирном доме, в котором проживает Шариков А.В. не оборудовано соответствующими средствами, а именно: плавными спусками, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске. Согласно абз.1 Раздела II Постановления Правительства Севастополя                     от 21.11.2016 № 1112-ПП (ред. от 05.12.2020) «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 2022 годы» повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности МКД для инвалидов и других маломобильных групп населения относится к приоритетным направлениям развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Таким образом, ненадлежащее соблюдение Департаментом городского хозяйства города Севастополя требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушает право инвалида-колясочника Шарикова А.В. на беспрепятственный доступ к месту проживания, по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме.

Решением Ленинского районного суда г.Севастополя от 28.12.2021 исковые требования Прокуратуры Ленинского района в интересах Шарикова А.В. к Департаменту городского хозяйства г. Севастополя о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворены. Суд обязал Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида Шарикова А.В. к месту проживания, по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид. Департамент городского хозяйства города Севастополя обязан организовать беспрепятственный доступ инвалида Шарикова А.В. к месту проживания, расположенного по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей в соответствии с Правилами обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В апелляционной жалобе Департамент городского хозяйства г.Севастополя просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что выводы суда первой инстанции о том, что Департамент обладает достаточными полномочиями по организации обследования МКД и обеспечения беспрепятственного доступа Шарикова А.В. к месту проживания, противоречат действующему законодательству. В настоящее время нормативный правовой акт города Севастополя, как субъекта Российской Федерации, о реализации положений Постановления Правительства РФ № 649 в городе Севастополе и назначении какого-либо государственного органа исполнительной власти города Севастополя уполномоченным на реализацию положений Постановления № 649 отсутствует. Функции разработки указанного проекта нормативного правового акта возложены на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя. Ввиду отсутствия соответствующего нормативного правового акта, вывод суда первой инстанции о том, что полномочия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к месту проживания возложены на Департамент городского хозяйства города Севастополя, не соответствуют действующему законодательству. Судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы Департамента о необходимости подтверждения обеспечения условий доступности инвалидов к месту проживания и к общему имуществу многоквартирных домов актом региональной комиссии, поскольку необходимость предоставления данного акта региональной комиссии установлена Постановлением Правительства РФ № 649, что свидетельствует об отсутствии оснований для исключения акта региональной комиссии из числа необходимых и допустимых доказательств по делу. Судом первой инстанции неправомерно отклонены доводы Департамента об отсутствии сведений о технической возможности и необходимости установки в многоквартирном доме указанных в иске приспособлений, поскольку истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств в обоснование своей правовой позиции в данной части. Судом первой инстанции не учтены положения приказа Минстроя России от 28.02.2017 года № 583/пр «Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта много дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида». Решение суда противоречит требованиям Постановления № 649, поскольку принято без учета потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении. Суд первой инстанции применил статью 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», однако данная норма не может быть применена в рассматриваемых правоотношениях, так как не регулирует вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к месту проживания. Судом первой инстанции неверно применен ГОСТ Р 51261-2017, поскольку дом, в котором проживает Шариков А.В., является жилым многоквартирным домом и не может быть отнесен к общественному зданию. Выводы суда первой инстанции о том, что Департамент является органом исполнительной власти города Севастополя, на который возложены полномочия по реализации Постановления 649, базирующиеся на основании постановления Правительства Севастополя от 21.11.2016    года № 1112-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» и Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, являются необоснованными, поскольку Перечнем основных мероприятий государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» такой вид работ как капитальный ремонт многоквартирных домов с целью обеспечения доступности инвалидов и других малоподвижных групп населения к их жилью не предусмотрен. Финансирование данных мероприятий также не предусмотрено государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя». Отсутствие в материалах дела доказательств о наличии в жилом доме, в котором проживает Шариков А.В., конструктивных элементов, находящихся в аварийном состоянии, сводит применение судом первой инстанции норм Постановления № 1112-ПП к недопустимым основаниям в рассматриваемых правоотношениях. В данной связи, следует учесть нормы ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, что выполнение работ по обеспечению доступности инвалидов и других малоподвижных групп населения к их жилью в рамках постановления ППС № 1112-ПП будет расценено контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств, что повлечет применение соответствующих санкций к Департамент как к главному распорядителю бюджетных средств. Судом первой инстанции не учтено, что доступность для инвалида жилого помещения обеспечивается посредством приспособления такого помещения с учетом потребностей инвалида. Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов должны осуществлять уполномоченные на то федеральные или региональные органы власти. Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении. Обследование осуществляется федеральной или региональной комиссией в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным федеральным органом или органом власти субъекта РФ. Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида выносится комиссией на основании акта обследования иди решения комиссии. В решении суда первой инстанции не раскрывается взаимосвязь норм ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и полномочий Департамента. Не приведено достаточных оснований взаимосвязи полномочий Департамента и финансирования строительства стационарного пандуса в <адрес> в <адрес>.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Севастополя просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, ООО «Управляющая компания», Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что по обращению Шарикова А.В. об исполнении законодательства о социальной защите инвалидов, прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка деятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя.

Проверкой установлено, что Шариков А.В. является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно, проживает по адресу: <адрес>. Общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает Шариков А.В., не оборудовано соответствующими средствами, а именно: плавными спусками, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске.

С целью восстановления прав на доступную среду,                                               Шариковым А.В. в 2015-2017 годах направлялись письменные заявления в различные органы и организации, с просьбой обеспечить инвалиду доступную среду, однако меры к восстановлению прав инвалида не приняты, указанная переписка у Шарикова А.В. не сохранилась.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Шарикова А.В., исходя из того, что ненадлежащее соблюдение Департаментом городского хозяйства г.Севастополя требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов нарушает право инвалида-колясочника Шарикова А.В. на беспрепятственный доступ к месту проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме. Поскольку органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является Департамент городского хозяйства города Севастополя, который также координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач, обязанность профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида Шарикова А.В. к месту проживания - к квартире, к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, суд возложил на Департамент городского хозяйства города Севастополя.

С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.

Статья 7 Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ, федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (абзац восьмой статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).

В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил).

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 21.11.2016 года № 1112-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2017-2020 годы», повышение комфортности условий проживания, в том числе, обеспечение доступности МКД для инвалидов и других маломобильных групп населения, относится к приоритетным направлениям развития жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Согласно разделу VII, определяющему механизм реализации Программы, ответственным исполнителем является Департамент городского хозяйства города Севастополя, который несет ответственность за конечные результаты ее реализации, рациональное использование выделенных бюджетный ассигнований, определяет формы и методы управления реализацией Программы, обеспечивает информационное и организационное сопровождение выполнения программных мероприятий.

Также, названным разделом предусмотрено, что перечень (состав) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту включает выполнение проекта планировки территории и проекта межевания территории по объекту, проектно-изыскательские работы, инженерные изыскания, обследование технического состояния объекта, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, пусконаладочные работы, авторский надзор, строительный контроль, проведение публичного технологичного и ценового аудита, проведение государственных экспертиз (экологической, проектной документации, в том числе инженерных изысканий, историко-культурной), проверку достоверности сметной стоимости работ и прочие затраты, предусмотренные сводным сметным расчетом.

Согласно п.п. 1, 3, 6 п. 9.1 Постановления Правительства города Севастополя от 16.09.2016 года № 875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя», Департамент городского хозяйства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя), земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.

Департамент в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя координирует работу по реализации мероприятий, направленных на обеспечение финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства; организует в установленном законом порядке управление многоквартирными домами; организует проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определен субъект ответственности Департамент городского хозяйства города Севастополя, отвечающий за создание условий для обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, который может реализовать свои функции путем применения властно распорядительных функций.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время не принят нормативно правовой акт города Севастополя о реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649, отсутствует какой-либо государственный орган исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченный на реализацию положений указанного Постановления, отклоняются судебной коллегией, поскольку в связи с данными обстоятельствами возможность беспрепятственного доступа инвалида Шарикова А.В. в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, ограничена быть не может.

Обстоятельства того, что вид работ - капитальный ремонт многоквартирных домов с целью обеспечения доступности инвалидов и других малоподвижных групп населения к их жилью, не предусмотрен государственной программой г. Севастополя, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку не могут влиять на реализацию обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации жилищных прав.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии акта региональной комиссии, отсутствии сведений о технической возможности и необходимости установки спорных приспособлений, отклоняются судебной коллегией, поскольку не влекут отмену решения суда.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 г. N 649, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.

Таким образом, обязанность предоставления акта региональной комиссии, сведений о технической возможности и необходимости установки спорных приспособлений, не может быть возложена на истца.

Кроме того, ответчиком не было предоставлено доказательств отсутствия необходимости и возможности оборудования жилого помещения, в котором проживает инвалид Шариков А.В., и общего имущества в многоквартирном доме, соответствующими приспособлениями.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно применены нормы ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», неверно применен ГОСТ Р 51261-2017, отклоняются судебной коллегией, поскольку данные обстоятельства не привели к принятию неправильного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела по существу, районным судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 28 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства г.Севастополя, без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

    Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 марта 2022 года.

    Председательствующий:                    В.Л.Радовиль

    Судьи:                                А.В.Ваулина

                                        Е.В.Герасименко

33-890/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Севастополя в интересах Шарикова Алексея Владимировича
Шариков Алексей Владимирович
Ответчики
Департамент городского хозяйства г. Севастополя
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя
ООО УК
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Герасименко Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
24.02.2022Передача дела судье
24.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022Передано в экспедицию
24.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее