УИД 34RS0004-01-2020-003193-95 Административное дело № 2а-1656/2020
Судья Озаева О.В. Дело № 33а-4423/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 29 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района г.Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда об оспаривании бездействия
по апелляционным жалобам административного ответчика администрации Волгограда, заинтересованного лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 октября 2020г., которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора Красноармейского района г.Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда об оспаривании бездействия - удовлетворить.
Бездействие администрации Волгограда по непринятию мер к приведению в соответствие с нормативными требованиями автомобильной дороги напротив дома № № <...> по улице Марковникова г. Волгограда - признать незаконным.
Обязать администрацию Волгограда устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения напротив дома № № <...> по улице Марковникова г. Волгограда путем проведения ремонта автомобильной дороги в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Красноармейского района г.Волгограда обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, в обоснование требований указал, что прокуратурой района на основании обращения Киреевой Л.В. совместно с сотрудниками дорожного надзора ОГИБДД ОБДПС УМВД России по г. Волгограду 07.07.2020 проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при ремонте и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград в Красноармейском районе, в ходе которой выявлены нарушения. Напротив дома №№ <...> по улице Марковникова, имеется дефект в дорожном покрытии, обрушена кромка проезжей части, полностью разрушено дорожное покрытие на всю толщину в виде пролома глубиной 1 м 62 см, длиной 1 м 54 см, а также имеется просадка дорожного полотна глубиной 21 см, длиной 3 м 70 см и отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки). Полагает, что не приняты меры по обеспечению безопасного движения автомобильного транспорта и пешеходов на указанных участках дорог. Дорожные знаки и ограждения, предупреждающие участников дорожного движения об опасности, отсутствуют. Дорожное движение на указанных участках автомобильных дорог не ограничено, а также не обеспечена безопасность дорожного движения, что является не только нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечет повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Волгограда, круг которых не определен.
С учетом уточненных исковых требований просил признать бездействие администрации Волгограда по непринятию мер к приведению в соответствие с нормативными требованиями автомобильной дороги напротив дома № № <...> по улице Марковникова г. Волгограда незаконным, обязать администрацию Волгограда устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения напротив дома № № <...> по улице Марковникова г. Волгограда путем проведения ремонта автомобильной дороги в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах административный ответчик администрация Волгограда, заинтересованное лицо департамент городского хозяйства администрации Волгограда оспаривают законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы заинтересованное лицо Киреева Л.В. указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя административного ответчика администрации Волгограда Любимова Ю.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Скуратову И.А., считавшую решение суда подлежащим изменению в части способа восстановления нарушенного права, заинтересованное лицо Кирееву Л.В., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что согласно акту проверки от 02.10.2020, проведенной помощником прокурора Красноармейского района г. Волгограда Варгулевичем М.К., старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду Олейниковым Е.А., консультантом отдела контроля, делопроизводства, кадрового обеспечения департамента городского хозяйства администрации Волгограда Гузенко Г.А. на основании обращения Киреевой Л.В. установлено, что напротив дома № № <...> по ул. Марковникова имеется дефект в дорожном покрытии, а именно обрушена кромка проезжей части на всю толщину дорожного покрытия в виде пролома глубиной 1 м 65 см, длиной 1 м 46 см, имеется просадка дорожного полотна глубиной 15 см, длиной 3 м 50 см.
Также установлено, что выявленные недостатки являются нарушениями требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог, установленных ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и требований ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Не приняты меры по обеспечению безопасного движения автомобильного транспорта и пешеходов на данном участке автомобильной дороги. Дорожные знаки и ограждения, предупреждающие об опасности, не установлены. Не обеспечена безопасность дорожного движения.
При составлении акта проверки от 02.10.2020 использованы способы фиксации, а именно фотокамера, рулетка измерительная UM5M (свидетельство о поверки № 694880 до 13.11.2020), рейка дорожная универсальная РДУ-Кондор (свидетельство о поверки № 694879 до 13.11.2020).
Из материалов надзорного производства № 3094ж-2019 следует, что 11.10.2019 и 30.10.2019 в прокуратуру Красноармейского района Волгограда поступили обращения Киреевой Л.В. с просьбой провести проверку и обследование дороги, оказать содействие в решении проблемы ремонта дороги по адресу: ул. им. Марковникова. При этом указано, что ранее жильцы, проживающие на данной улице, обращались в администрацию Красноармейского района Волгограда, откуда обращение перенаправлено в департамент городского хозяйства. Однако до настоящего времени никаких мер принято так и не было.
08.11.2019 помощником прокурора Красноармейского района г.Волгограда Варгулевичем М.К., старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ДН ОГИБДД Управления МВД России по г.Волгограду Олейниковым Е.А., на основании обращения Киреевой Л.В. проведена проверка соблюдения законодательства безопасности дорожного движения на дороге общего пользования по улице им. Марковникова, в ходе которой установлено, на всем протяжении проезжей части дороги по ул. Марковникова выявлено занижение обочины по отношении к кромке проезжей части на 15 см, отсутствуют ограждения водосточной канавы, расположенной в непосредственной близости от края проезжей части; отсутствуют необходимые дорожные знаки, обеспечивающие безопасность дорожного движения; бортовые камни разрушены, частично отсутствуют; на всем протяжении автомобильной дороги установлены дефекты в дорожном покрытии в виде выбоин, трещин, просадок; отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), на дорожном покрытии имеются песчано-грунтовые насосы; в некоторых местах обочина не соответствует требованиям действующих нормативов; имеется отклонение от требований дождеприемников ливнесточных стоков.
Также установлено, что выявленные недостатки являются нарушениями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Не приняты меры по обеспечению безопасного движения автомобильного транспорта и пешеходов на указанных участках автодорог. Дорожные знаки и ограждения, предупреждающие участников дорожного движения об опасности, отсутствуют. Не обеспечена безопасность дорожного движения.
17.03.2020 в адрес главы Волгограда административным истцом направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Красноармейского района Волгограда, принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению их впредь, а также рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности за подписью прокурора района Иванова А.И.
08.06.2020 в адрес прокуратуры Красноармейского района Волгограда поступило дополнительное обращение Киреевой Л.В. с приложением подписей всех жильцов, проживающих на улице Марковникова, и фотографий.
Из материалов надзорного производства № 3094ж-2019 следует, что Киреева Л.В. обращалась с жалобой в аппарат полномочного представителя президента РФ в южном федеральном округе.
03.07.2019 из ответа департамента городского хозяйства администрации Волгограда следует, что ввиду ограниченного финансирования, разработка проектно- сметной документации и работы по строительству дороги по ул. им. Марковникова в Красноармейском районе Волгограда в план работ 2019 года не включены. Возможность проведения указанных мероприятий будет рассмотрена при условии выделения целевого финансирования на данный вид работ.
Согласно ответу департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 02.11.2018, на текущий год ремонт вышеуказанной дороги не запланирован, возможность проведения ремонта будет рассмотрена при формировании плана работ на 2019 год и наличии целевого бюджетного финансирования, 06.09.2018 администрация Красноармейского района Волгограда направила обращение Киреевой Л.В. для рассмотрения в Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, улица им. Марковникова относится к собственности публично-правового образования.
Разрешая административный спор, суд пришел к выводу о незаконном бездействии администрации Волгограда, выразившемся в непринятии мер по организации работ по ремонту автомобильной дороги местного значения и приведению ее эксплуатационного состояния в соответствии с установленными требованиями.
Судебная коллегия считает необходимым с данным выводом согласиться.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу п. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Закон № 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу п. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта № 1245-ст от 26.09.2017 утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и введен в действие с 01.09.2018.
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Так, пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А значений показателей), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Пунктом 4.2 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (п. п. 1, 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В рассматриваемом случае судом установлено, что собственником указанной дороги является администрация Волгограда.
Такими образом, системный анализ выше названных норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления. В отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных в г. Волгограде, обязанность по их содержанию и ремонту возлагается на администрацию Волгограда.
Распределение соответствующих функций и полномочий между структурными подразделениями администрации не освобождает последнюю от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Между тем, как следует из материалов дела, данную обязанность в отношении автомобильных дорог местного значения, указанных в административном иске, административный ответчик в полном объеме не выполняет. Таким образом, вышеуказанные доказательства подтверждают факт того, что выявленные недостатки состояния автомобильной дороги превышают предельно допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017 и свидетельствуют о том, что вышеприведенные требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения администрацией Волгограда соблюдаются ненадлежащим образом, в связи с чем имеет место неправомерное бездействие административного ответчика.
При таких данных, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований административного иска.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что верным способом восстановления права будет являться возложение обязанности на администрацию Волгограда устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения напротив дома № № <...> по улице Марковникова г.Волгограда путем организации проведения ремонта автомобильной дороги.
При этом судом в порядке ст. 187 КАС РФ установлен разумный срок для исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и по доводам апелляционной жалобы не может быть увеличен.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 октября 2020г. изменить.
Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
- возложить обязанность на администрацию Волгограда устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения напротив дома № № <...> по улице Марковникова г. Волгограда путем организации проведения ремонта автомобильной дороги в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика администрации Волгограда, заинтересованного лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи