РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2023 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Унутова Э.Д., при секретаре Кохоевой С.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шебалинского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» об обязании провести капитальный ремонт объектов водоснабжения,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился с вышеуказанным иском к администрации МО «Шебалинский район» (далее также – Администрация) с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Тепловодресурс», о возложении на ответчика обязанности провести капитальный ремонт водопроводных сетей, подключенных к централизованной системе водоснабжения – к скважине № Г6/16, расположенной по адресу: <адрес>.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Шебалинский район». В рамках исполнения полномочий по организации водоснабжения Администрацией с ООО «Тепловодресурс» заключено концессионное соглашение на проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов водоснабжения. Объектами водоснабжения являются 13 водозаборных скважин с водопроводными сетями. До настоящего времени инвестиционная программа не разработана и не утверждена, в связи с чем конкретные данные по видам мероприятий и объему инвестиций отсутствуют. Объекты водоснабжения на территории района имеют износ более 70 %, требуют замены. В 2021-2023 годах неоднократно фиксировались случаи прекращения водоснабжения населения, подключенных к централизованной системе водоснабжения – к скважине № Г6/16, расположенной по адресу: <адрес>, которая имеет разводные сети по следующим улицам <адрес>.
По фактам отключения принимались меры в отношении ресурсоснабжающей организации, Администрации. Вместе с тем проводится лишь текущее устранение аварийных ситуаций, когда как требуется проведение капитального ремонта объектов водоснабжения. Администрацией проведено обследование скважины и водопроводных сетей, по итогам составлены дефектные ведомости. Потеря воды в Шебалинском районе составляет 30 %, большая часть которой это утечка холодной воды из сетей по причине сильного износа труб, что отражается на потерях и как следствие завышение тарифа для населения и оказание услуг ненадлежащего качества в сфере холодного водоснабжения.
Определением суда от 30.10.2023 ООО «Тепловодресурс» исключено из числа лиц, участвующих в деле, а Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Шебалинского районного муниципального образования привлечено к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требования относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебном заседании, заслушав помощника прокурора Шебалинского района РФ Самалову А.А., поддержавшую иск, представителя администрации МО «Шебалинский район» Тайтакова А.П., возражавшего против удовлетворения иска, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска в связи со следующим.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Федеральным законом № 416-ФЗ, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 6).
В соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации закреплен ст. 3 Жилищного кодекса РФ, согласно которой никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила N 354), в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пп. "а" п. 33 данных Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Согласно подпунктам «а», «б», «в», «г» п. 2.10.20 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб.
Судом установлено, что 16.02.2023 между Администрацией (Концендент) и ООО «Тепловодресурс» (Концессионер) и Республикой Алтай (третья сторона) заключено концессионное соглашение № 5, по условиям которого ООО «Тепловодресурс» обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию, недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, объектов централизованных систем водоснабжения, принадлежащего МО «Шебалинский район», осуществлять услуги по водоснабжению, осуществлять производство и передачу водоносителя с использованием объектов Соглашения и водопроводных сетей, обеспечить технически исправное содержание объектов водоснабжения.
Согласно приложению № 1 к данному концессионному соглашению скважина № Г6/16, расположенная по адресу: <адрес>, вошла в состав объектов Соглашения.
Актом приема-передачи от 16.02.2023 Администрация передала, а ООО «Тепловодресурс» приняло в том числе скважину № Г6/16, расположенную по адресу: <адрес>, а также водопроводные сети в <адрес>.
На основании постановлений прокурора Шебалинского района о возбуждении дел об административных правонарушениях:
постановлениями Министерства цифрового развития Республики Алтай №№ 29, 37, вынесенными соответственно 10.08.2021, 16.12.2021 руководителями указанного Министерства, генеральный директор ООО «Тепловодресурс» признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.23 КоАП РФ. Основаниями послужили те обстоятельства, что начиная с 13.06.2021 по 15.06.2021 централизованное водоснабжение жителей домов по <адрес> прекращено по причине выхода из строя насоса и прорыва водопроводной трубы, которые не были устранены в кратчайшие сроки, что повлекло полное отсутствие воды у населения в течение трех дней. Во втором случае, начиная с 18.10.2021 с 15 часов 00 минут по 21 час 00 минут централизованное водоснабжение жителей домов по <адрес> прекращено по причине выхода из строя глубинного насоса и утечки воды, которые не были устранены в кратчайшие сроки, что повлекло полное отсутствие воды у населения и одного социально значимого объекта (МБДОУ детский сад «Искорка») в течение 6 часов единовременно;
постановлениями Комитета по контролю (надзору) Республики Алтай №<Номер изъят> и 18, 34, вынесенными соответственно 20.09.2022, 09.06.2023, 09.09.2023 руководителями указанного Комитета, генеральные директоры ООО «Тепловодресурс» признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.23 КоАП РФ. Основаниями послужили те обстоятельства, что в первом случае 29.07.2022 с 09 часов 40 минут до 20 часов 00 минут зафиксировано аварийное отключение холодного водоснабжения по <адрес> по причине выхода из строя глубинного насоса на скважине, отсутствия резервного насоса у водоснабжающей организации. Продолжительность перерыва подачи воды 10 часов 20 минут. Во втором случае в мае 2023 года фиксировались постоянные прекращения подачи водоснабжения в <адрес>, в течение одного месяца продолжительность перерыва подачи холодной воды составила более 17 часов, то есть превысило допустимую продолжительность в 8 часов. Причиной послужила поломка системы автоматики и электрооборудования. В третьем случае на территории <адрес> с 22.07.2023 по 29.07.2023 имелось аварийное прекращение водоснабжения более 1000 человек по <адрес>. В течение 1 месяца продолжительность перерыва подачи холодной воды составило более 8 часов.
Согласно акту технического обследования Шебалинской централизованной системы МО «Шебалинский район» 2021 г., утвержденной главой МО «Шебалинский район», высокий износ сетей водоснабжения, составляющий 70%, приводит к частым порывам трубопроводов водоснабжения. В частности, в числе основных проблем на 2020-2021 г.г. указаны капитальные ремонты водопроводов в <адрес>, замена насосного оборудования на скважинах <адрес> Г6/16; в мероприятиях предусмотрены реконструкции магистрального водопровода <адрес>.
Администрация 09.06.2023, 08.08.2023 направляла ООО «Тепловодресурс» претензии в рамках концессионного соглашения соответственно в связи с не устранением нарушения по отключению холодного водоснабжения в МБДУ детский сад «Искорка» по <адрес> и многократными авариями на водонапорной башне Г6/16 по <адрес>.
Прокурором Шебалинского района РА внесены представления:
24.07.2023 и.о. главы МО «Шебалинский район» о принятии незамедлительных и исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений Федерального закона «О водоснабжении» в виде отсутствия водоснабжения по <адрес>, также об организации подвоза воды населению;
18.08.2023 главе МО «Шебалинский район» о принятии незамедлительных и исчерпывающих мер к устранению нарушений в виде того, что с мая 2023 года до настоящего времени периодически прекращается водоснабжение населения, подключенных к централизованной системе водоснабжения - к скважине № Г6/16, по <адрес>. Мероприятия по замене погружного насоса не улучшили сложившуюся ситуацию;
18.08.2023 ООО «Тепловодресурс», о принятии незамедлительных и исчерпывающих мер к устранению нарушений в виде того, что 17.08.2023 в связи с аварийной ситуацией прекращалось водоснабжение улиц, подпитанных со скважины Г6/16 в <адрес>, необходимо произвести перерасчет платы потребителя за период прекращения водоснабжения 17.08.2023, а также за период с 22.07.2023 по 29.07.2023, когда было аварийное прекращение водоснабжения населения.
Из ответов Администрации от 22.08.2023, 14.09.2023 на представления следует, что отключение подачи холодного водоснабжения на данных улицах произошло по причине аварии на водопроводной башне Г6/16 по ул. Трактовая, д. 41 в с. Шебалино, а именно поломки насосов для подъема воды, в том числе приобретенного нового. Нарушения, указанные в представлении от 18.08.2023, нашли свое подтверждение.
В ответе от 30.10.2023 Администрация по фактам периодического отключения холодного водоснабжения в <адрес> с мая месяца 2023 года по октябрь 2023 года в <адрес>, в частности, информирует, что было отключение 12 мая 2023 года с 14 часов 50 минут до 16 часов 00 минут: 15.05.2023 с 10 часов 00 минут до 21 часа 00 минут; 22.05.2023 с 17 часов 40 минут до 21 часа 30 минут; 27.05.2023 с 11 часов 01 минуты до 12 часов 52 минут; по причине выхода из строя электрощитовой, а так же манометра в колодце водоохраной зоны. В период с 12 мая по 15 мая 2023 г осуществляли ручное включение, в связи с этим были промежутки времени отсутствия воды на <адрес>.
По сведениям единой диспетчерской службы отключение холодного водоснабжения 22 мая 2023 года было с 17 часов 40 минут до 21 часов 30 минут по <адрес>, <ДАТА> с 11 часов 01 минуты по 12 часов 52 м <адрес>, в связи с заменой клапана.
С 22.07.2023 г. по 29.07.2023 г. было частичное от водоснабжения на 10 улицах <адрес>) администрация МО «Шебалински сообщает, что после отключения электроэнергии 18.07.2023 произошел гидроудар на водопроводной башне Г6/16 по адресу <адрес>, в связи с чем сорвало муфты, краны, была выявлена утечка во Советской возле магазина «Ольга», Пролетарской, а именно сгорел подъема воды, ООО «Тепловодресурс» были приняты незамедлительно по устранению данной поломки приобретен новый насос в <адрес> и установлен. В ходе запуска воды, новый насос вновь сгорел, ООО «Тепловодресурс» приобрели и установили очередной насос большей мощности. В 21:00 час 29 июля 2023 года холодное водоснабжение возобновлено.
В 12 часов 00 минут по <адрес> отсутствие холодного водоснабжения, в 16 часов 00 минут водоснабжение было восстановлено.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 17 марта 2023 г. N 103 утверждена региональная программа по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Республике Алтай на 2023 - 2027 годы. В рамках данной программы предусмотрен капитальный ремонт центрального водопровода <адрес>, в том числе по <адрес>, водопроводная сеть в с Шебалино, находящийся в муниципальной собственности МО «Шебалинский район». Данный капитальный ремонт исключен в редакции постановления Правительства Республики Алтай от 17 марта 2023 г. N 103.
В судебном заседании 30.10.2023 помощник прокурора Шебалинского района ФИО3 пояснила, что в Минрегионразвития РА ей ФИО5 сообщил, что указанный капитальный ремонт исключен в связи с отсутствием финансирования.
Данные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались.
Как следует из ответа Администрации от 07.08.2023 на 2024 год запланированы работы по капитальному ремонту водопроводной сети в <адрес> 3 500 метров <адрес> данный момент были проведены обследования и составлены дефектные ведомости на данные мероприятия для составления смет. Проектная организация уже ведет работы по подготовке документации к проведению государственной экспертизы (л.д.43).
Из указанного ответа Администрации от 07.08.2023, пояснений сторон в судебном заседании в совокупности следует, что суду представлены дефектные ведомости капитального ремонта централизованных водопроводов в <адрес> по переулкам Налимова, Колхозный, <адрес>.
Согласно распоряжению Администрации от 13.10.2023 <Номер изъят>-р концессионного соглашение <Номер изъят> от 16.02.2023 с ООО «Тепловодресурс» прекращено.
Материалами дела подтверждается системность нарушений водоснабжения на водопроводных сетях в указанных в иске улицах и переулках, неэффективность мероприятий по текущему ремонту и необходимость их капитального ремонта.
Непринятие мер к капитальному ремонту сетей водоснабжения влечет нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг, угрожает здоровью населения.
Отсутствие финансовых средств, недостаточность и несвоевременность финансирования сами по себе не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с их финансовыми возможностями.
Для устранения нарушений суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора.
Полномочия прокурора на обращение в суд с данным иском предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе подать заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Срок для исполнения решения, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Шебалинский район» (ОГРН: <Номер изъят>) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу провести капитальный ремонт водопроводных сетей, подключенных к централизованной системе водоснабжения – к скважине № Г6/16, расположенной по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17.11.2023 года.
Председательствующий Э.Д. Унутов