Решение по делу № 33-5172/2024 от 21.02.2024

УИД: 66RS0010-01-2023-002629-38

Дело № 33-5172/2024 (2-2366/2023 ~ М-2019/2023)

Мотивированное определение составлено 28 марта 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2024 года

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Хайровой Г.С.,

судей

Орловой Е.Г.,

Максимовой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Лобановой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строй-инвест групп» (далее - ООО «Строй-инвест групп»), администрации г. Нижнего Тагила о возложении обязанностей по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Нижнего Тагила на решение Тагилстроевского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 27 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Максимовой Н.В., объяснения представителя истца Чернова С.А., представителя ответчика администрации г. Нижнего Тагила ЗайцеваД.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд, указав, что в ходе проведения проверки по обращению Загвоздкина М.А. о наличии на территории Тагилстроевского района канализационной сети, по которой осуществляется водоотведение многоквартирных домов (далее - МКД) №№ 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113, расположенных по проспекту Уральскому в г. Нижнем Тагиле, в ненадлежащем состоянии, установлено, что застройщиком домов являлось ООО«Строй-Инвест групп», их управлением занимается ООО «Домоуправление». Многоквартирные дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. ООО «Строй-Инвест групп» при возведении многоквартирных домов были проложены инженерные коммуникации для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам. Указанные объекты (инженерные сооружения и сети) возводились (прокладывались) в соответствии с проектной документацией на жилой дом. Все указанные объекты поставлены ООО «Строй-Инвест групп» на кадастровый учет. При этом, право собственности ООО «Строй-Инвест групп» зарегистрировано только на два объекта: сеть электроснабжения 10 кВ, протяженностью 650м с кадастровым номером66:56:0601008:2494, трансформаторная подстанция с кадастровым номером 66:56:0601008:1874. В отношении остальных документов правоустанавливающие документы отсутствуют.

Вышеуказанные объекты в собственность жителей многоквартирного дома или в муниципальную собственность застройщиком не передавались, указанное имущество в собственность жителей дома или в муниципальную собственность не принималось. Соответственно, проложенные ООО «Строй-Инвест групп» к домам коммунальные сети и иные объекты не находятся на обслуживании у специализированных организаций. В связи с наличием информации о конкретном застройщике, занимавшимся прокладкой инженерных коммуникаций и других объектов, данное имущество не может являться бесхозяйным. Право собственности ООО «Строй-Инвест групп» на вышеуказанные объекты (за исключением здания ЦТП) не зарегистрировано. Указанные объекты (инженерные коммуникации) не могут относиться к общедомовому имуществу, поскольку граница эксплуатационной ответственности управляющей организации в отношении общедомовых сетей ограничена границами стен многоквартирного дома или местом соединения отвода (ведущего в сторону дома) и магистральной сетью инженерных коммуникаций. На проложенные застройщиком участки инженерных коммуникаций, не являющиеся общедомовым имуществом, после завершения строительства дома застройщиком должны быть оформлены кадастровые паспорта и технические планы, а также правоустанавливающие документы. После этого указанные объекты инженерных коммуникаций застройщиком могут быть переданы в муниципальную собственность. В случае передачи объектов в муниципальную собственность, у администрации г. Нижнего Тагиле возникает обязанность по передаче объектов организациям, осуществляющим обслуживание соответствующих сетей (на территории г. Нижний Тагил сети холодного водоснабжения и водоотведения передаются на обслуживание гарантирующему поставщику ООО «Водоканал-НТ», если сети теплоснабжения – АО «Регионгаз-Инвест», НТ МУП «НТТС», сети электроснабжения – филиалу «Тагилэнергосети» АО «Облкоммунэнерго»).

На балансе ООО «Домоуправление» вышеуказанные объекты не состоят.

Застройщик ООО «Строй-Инвест групп» является субъектом, обязанным обращаться с соответствующим заявлением в орган государственной регистрации с целью осуществления государственной регистрации прав на созданные объекты недвижимости.

Спорные объекты не могут быть отнесены к общему имуществу построенных ООО «Строй-Инвест групп» многоквартирных домов, поскольку спорные инженерные сети технически обособлены от многоквартирных домов, не являются внутридомовыми коммуникациями, используются для ресурсоснабжения нескольких многоквартирных домов, что не позволяет их отнести к общему имуществу конкретного дома.

Отсутствие у данных объектов собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу и как следствие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

С учетом уточнения исковых требований просил: в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности ООО «Строй – Инвест групп» на объекты:

1.                       Сети канализационные протяженностью 545 метров, кадастровый номер 66:56:000000022058;

2.                       Сети канализационные протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2760;

3.                       Сети водоснабжения протяженностью 1232 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2348;

4.                       Сети водоснабжения протяженностью 12 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2756;

5.                       Тепловые сети протяженностью 725 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2349;

6.                       Сети теплоснабжения протяженностью 168 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2757;

7.                       Сети электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 142 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2759;

8.                       Электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 65 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2505;

9.                       Электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 72 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2383;

10.                   Наружное электроосвещение протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2758;

11.                   Наружное электроосвещение протяженностью 130 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2504;

12.                   Наружное электроосвещение протяженностью 189 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2384;

13.                   Трансформаторная подстанция, кадастровый номер 66:56:0601008:1875;

возложить на ООО «Строй Инвест групп» обязанность передать вышеуказанное имущество (13 объектов), а также Сеть электроснабжения 10 кВ протяжённостью 650 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2494 и центральный тепловой пункт, кадастровый номер 66:56:0601008:1874 в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты.

возложить на администрацию город Нижний Тагил обязанность принять вышеуказанное имущество в муниципальную собственность в течение 2 месяцев со дня поступления от ООО «Строй – Инвест групп» заявления с необходимыми приложениями.

Решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 27 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Нижнего Тагила ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушения норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы указано, что нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулируют вопросы передачи имущества от одного собственника к другому и не содержат императивной обязанности принимать имущество в муниципальную собственность. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон «О теплоснабжении» не запрещают нахождение сетей водоснабжения и теплоснабжения в частной собственности. Обязанность по приемке таких сетей в муниципальную собственность установлена только, если они являются бесхозяйными. Не соглашается с выводом суда о нарушении прав граждан фактом нахождения сетей в частной собственности. Полагает необоснованным вывод суда о том, что спорные сети не могут находиться в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов. Указывает, что сети являются частью многоквартирных домов, так как преимущественно расположены на их земельных участках. Ссылаясь на нормы гражданского законодательства о договоре купли-продажи, указывает, что судами не дана оценка доводам о нахождении спорных объектов инфраструктуры в ненадлежащем состоянии, что является препятствием к их принятию в муниципальную собственность до ремонта собственником. В случае возложения судом обязанности по приемке здания в муниципальную собственность, необходимо указать перечень содержащегося в ней оборудования.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал заявленные исковые требования по предмету и основаниям, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал, указав на наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции в части возложения обязанности на администрацию г. Нижнего Тагила по принятию имущества в муниципальную собственность.

Истец, представитель ответчика ООО «Строй-Инвест групп», представители третьих лиц АО «Облкоммунэнерго», АО «Регионгаз-инвест», Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, НТ МУП «НТТС», ООО «Водоканал-НТ», ООО «Домоуправление», ООО «Строй-Инвест Групп» в заседание судебной коллегии не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных возражений в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Строй-Инвест Групп» являлся застройщиком многоквартирных жилых домов №№ 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, Уральский проспект.

Земельный участок площадью 37 900 кв.м. под строительство указанных домов предоставлен застройщику на основании договора аренды земельного участка № 21в-2017 от 04 апреля 2017 года, заключённого между администрацией г. Нижний Тагил и ООО «Строй-Инвест Групп» (л.д. 32-34 том 1).

Вышеуказанные многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию в период с декабря 2014 года по февраль 2020 года на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (л.д. 16-28, 35-36, 44-66 том 1).

При возведении указанных домов проектной документацией предусмотрено возведение застройщиком инженерных коммуникаций для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам: сети канализационные протяженностью 545 метров, кадастровый номер 66:56:000000022058; сети канализационные протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2760; сети водоснабжения протяженностью 1232 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2348; сети водоснабжения протяженностью 12 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2756; тепловые сети протяженностью 725 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2349; сети теплоснабжения протяженностью 168 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2757; сети электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 142 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2759; электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 65 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2505; электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 72 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2383; наружное электроосвещение протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2758; наружное электроосвещение протяженностью 130 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2504; наружное электроосвещение протяженностью 189 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2384; трансформаторная подстанция, кадастровый номер 66:56:0601008:1875.

Указанные объекты возведены при строительстве и поставлены ООО«Строй-Инвест Групп» на кадастровый учет, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН.

ООО «Строй-Инвест Групп» право собственности зарегистрировано только на два объекта: сеть электроснабжения 10 кВ, протяженностью 650 с кадастровым номером 66:56:0601008:2494 (л.д. 63-64 том 1), трансформаторную подстанцию с кадастровым номером 66:56:0601008:1874.

Вышеуказанные объекты в собственность жителей многоквартирных жилых домов №№ 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, Уральский проспект или в муниципальную собственность застройщиком не передавались и не принимались, не находятся на обслуживании у специализированных организаций.

Разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 212 218, 219, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к выводу о том, что спорное имущество не может относиться к общедомовому имуществу, поскольку граница эксплуатационной ответственности управляющей организации в отношении общедомовых сетей ограничена границами стен многоквартирного дома или местом соединения отвода (ведущего в сторону дома) и магистральной сетью инженерных коммуникаций. Поскольку на проложенные застройщиком участки инженерных коммуникаций, не являющиеся общедомовым имуществом, после завершения строительства дома застройщиком должны быть оформлены кадастровые паспорта и технические планы, а также правоустанавливающие документы ООО «Строй-Инвест Групп» обязан обратиться в орган регистрации прав для осуществления государственной регистрации прав на созданные им объекты, а впоследствии передать их органу местного самоуправления, который обязан их принять в муниципальную собственность для осуществления возложенных на него законом полномочий по организации в границах городского округа электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения.

На основании частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Судебная коллегия находит обжалуемое решение суда в части возложения на администрацию г. Нижнего Тагила обязанности по принятию спорного имущества в муниципальную собственность принятым с нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (пункт 1 статья 213 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Между тем действующим законодательством не предусмотрено, что объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, и их нахождение в собственности граждан или юридических лиц не допускается.

В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В пункте 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При этом пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Названные выше положения гражданского законодательства предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Положение пункта 4 части 1 статьи 16 названного Федерального закона, возлагающее на городские округа организацию электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы – оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этих вопросов местного значения.

Как следует из пункта 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (пункт 4.2), полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3).

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В порядке части 6 статьи 15 названного Федерального закона в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (часть 6.1 этой же статьи закона).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании части 5 статьи 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Часть 1 статьи 10 этого же Федерального закона предусматривает, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно пункту 4 статьи 28 указанного Федерального закона сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

Исходя из приведенных выше правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.

Между тем приведенное выше правовое регулирование не учтено судом при разрешении настоящего спора, в то время как по делу установлено, что спорные объекты не являются бесхозяйными, были созданы, введены в эксплуатацию, постановлены на кадастровый учет застройщиком указанных многоквартирных жилых домов по проспекту Уральскому в г. Нижнем Тагиле. Сведений о том, что данная организация отказалась от права собственности в отношении спорных объектов в материалах дела не имеется, судом данное обстоятельство не установлено.

Действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности органа местного самоуправления принимать на баланс и в собственность объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения от юридических или физических лиц, созданных ими.

В этой связи обжалуемое решение в части возложения на администрацию г.Нижнего Тагила обязанности принять спорное имущество в муниципальную собственность в течение двух месяцев со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) нельзя признать законным и обоснованным, поскольку материалы дела не содержат доказательств допущения указанным органом противоречащего закону бездействия, влекущего возложение на него требуемой прокурором обязанности.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит принятое судом с нарушением норм материального права решение об удовлетворении указанной части исковых требований подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 326, 327, 327.1, частью 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 27 ноября 2023 года в части удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию г. Нижнего Тагила обязанности по принятию имущества в муниципальную собственность отменить, апелляционную жалобу ответчика – удовлетворить.

Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Председательствующий Г.С. Хайрова

Судьи Е.Г. Орлова

Н.В. Максимова

УИД: 66RS0010-01-2023-002629-38

Дело № 33-5172/2024 (2-2366/2023 ~ М-2019/2023)

Мотивированное определение составлено 28 марта 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2024 года

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Хайровой Г.С.,

судей

Орловой Е.Г.,

Максимовой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Лобановой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строй-инвест групп» (далее - ООО «Строй-инвест групп»), администрации г. Нижнего Тагила о возложении обязанностей по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Нижнего Тагила на решение Тагилстроевского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 27 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Максимовой Н.В., объяснения представителя истца Чернова С.А., представителя ответчика администрации г. Нижнего Тагила ЗайцеваД.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд, указав, что в ходе проведения проверки по обращению Загвоздкина М.А. о наличии на территории Тагилстроевского района канализационной сети, по которой осуществляется водоотведение многоквартирных домов (далее - МКД) №№ 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113, расположенных по проспекту Уральскому в г. Нижнем Тагиле, в ненадлежащем состоянии, установлено, что застройщиком домов являлось ООО«Строй-Инвест групп», их управлением занимается ООО «Домоуправление». Многоквартирные дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. ООО «Строй-Инвест групп» при возведении многоквартирных домов были проложены инженерные коммуникации для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам. Указанные объекты (инженерные сооружения и сети) возводились (прокладывались) в соответствии с проектной документацией на жилой дом. Все указанные объекты поставлены ООО «Строй-Инвест групп» на кадастровый учет. При этом, право собственности ООО «Строй-Инвест групп» зарегистрировано только на два объекта: сеть электроснабжения 10 кВ, протяженностью 650м с кадастровым номером66:56:0601008:2494, трансформаторная подстанция с кадастровым номером 66:56:0601008:1874. В отношении остальных документов правоустанавливающие документы отсутствуют.

Вышеуказанные объекты в собственность жителей многоквартирного дома или в муниципальную собственность застройщиком не передавались, указанное имущество в собственность жителей дома или в муниципальную собственность не принималось. Соответственно, проложенные ООО «Строй-Инвест групп» к домам коммунальные сети и иные объекты не находятся на обслуживании у специализированных организаций. В связи с наличием информации о конкретном застройщике, занимавшимся прокладкой инженерных коммуникаций и других объектов, данное имущество не может являться бесхозяйным. Право собственности ООО «Строй-Инвест групп» на вышеуказанные объекты (за исключением здания ЦТП) не зарегистрировано. Указанные объекты (инженерные коммуникации) не могут относиться к общедомовому имуществу, поскольку граница эксплуатационной ответственности управляющей организации в отношении общедомовых сетей ограничена границами стен многоквартирного дома или местом соединения отвода (ведущего в сторону дома) и магистральной сетью инженерных коммуникаций. На проложенные застройщиком участки инженерных коммуникаций, не являющиеся общедомовым имуществом, после завершения строительства дома застройщиком должны быть оформлены кадастровые паспорта и технические планы, а также правоустанавливающие документы. После этого указанные объекты инженерных коммуникаций застройщиком могут быть переданы в муниципальную собственность. В случае передачи объектов в муниципальную собственность, у администрации г. Нижнего Тагиле возникает обязанность по передаче объектов организациям, осуществляющим обслуживание соответствующих сетей (на территории г. Нижний Тагил сети холодного водоснабжения и водоотведения передаются на обслуживание гарантирующему поставщику ООО «Водоканал-НТ», если сети теплоснабжения – АО «Регионгаз-Инвест», НТ МУП «НТТС», сети электроснабжения – филиалу «Тагилэнергосети» АО «Облкоммунэнерго»).

На балансе ООО «Домоуправление» вышеуказанные объекты не состоят.

Застройщик ООО «Строй-Инвест групп» является субъектом, обязанным обращаться с соответствующим заявлением в орган государственной регистрации с целью осуществления государственной регистрации прав на созданные объекты недвижимости.

Спорные объекты не могут быть отнесены к общему имуществу построенных ООО «Строй-Инвест групп» многоквартирных домов, поскольку спорные инженерные сети технически обособлены от многоквартирных домов, не являются внутридомовыми коммуникациями, используются для ресурсоснабжения нескольких многоквартирных домов, что не позволяет их отнести к общему имуществу конкретного дома.

Отсутствие у данных объектов собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу и как следствие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

С учетом уточнения исковых требований просил: в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности ООО «Строй – Инвест групп» на объекты:

1.                       Сети канализационные протяженностью 545 метров, кадастровый номер 66:56:000000022058;

2.                       Сети канализационные протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2760;

3.                       Сети водоснабжения протяженностью 1232 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2348;

4.                       Сети водоснабжения протяженностью 12 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2756;

5.                       Тепловые сети протяженностью 725 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2349;

6.                       Сети теплоснабжения протяженностью 168 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2757;

7.                       Сети электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 142 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2759;

8.                       Электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 65 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2505;

9.                       Электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 72 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2383;

10.                   Наружное электроосвещение протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2758;

11.                   Наружное электроосвещение протяженностью 130 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2504;

12.                   Наружное электроосвещение протяженностью 189 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2384;

13.                   Трансформаторная подстанция, кадастровый номер 66:56:0601008:1875;

возложить на ООО «Строй Инвест групп» обязанность передать вышеуказанное имущество (13 объектов), а также Сеть электроснабжения 10 кВ протяжённостью 650 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2494 и центральный тепловой пункт, кадастровый номер 66:56:0601008:1874 в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты.

возложить на администрацию город Нижний Тагил обязанность принять вышеуказанное имущество в муниципальную собственность в течение 2 месяцев со дня поступления от ООО «Строй – Инвест групп» заявления с необходимыми приложениями.

Решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 27 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Нижнего Тагила ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушения норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы указано, что нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулируют вопросы передачи имущества от одного собственника к другому и не содержат императивной обязанности принимать имущество в муниципальную собственность. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон «О теплоснабжении» не запрещают нахождение сетей водоснабжения и теплоснабжения в частной собственности. Обязанность по приемке таких сетей в муниципальную собственность установлена только, если они являются бесхозяйными. Не соглашается с выводом суда о нарушении прав граждан фактом нахождения сетей в частной собственности. Полагает необоснованным вывод суда о том, что спорные сети не могут находиться в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов. Указывает, что сети являются частью многоквартирных домов, так как преимущественно расположены на их земельных участках. Ссылаясь на нормы гражданского законодательства о договоре купли-продажи, указывает, что судами не дана оценка доводам о нахождении спорных объектов инфраструктуры в ненадлежащем состоянии, что является препятствием к их принятию в муниципальную собственность до ремонта собственником. В случае возложения судом обязанности по приемке здания в муниципальную собственность, необходимо указать перечень содержащегося в ней оборудования.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал заявленные исковые требования по предмету и основаниям, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал, указав на наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции в части возложения обязанности на администрацию г. Нижнего Тагила по принятию имущества в муниципальную собственность.

Истец, представитель ответчика ООО «Строй-Инвест групп», представители третьих лиц АО «Облкоммунэнерго», АО «Регионгаз-инвест», Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, НТ МУП «НТТС», ООО «Водоканал-НТ», ООО «Домоуправление», ООО «Строй-Инвест Групп» в заседание судебной коллегии не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных возражений в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Строй-Инвест Групп» являлся застройщиком многоквартирных жилых домов №№ 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, Уральский проспект.

Земельный участок площадью 37 900 кв.м. под строительство указанных домов предоставлен застройщику на основании договора аренды земельного участка № 21в-2017 от 04 апреля 2017 года, заключённого между администрацией г. Нижний Тагил и ООО «Строй-Инвест Групп» (л.д. 32-34 том 1).

Вышеуказанные многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию в период с декабря 2014 года по февраль 2020 года на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (л.д. 16-28, 35-36, 44-66 том 1).

При возведении указанных домов проектной документацией предусмотрено возведение застройщиком инженерных коммуникаций для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам: сети канализационные протяженностью 545 метров, кадастровый номер 66:56:000000022058; сети канализационные протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2760; сети водоснабжения протяженностью 1232 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2348; сети водоснабжения протяженностью 12 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2756; тепловые сети протяженностью 725 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2349; сети теплоснабжения протяженностью 168 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2757; сети электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 142 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2759; электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 65 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2505; электроснабжение 0,4 кВ протяженностью 72 метра, кадастровый номер 66:56:0601008:2383; наружное электроосвещение протяженностью 100 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2758; наружное электроосвещение протяженностью 130 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2504; наружное электроосвещение протяженностью 189 метров, кадастровый номер 66:56:0601008:2384; трансформаторная подстанция, кадастровый номер 66:56:0601008:1875.

Указанные объекты возведены при строительстве и поставлены ООО«Строй-Инвест Групп» на кадастровый учет, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН.

ООО «Строй-Инвест Групп» право собственности зарегистрировано только на два объекта: сеть электроснабжения 10 кВ, протяженностью 650 с кадастровым номером 66:56:0601008:2494 (л.д. 63-64 том 1), трансформаторную подстанцию с кадастровым номером 66:56:0601008:1874.

Вышеуказанные объекты в собственность жителей многоквартирных жилых домов №№ 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, Уральский проспект или в муниципальную собственность застройщиком не передавались и не принимались, не находятся на обслуживании у специализированных организаций.

Разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 212 218, 219, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к выводу о том, что спорное имущество не может относиться к общедомовому имуществу, поскольку граница эксплуатационной ответственности управляющей организации в отношении общедомовых сетей ограничена границами стен многоквартирного дома или местом соединения отвода (ведущего в сторону дома) и магистральной сетью инженерных коммуникаций. Поскольку на проложенные застройщиком участки инженерных коммуникаций, не являющиеся общедомовым имуществом, после завершения строительства дома застройщиком должны быть оформлены кадастровые паспорта и технические планы, а также правоустанавливающие документы ООО «Строй-Инвест Групп» обязан обратиться в орган регистрации прав для осуществления государственной регистрации прав на созданные им объекты, а впоследствии передать их органу местного самоуправления, который обязан их принять в муниципальную собственность для осуществления возложенных на него законом полномочий по организации в границах городского округа электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения.

На основании частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Судебная коллегия находит обжалуемое решение суда в части возложения на администрацию г. Нижнего Тагила обязанности по принятию спорного имущества в муниципальную собственность принятым с нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (пункт 1 статья 213 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Между тем действующим законодательством не предусмотрено, что объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, и их нахождение в собственности граждан или юридических лиц не допускается.

В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В пункте 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При этом пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Названные выше положения гражданского законодательства предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Положение пункта 4 части 1 статьи 16 названного Федерального закона, возлагающее на городские округа организацию электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы – оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этих вопросов местного значения.

Как следует из пункта 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (пункт 4.2), полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3).

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В порядке части 6 статьи 15 названного Федерального закона в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (часть 6.1 этой же статьи закона).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании части 5 статьи 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Часть 1 статьи 10 этого же Федерального закона предусматривает, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно пункту 4 статьи 28 указанного Федерального закона сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

Исходя из приведенных выше правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.

Между тем приведенное выше правовое регулирование не учтено судом при разрешении настоящего спора, в то время как по делу установлено, что спорные объекты не являются бесхозяйными, были созданы, введены в эксплуатацию, постановлены на кадастровый учет застройщиком указанных многоквартирных жилых домов по проспекту Уральскому в г. Нижнем Тагиле. Сведений о том, что данная организация отказалась от права собственности в отношении спорных объектов в материалах дела не имеется, судом данное обстоятельство не установлено.

Действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности органа местного самоуправления принимать на баланс и в собственность объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения от юридических или физических лиц, созданных ими.

В этой связи обжалуемое решение в части возложения на администрацию г.Нижнего Тагила обязанности принять спорное имущество в муниципальную собственность в течение двух месяцев со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) нельзя признать законным и обоснованным, поскольку материалы дела не содержат доказательств допущения указанным органом противоречащего закону бездействия, влекущего возложение на него требуемой прокурором обязанности.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит принятое судом с нарушением норм материального права решение об удовлетворении указанной части исковых требований подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 326, 327, 327.1, частью 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 27 ноября 2023 года в части удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию г. Нижнего Тагила обязанности по принятию имущества в муниципальную собственность отменить, апелляционную жалобу ответчика – удовлетворить.

Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Председательствующий Г.С. Хайрова

Судьи Е.Г. Орлова

Н.В. Максимова

33-5172/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тагилстроевского района г.Нижнего тагила Свердловской области
Ответчики
Администрация города Нижнего Тагила
ООО Строй-Инвест Групп
Другие
АО Облкоммунэнерго
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
ООО Водоканал-НТ
ООО Домоуправление
НТ МУП НТТС
АО Регионгаз-инвест
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Максимова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
22.02.2024Передача дела судье
21.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2024Передано в экспедицию
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее