РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2024 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи ФИО6
при секретаре ФИО2,
с участием истца – ФИО1,
представителя истца по устному ходатайству – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по иску ФИО1 к <данные изъяты> о признании права собственности на гаражный бокс,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на гаражный бокс №, общей площадью 36,6 кв.м., расположенный в <данные изъяты> по адресу: <адрес>; взыскать с ответчика в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 3600 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1, является членом <данные изъяты> и в пользовании истца находится гаражный бокс №. Истцу выдана членская книжка и ордер на гаражный бокс №. Он пользуется гаражным боксом и несет бремя его содержания. Члены кооператива обязаны внести денежные средства в размере пая полностью до начала строительства. Размер пая каждого члена кооператива должен соответствовать стоимости бокса или места стоянки для одного автомобиля. Член кооператива не может стать членом ГПК без уплаты паевого взноса. Членство в ГПК подтверждается наличием членской книжки и ордером на гаражный бокс, ответчиком регулярно принимались членские и целевые взносы, что отражено в членских книжках, однако ответчик отказывается выдать ФИО1 справку о выплате паевого взноса за используемый им гаражный бокс. Факт отсутствия у ГПК сведений об уплате паевых взносов членами ГПК, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Уставом ГПК предусмотрена последовательность действий, предшествующих кооптированию в члены ГПК лиц, приобретших права на гаражные боксы, согласно которым обязательным условием для выдачи членской книжки и ордера на занятие гаражного бокса является уплата паевого взноса, либо полный расчет за него с прежним владельцем бокса. Оформленный таким образом ордер подтверждает факт полной оплаты истцом паевого взноса за гаражные боксы и возникновение у истца права собственности в отношении данного имущества. В соответствии с п. 3.8, 3.9 Устава ГПК № в случае невнесения членами кооператива вступительных и паевых членских взносов в установленные сроки, начисляются пени в размере 0,5% или такой член ГПК может быть исключён из ГПК при длительном или неоднократном нарушении своих обязанностей по внесению членских и паевых взносов. Истец не исключён из кооператива, в суд иски о взыскании с него каких-либо задолженностей кооперативом не подавались, что свидетельствует о том, что паевой взнос за гаражный бокс уплачен полностью, задолженность по уплате членских и иных взносов не имеется. В целях регистрации права собственности на гаражный бокс ФИО1 неоднократно обращался к председателю кооператива о выдаче ему справки о выплате пая, но председатель ГПК под надуманным предлогом не выдаёт указанную справку. Ответчик, отказывая в выдаче справки о выплате пая полностью - злоупотребляет своим правом и нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на гаражный бокс. Зарегистрировать на гараж-бокс право собственности во внесудебном порядке невозможно, поскольку истец, не обладает требуемыми для регистрации документами в полном объёме, а именно: справкой о выплате пая, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Истец ФИО1 и его представитель по устному ходатайству – ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, ответчик, заблаговременно извещался судом о времени и месте проведения судебного заседания по месту регистрации юридического лица, которое указано в материалах гражданского дела (выписка из ЕГРЮЛ). Вместе с тем, почтовое извещение <данные изъяты> не получено и возвращено в адрес суда за истечением срока хранения, согласно отметке на конверте регистрируемого почтового отправления.
На основании п. 1 ст. 165.1 ГПК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ судом предприняты все необходимые меры для надлежащего извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела. Сам факт неполучения извещений, своевременно направленных заказными письмами, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении ответчика судом о дате и времени рассмотрения дела, а расценивается как отказ от получения судебного извещения, обязанность по получении которого лежит на ответчике.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 и п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 35 ГПК РФ, в силу которых лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ дела в отсутствие представителя ответчика, к надлежащему извещению которого были предприняты соответствующие меры, при надлежащем исполнении ответчиком обязанности по получению судебной почтовой корреспонденции, имелось достаточное количество времени для ознакомления ответчика с материалами дела, организации возможности к участию в судебном заседании. Неполучение судебного извещения является результатом волеизъявления ответчика по реализации своих процессуальных прав. Кроме того, суд учитывает факт участия представителя ответчика – ФИО4, действующего на основании Устава <данные изъяты> при проведении судом подготовки по гражданскому делу, что свидетельствует о его осведомленности о нахождении гражданского дела в производстве суда. Ответчик, являясь стороной по делу и будучи осведомленным о рассмотрении дела судом, также не был лишен возможности дополнительно получить информацию о движении дела, размещенную в телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель третьего лица - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав на то, что администрация г.о.Тольятти не препятствует истцу в оформлении права собственности на спорный объект.
Представители третьих лиц <данные изъяты> <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Аналогичное разъяснение содержится и в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума N 25.
Таким образом, лица, полностью внесшие паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса.
Судом установлено, что ФИО1 является членом <данные изъяты> что подтверждается членской книжкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ. Во владении ФИО1 находятся гаражный бокс №, что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ, выданным председателем <данные изъяты> и не оспорено ответчиком в ходе рассмотрения дела. Членство в ГСК подтверждается наличием ордера на гаражный бокс и членской книжкой.
ФИО1 в исковом заявлении указывает, что в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимое имущество возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
Ответчиком регулярно принимались членские и целевые взносы, на основании ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №37-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», что отражено в членской книжке, однако, ответчик отказывается выдать истцу справку о выплате паевого взноса за используемые им гаражный бокс и кладовку.
ФИО1 обращался в <данные изъяты> с заявлением о выдаче справки о выплате паевых взносов для оформления прав собственности на занимаемое помещение, ответ на обращение не получен.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № организован кооператив по строительству гаража на 104 машиномест с присвоением порядкового номера 34 для работников <данные изъяты> в районе <данные изъяты>
Постановлением администрации <адрес>
№ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> предоставлен земельный участок площадью 0,65 га для дальнейшей эксплуатации объектов и 0,04 га под благоустройство и санитарное содержание территории по <адрес>.
Постановлением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено <данные изъяты> осуществлять регистрацию права собственности на кооперативные гаражи, ГСК, завершенные строительством и эксплуатируемые до ДД.ММ.ГГГГ, согласно прилагаемого списка при наличии свидетельства на право землепользования. Кооперативным гаражам, завершенным строительством после ДД.ММ.ГГГГ, и находящимися под контролем инспекции Госархстройнадзора, <данные изъяты> производит регистрацию объектов на основании «акта приемки законченного строительством объекта», утвержденного приказом заказчика, оформленного согласно временного положения по приемке объектов в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного постановлением мэра <адрес>.
Таким образом, построенный членами кооператива гараж возведен на земельном участке, отведенном в установленном порядке для этих целей.
Так, согласно п. 4.2. Устава гаражно-потребительского кооператива № «Волгоцеммаш», каждому члену ГПК в течение трех месяцев со дня приема его в ГПК, выдается членская книжка, в которой указываются сведения о наименовании владельца, номер гаража-бокса, размер и дата внесения взносов.
В соответствие с п. 4.3. Устава ГПК, каждый член ГПК регистрируется в реестре членов ГПК, в котором в обязательном порядке указываются сведения о лице, и номер гаражного бокса, ему предоставленном. Ответственным лицом за ведение реестра членов ГПК и выдачу членских книжек, является председатель правления ГПК.
Согласно п. 4.6. Устава, любое лицо, которое приобрело гараж-бокс, расположенный на территории ГПК, имеет право быть принятым в члены ГПК, а ГПК обязано принять такое лицу в члены ГПК по его заявлению в порядке, предусмотренном п.4.1. Устава.
Таким образом, Уставом ГПК № предусмотрена последовательность действий, предшествующих кооптированию в члены ГПК лиц, приобретших права на гаражные боксы, согласно которым обязательным условием для выдачи членской книжки и ордера на занятие гаражного бокса является уплата паевого взноса, либо полный расчет за него с прежним владельцем бокса. Оформленный таким образом ордер подтверждает факт полной оплаты ФИО1 паевого взноса за гаражный бокс и возникновение у него права собственности в отношении данного имущества.
Как следует из представленных в материалы дела документов, истец является членом ГПК №, в пользование выделен гаражный бокс №.
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан ордер на занятие помещения гаражного бокса № в гаражном потребительском кооперативе № <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>
В соответствии с техническим паспортом на гаражный бокс по адресу <адрес> № бокса (кладовки) 340, <данные изъяты> построен в ДД.ММ.ГГГГ на 214 боксов и 195 кладовок, гаражный бокс расположен на 3 этаже, позиция в плане – 7, общая площадь 36,6 кв.м.
Согласно акта технической инвентаризации гаражного бокса, при проведении обследования ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выявлено, что гаражный бокс № имеет фактическую нумерацию 3-41. Изменения в реестр технической документации (РТД) <данные изъяты> в части нумерации помещений не вносились.
Каких-либо претензий по поводу неоплаты паевых взносов ответчик ФИО1 не предъявлял, законность и правомерность владения и пользование гаражным боксом и кладовкой не оспорены. При этом именно кооперативом должен вестись учет уплаченных членами кооператива паевых взносов. Отсутствие в ГПК какой-либо документации и не передача такой документации прежним руководством негативных последствий для истца, при вышеуказанных обстоятельствах, нести не может.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО1 является членом <данные изъяты> в его пользовании находится гаражный бокс на законных основаниях, из членов кооператива ФИО1 не исключался.
Членство ФИО1 в <данные изъяты> подтверждается наличием членской книжки и ордером, ответчиком регулярно принимались членские и целевые взносы, что отражено в членской книжке, однако ответчик не выдал истцу справку о выплате паевого взноса за гаражный бокс и кладовку.
От ответа на запрос суда о наличии в <данные изъяты> гаражных боксов, о численности членов <данные изъяты>
Таким образом, следует признать, что факт оплаты ФИО1 паевого взноса за спорный гаражный бокс в полном объеме нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения гражданского дела.
При рассмотрении дела никем не оспаривалось, что гараж возведен на выделенном для этих целей ГСК земельном участке без нарушения строительных норм и правил, прав и обязанностей третьих лиц, не создают угрозу их жизни и здоровью.
Из ответа на запрос <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в реестре технической документации (РТД) <данные изъяты> отсутствуют документы на гаражный бокс №, расположенный в <данные изъяты> по адресу: <адрес>
Согласно членской книжке и ордеру в пользовании истца находился гаражный бокс №.
Сам факт выплаты пая за гараж членом гаражно-строительного кооператива подразумевал его возведение и использование членом ГСК, отсутствие иных доказательств наличия гаража в виде акта сдачи и ввода гаражного объекта в эксплуатацию, проведения государственной и негосударственной экспертизы проекта гаражного строительства, не может являться основанием для ограничения права истца на признание за ним права собственности на гараж.
Принимая во внимание, что спорный гараж возведен на отведенном для этой цели земельном участке на основании соответствующего разрешения органа исполнительной власти, истец является членом <данные изъяты> пай за предоставленные кооперативом гаражный бокс выплачен в полном размере, доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу, что ФИО1 приобрел с момента выплаты пая право собственности на указанное недвижимое имущество в виде гаражного бокса №, общей площадью 36,6 кв.м., в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлен факт нарушения прав истца ответчиком по невыдаче справки о выплате паевого взноса за гараж.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с <данные изъяты> в пользу ФИО1 в размере 3 600 рублей, так как действия ответчика явились основанием для предъявления настоящего иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 36,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) 3600 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░
░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░7
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░8