Судья: Попрядухин И.А. №21-43/2022 г.
№12-83/282/2021 г.
46RS0025-01-2021-000943-16
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
07 апреля 2022 года г. Курск
Судья Курского областного суда Ягерь Е.А., рассмотрев жалобу Администрации г. Фатежа на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Фатежскому, Золотухинскому и Поныровскому району УФССП России по Курской области Спажакиной А.С. от 29 сентября 2021 года № 186, решение судьи Фатежского районного суда Курской области от 23 декабря 2021 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Фатежа,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Фатежскому, Золотухинскому и Поныровскому району УФССП России по Курской области Спажакиной А.С. от 29 сентября 2021 г. № 186, оставленным без изменения решением судьи Фатежского районного суда Курской области от 23 декабря 2021 г. Администрация г. Фатежа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе поступившей в Курский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ Администрация г. Фатежа просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Защитник Администрации г. Фатежа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Администрации г. Фатежа к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой послужило то обстоятельство, что 15 июня 2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете производства захоронений на указанной в решении суда и в исполнительном документе части территории кладбища (включая предоставление земельных участков для этих целей и производство захоронений в существующих могилах.
Постановление от 15.06.2021 г. вручено Администрации г. Фатежа 15.06.2021 г.
27.07.2021 г. Администрацией города Фатежа принято распоряжение № о запрете производства всех видов захоронений на указанной в решении суда части территории кладбища, несмотря на это, в период с 17.09.2021 г. по 21.09.2021 г. МКУ «Благоустройство города Фатежа» произведено новое захоронение на расстоянии менее 100 м от ближайших стен жилых домов, то есть в период после получении должником копии постановления о взыскании исполнительского сбора.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно статье 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательных для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В силу статьи 113 указанного Закона, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Фатежского районного суда Курской области от 03.08.2020 г. на Администрацию г. Фатежа возложена обязанность по принятию решения о запрете производства всех видов захоронений на территории общественного кладбища города Фатежа на расстоянии менее 100 метров от ближних стен жилых домов, расположенных за пределами кладбища (до установления границы санитарно-защитной зоны кладбища) и обеспечению контроля за выполнением указанного запрета любыми иными лицами:
- до установления границы санитарно-защитной зоны общественного кладбища – на расстояние менее 100 метров о ближних стен жилых домов, расположенных за пределами данного земельного участка;
- после установления границы санитарно-защитной зоны общественного кладбища – в пределах указанной санитарно-защитной зоны.
На основании исполнительного листа, выданного 18 января 2021 г. судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации г. Фатежа возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
15.06.2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Фатежа исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 163 от 23 сентября 2021 г., составленном в отношении Администрации г. Фатежа основанием к его составлению явился факт не исполнения запрета установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 июня 2021 г.
Между тем, приведенное основание поводом к возбуждению дела об административном правонарушении не являлось.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу; формулируется вмененное данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении предусмотрены часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, событие вмененного юридическому лицу административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок исполнения.
При этом, неисполнение должником соответствующих требований во вновь установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено юридическому лицу, судебный пристав-исполнитель исходил из того, что им одновременно с вынесением постановления о взыскании исполнительского сбора вынесено в порядке ст. 67 Закона об исполнительном производстве в качестве обеспечительных мер, постановление о запрете производства захоронений на указанной в решении суда и в исполнительном документе части территории общественного кладбища (включая предоставление земельных участков для этих целей и производство захоронений в существующих могилах) до установления границ санитарно-защитной зоны, а после ее установления в пределах установленной санитарно-защитной зоны. Также указано на то, что в течение срока действия указанного постановления 21.09.2021 г. в 15.00 час. установлен факт нового захоронения в пределах менее 100 м от стен ближайших жилых домов, в срок установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Между тем, в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 15 июня 2021 г. в п. 2 его резолютивной части не указан новый срок исполнения требований исполнительного документа, в то время как, диспозиция части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность привлечении к административной ответственности только после окончания срока, повторно установленного должнику, после вынесения в отношении последнего постановлении о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, изложенная в протоколе об административном правонарушении объективная сторона правонарушения не содержит сведений об окончании повторно установлено судебным приставом-исполнителем срока исполнения должником требований исполнительного документа, а время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, так как событие данного правонарушения, с учетом положений части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве, наступает по истечении нового срока, установленного после вынесения постановлении о взыскании исполнительского сбора.
Судьей при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица оставлены без внимания и надлежащей правовой оценки данные нарушения, допущенные должностными лицами ОСП по Фатежскому, Золотухинскому и Поныровскому району УФССП России по Курской области при производстве по делу об административном правонарушении.
В силу требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление, может быть вынесено решение об отмене состоявшихся постановления и решения и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены данные постановление и решение.
Принимая во внимание положения части 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, полагаю, что на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2021 ░., ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30.7, ░░░░░░ 30.9 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 31.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30.12 – 30.19 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░