Дело № 2а-1710/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2018 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
с участием административного истца – прокурора Ожгихина А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о понуждении к прохождению профилактического медицинского осмотра,
установил:
Прокурор Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Сарапульский городской суд с иском к ФИО1 о понуждении пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулёза.
Заявленные требования мотивирует тем, что прокуратурой Сарапульского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране здоровья, в ходе которой выявлены нарушения со стороны лиц, освобождённых из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в части прохождения ими профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулёза. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Согласно п. 8 ст. 4 Основ одним из принципов охраны здоровья граждан является принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья. Согласно ч. 2 ст. 5 Основ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулёза в РФ» в елях выявления туберкулёза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 9 и приложению к приказу Минздрава России от 21.03.2017 года № 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулёза» лица, освобождённые из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулёза в течение первых двух лет после освобождения два раза в год. Аналогичное требование содержится в п. 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулёза» СП 3.1.2.3114-13, утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 года № 60. В нарушение вышеуказанных требований ответчик, освободившись 05.04.2017 года из мест лишения свободы, от прохождения профилактических медицинских осмотров 2 раза в год в целях выявления туберкулёза уклоняется, чем создаёт угрозу не только своему здоровью, но и здоровью окружающих его лиц, круг которых неограничен.
Просит обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулёза.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося административного ответчика.
В судебном заседании административный истец – прокурор Ожгихин А.К. поддержал заявленные административные исковые требования.
Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным принципом охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 8 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. «з» п. 5 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 года № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (действовавшего в период по 31.08.2017 года), в групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
С 01.09.2017 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2017 года № 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза».
Согласно положениям Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утверждённых данным приказом:
- настоящие порядок и сроки устанавливают правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы (далее соответственно - порядок и сроки, профилактические осмотры, медицинские организации) (пункт 1);
- профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей (пункт 2);
- сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам (пункт 9).
Согласно Приложению к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 124н, лицам, освобождённым из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, установлены сроки проведения профилактических осмотров 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.
Также в соответствии с п. 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 года № 60, по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год, в числе прочих, лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Судом установлено, что ответчик ФИО1 05.04.2017 года освободился из мест лишения свободы, что подтверждается Списком осуждённых, освободившихся из ФКУ ИК-8 УФСИН России по УР в период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года.
Из сообщений БУЗ УР «Сарапульская районная больница МЗ УР» от 11.07.2018 года № 01-18/602, ООО «Лечебно-диагностический центр «Камский доктор» от 06.07.2018 года № 070601, БУЗ «Сарапульская городская больница МЗ УР» от 19.07.2018 года № 01-19/1064 усматривается, что ФИО1 медицинский осмотр (флюорографию) не проходил.
Таким образом, суд находит установленным, что ответчик ФИО1, освободившийся из мест лишения свободы 05.04.2017 года, с указанного времени профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза два раза в год не проходил, то есть ответчик уклоняется от прохождения профилактического медицинского осмотра два раза в год в целях выявления туберкулеза.
Каких-либо доказательств обратного от административного ответчика в адрес суда не поступало.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Суд находит, что уклонение ФИО1 от прохождения профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения распространения туберкулеза создаёт угрозу не только своему здоровью, но и подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, круг которых определить не представляется возможным, то есть застрагивает их права, свободы и законные интересы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ФИО1 пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулеза, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о понуждении к прохождению профилактического медицинского осмотра удовлетворить.
Обязать ФИО1 пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия туберкулёза.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия через Сарапульский городской суд УР.
Судья Косарев А.С.
<данные изъяты>