Решение по делу № 33-8961/2023 от 20.07.2023

УИД – 59RS0014-01-2023-000405-77

Дело № 33-8961/2023 (2-436/2023)

Судья – Мохнаткина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

05.09.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.,

при секретаре Говорухиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023.

Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Пикулевой Т.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее - Управление) обратилось с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Сепычевский комбинат жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУП «Сепычевский КЖКХ»), администрации Верещагинского городского округа Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства и защите прав потребителей в отношении населения, проживающего в д.Соколово, д.Никишата Верещагинского городского округа, выразившихся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства; возложении обязанности на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края обеспечить работу МУП «Сепычевский КЖКХ» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31.07.2024; возложении обязанности на МУП «Сепычевский КЖКХ» устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 31.07.2024, а именно: получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №5053, расположенной в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №3705, расположенную в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.07.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №5053, расположенную в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.07.2024; возложении обязанности на МУП «Сепычевский КЖКХ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что источник водоснабжения д.Соколово состоит из скважины №3705, расположенной в д.Соколово, переданной МУП «Сепычевский КЖКХ» согласно постановлению администрации Верещагинского городского округа от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», акта №00ГУ-000249 от 28.10.2021. Источник водоснабжения д.Никишата состоит из скважины № 5053, расположенной в д.Никишата, переданной МУП «Сепычевский КЖКХ» согласно постановлению администрации Верещагинского городского округа от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», акту №00ГУ-000249 от 28.10.2021. Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений, размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдаче положительного санитарно- эпидемиологического заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового назначения для водоснабжения в д.Соколово, д.Никишата как и информация о выдаче положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов скважин расположенных в д.Соколово, д.Никишата Верещагинского муниципального округа Пермского края отсутствует. Таким образом, водоснабжение населения д.Соколово, д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения д. Соколово, д. Никишата и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023 суд признал действия Муниципального унитарного предприятия Верещагинского городского округа Пермского края «Сепычевский комбинат жилищно-коммунального хозяйства», администрации Верещагинского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства в отношении граждан, проживающих в д.Соколово и д.Никишата Верещагинского района Пермского края противоправными; возложил на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края обеспечить работу МУП «Сепычевский КЖКХ» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31.12.2024; возложил обязанность на МУП «Сепычевский КЖКХ» устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 31.12.2024, а именно получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №5053, расположенной в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта - скважину №5053, расположенную в д. Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.12.2024; возложить обязанность на МУП «Сепычевский КЖКХ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей. В удовлетворении исковых требований о получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, в срок до 30.04.2024; получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.07.2024, отказано.

В апелляционной жалобе на решение суда Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю просит его отменить в части отказа в иске, требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что в целях проведения актуализации данных о водных объектах (источниках) используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и юридических лиц на территории Очерского городского округа Пермского края, Западным территориальным отделом Управленения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю была запрошена соответствующая информация из администрации Верещагинского городского округа Пермского края. Из поступившей информации из администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 27.01.2023 № 254-01-46-146 следует, что в д. Соколово скважины нет, водоснабжение осуществляется из скважины в д. Никишата. При этом на основании постановления администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 и акта № 00ГУ-000249 от 28.10.2021 о приеме- передаче объектов нефинансовых активов за МУП «Сепычевский КЖКХ» закреплены на праве хозяйственного ведения скважина № 5053, расположенная в д. Никишата и скважина № 3705, расположенная в д. Соколово. МУП «Сепычевский КЖКХ» оказываются услуги по водоснабжению населения в д. Соколово д. Никишата Верещагинского городского округа Пермского края. Собственником водозаборных сооружений и сетей является администрация Верещагинского городского округа Пермского края. Исходя из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02, обязанность по приведению объектов водоснабжения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства лежит на органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении объектов водоснабжения, а также на ресурсоснабжающей организации, оказывающей услуги по центральному водоснабжению граждан. Представители ответчиков в судебном заседании пояснили, что в 2021 году произведен ремонт сетей водоснабжения д. Соколово и д. Никишата, питьевая вода в д. Соколово поставляется из скважины № 5053 д. Никишата, скважина № 3705 в д. Соколово не используется в связи с отсутствием необходимого количества воды. При этом ответчиками в суд не предоставлены доказательства того, что скважина № 3705, расположенная в д. Соколово не используется МУП «Сепычевский КЖКХ» или ликвидирована, схема водоснабжения и водоотведения д. Соколово также не предоставлена. Следуя позиции ответчиков, можно прийти к выводу о том, что в случае необходимости или недостаточного количества воды, поднимаемой из скважины № 5053 д. Никишата, МУП «Сепычевский КЖКХ» сможет использовать скважину № 3705 в д. Соколово, так как она не ликвидирована. Ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин. Скважины, дальнейшее использование которых невозможно, подлежат ликвидации с проведением цементации и тампонажа. Доказательств, подтверждающих выполнение предусмотренного законодательством порядка консервации (ликвидации) неиспользуемых скважин, не представлено. Из решения суда не следует, что вопрос о состоянии скважины № 3705, расположенной в д. Соколово, а именно, является ли скважина № 3705 резервной и возможно ли дальнейшее ее использование, надлежащего ли качества в ней вода, или скважина ликвидирована согласно акту тампонажа, был в полной мере исследован судом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Пикулева Т.В. на доводах жалобы настаивала, просила судебный акт отменить.

В материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу от ответчика МУП «Сепычевский КЖКХ», в которой ответчик просит оставить судебный акт без изменения.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие «Сепычевский комбинат жилищно-коммунального хозяйства» (МУП «Сепычевский КЖКХ»), является юридическим лицом, созданным для бесперебойного и качественного обслуживания потребителей жилищно-коммунальными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными видами деятельности предприятия является: содержание водопровода и его инженерно-технического сооружения, подъем и резервирование воды и его обслуживание.

Постановлением администрации Верещагинского округа Пермского края от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», актом №00ГУ-000249 от 28.10.2021 на праве хозяйственного ведения за МУП «Сепычевский КЖКХ» закреплены скважина № 3705, расположенная в д. Соколово и №5053, расположенная в д. Никишата (л.д. 16-18, 40-45, 46).

По данным ЕГРН 04.09.2017 на учет поставлен объект недвижимости с кадастровым номером 59:16:0050101:85, с назначением – сооружения водозаборные, наименование- скважина №5053, 1985 года постройки, расположенное в д. Никишата, 13.10.2021 зарегистрировано право собственности на объект за МО Верещагинский городской округ Пермского края, 11.03.2022 право хозяйственного ведения за МУП « Сепычевский КЖКХ» ( л.д. 28-29).

02.06.2015 на учет поставлен объект недвижимости с кадастровым номером 59:16:0020102:240, с назначением – сооружения водозаборные, наименование- сооружение, 1977 года постройки, расположенный в д. Соколово, 06.07.2020 зарегистрировано право собственности на объект за МО Верещагинский городской округ Пермского края, 11.03.2022 право хозяйственного ведения за МУП « Сепычевский КЖКХ» ( л.д. 30-31).

В д. Никишата Верещагинского городского округа Пермского края источником водоснабжения населения является водный объект – скважина №5053, переданная в хозяйственное ведение ответчика (л.д. 28-29), что сторонами не оспаривается (л.д. 43).

В ходе рассмотрения дела ответчик ссылался на то, что скважина № 3705, расположенная в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, переданная в хозяйственное ведение ответчика, в качестве источника водоснабжения для населения не используется в связи с отсутствием необходимого количества воды.

04.04.2023 администрацией Верещагинского городского округа заключен муниципальный контракт № 72-23/к с ООО «Георесурс-Пермь» на оказание услуг по разработке проекта организации зоны санитарной охраны участка водозабора подземных вод (скважины) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с техническим заданием (пункт 4) срок оказания услуг – со дня подписания муниципального контракта до 01.12.2023, в соответствии с техническим заданием объектом проектирования является водозаборная скважина №5053 для хозяйственно-питьевого использования в д. Никишата Верещагинского городского округа (л.д. 98-103)

В материалы дела также представлены техническое задание и локальный сметный расчет на ремонт сетей водоснабжения д.Соколово, д.Никишата на 1 квартал 2021, техническое задание на выполнение указанных работ по ремонту сетей водоснабжения д.Соколово, д. Никишата (л.д. 76-97).

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со статьями. 4, 7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со статьей 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Управление Роспотребнадзора является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14.03.2002 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1.4 вышеуказанных Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (пункт 1.6 Правил).

Как следует из пункта 1.4 Правил ЗСО (зоны санитарной охраны) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (пункт 1.11 СанПиН).

Согласно п. 1.15 СанПиН санитарные мероприятия в пределах первого пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Как следует из п. 1.17 СанПиН, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения санитарного законодательства в отношении скважины №5053, расположенной в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края, суд первой инстанции, правильно применив приведенные нормы права, обоснованно исходил из того, что возложенная на ответчика законом обязанность принять меры к обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества не исполнена, в связи с чем пришел к правомерному выводу о необходимости возложить на МУП «Сепычевский КЖКХ» обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства в виде получения необходимы заключений Роспотребнадзора, необходимых для эксплуатации источника водоснабжения.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Вместе с тем, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований об устранении нарушений санитарного законодательства в отношении скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, принятым судом первой инстанции по тем основаниям, что указанный источник водоснабжения ответчиком не используется для водоснабжения д. Соколово, источником для населенного пункта, как и для д. Никишата, является скважина №5053, расположенная в д. Никишата.

При разрешении спора суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основной целью создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в связи с чем проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения представляет собой комплекс мероприятий, подлежащих утверждению уполномоченным государственным органом.

Суд также обоснованно указал на то, что нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, заключающееся в использовании источника водоснабжения в целях водоснабжения без разработки проектной документации, положительного заключения органа санитарного надзора нарушает права населения и несет угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что неопределенное во времени неиспользование источника водоснабжения, право собственности на который принадлежит муниципальному образованию, закрепленному в целях водоснабжения населения за специализированным муниципальным предприятием, оказывающим услуги по водоснабжению, является достаточным основанием для освобождения ответчика от обязанности выполнить предусмотренные законом обязанности мероприятия в сфере санитарного законодательства, правомерным признан быть не может.

Материалами дела подтверждено, что ответчик – МУП «Сепычевский КЖКХ» является организацией, в обязанности которой входит обеспечение питьевой водой населения в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплен источник водоснабжения, расположенный в д. Соколово.

На основании п. 16 Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.

При этом доказательств тому, что скважина №3705 не пригодна к дальнейшему использованию, находится на консервации, в материалы дела не представлено, принимая во внимание, что консервация такого объекта имеет свою специфику.

Согласно п. 3.5 «СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001, буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке. Указанное распространяется и на водозаборные скважины.

Процесс консервации водозаборных скважин регламентируется нормативными правовыми актами регионального уровня.

Так в соответствии с пунктом 1.2.2 «Порядка прекращения права пользования участками недр местного значения, в том числе досрочного, приостановления осуществления и ограничения права пользования участками недр местного значения», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 23.03.2023 N 30-01-02-305, досрочное прекращение права пользования участками недр местного значения осуществляется Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - уполномоченный орган) в случаях подачи пользователем недр заявления о досрочном прекращении права пользования недрами.

На основании пункта 1.4 Порядка, в сроки, определенные уполномоченным органом, в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом ликвидации и (или) консервации начинаются работы по ликвидации и (или) консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр. До завершения процесса ликвидации и консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него Законом Российской Федерации «О недрах». Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, осуществляющими государственный геологический контроль (надзор) и федеральный государственный горный надзор. Лицензия на пользование недрами при досрочном прекращении права пользования недрами подлежит снятию с государственного учета.

Таким образом, консервация водозаборной скважины осуществляется на основании согласованного уполномоченными органами проекта и считается завершенной после подписания акта о консервации органами, осуществляющими государственный геологический контроль (надзор) и федеральный государственный горный надзор.

В то же время ответчиками, в нарушение требований ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств соблюдения процедуры согласования с уполномоченными органами проекта консервации скважины.

Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о неиспользовании скважины №3705, либо фактической непригодности или невозможности ее использования по тем или иным причинам, в деле также не имеется.

С учетом этих обстоятельств, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что порядок консервации скважины пользователем недр не соблюден, использование данного источника водоснабжения на данный момент не исключено.

Соответственно выводы суда первой инстанции об отсутствии у ответчика обязанности устранить нарушения в сфере санитарного законодательства путем получения необходимых заключений в отношении источника водоснабжения – скважины №3705 правомерными признаны быть не могут.

С учетом фактически установленных обстоятельств по делу, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных требований.

При этом учитывая заявленные исковые требования, позицию истца в суде апелляционной инстанции относительно срока исполнения решения, с учетом характера требований об обеспечении водоснабжения населения с соблюдением санитарного законодательства, на МУП «Сепычевский КЖКХ» следует возложить обязанность получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №3705, расположенную в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.12.2024.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023 в части отказа Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел в удовлетворении требований об устранении нарушений санитарного законодательства в отношении водного объекта - скважины №3705, расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Возложить обязанность на МУП «Сепычевский КЖКХ»:

- получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024;

- получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №3705 расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.12.2024.

В остальной части решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023 оставить без изменения.

Председательствующий:

/подпись/

Судьи:

/подписи/

Копия верна. Судья

Д.В. Мехоношина

Мотивированное определение изготовлено 12.09.2023

УИД – 59RS0014-01-2023-000405-77

Дело № 33-8961/2023 (2-436/2023)

Судья – Мохнаткина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

05.09.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.,

при секретаре Говорухиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023.

Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Пикулевой Т.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее - Управление) обратилось с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Сепычевский комбинат жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУП «Сепычевский КЖКХ»), администрации Верещагинского городского округа Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства и защите прав потребителей в отношении населения, проживающего в д.Соколово, д.Никишата Верещагинского городского округа, выразившихся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства; возложении обязанности на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края обеспечить работу МУП «Сепычевский КЖКХ» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31.07.2024; возложении обязанности на МУП «Сепычевский КЖКХ» устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 31.07.2024, а именно: получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №5053, расположенной в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №3705, расположенную в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.07.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №5053, расположенную в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.07.2024; возложении обязанности на МУП «Сепычевский КЖКХ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что источник водоснабжения д.Соколово состоит из скважины №3705, расположенной в д.Соколово, переданной МУП «Сепычевский КЖКХ» согласно постановлению администрации Верещагинского городского округа от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», акта №00ГУ-000249 от 28.10.2021. Источник водоснабжения д.Никишата состоит из скважины № 5053, расположенной в д.Никишата, переданной МУП «Сепычевский КЖКХ» согласно постановлению администрации Верещагинского городского округа от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», акту №00ГУ-000249 от 28.10.2021. Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений, размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдаче положительного санитарно- эпидемиологического заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового назначения для водоснабжения в д.Соколово, д.Никишата как и информация о выдаче положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов скважин расположенных в д.Соколово, д.Никишата Верещагинского муниципального округа Пермского края отсутствует. Таким образом, водоснабжение населения д.Соколово, д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения д. Соколово, д. Никишата и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023 суд признал действия Муниципального унитарного предприятия Верещагинского городского округа Пермского края «Сепычевский комбинат жилищно-коммунального хозяйства», администрации Верещагинского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства в отношении граждан, проживающих в д.Соколово и д.Никишата Верещагинского района Пермского края противоправными; возложил на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края обеспечить работу МУП «Сепычевский КЖКХ» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31.12.2024; возложил обязанность на МУП «Сепычевский КЖКХ» устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 31.12.2024, а именно получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №5053, расположенной в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта - скважину №5053, расположенную в д. Никишата Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.12.2024; возложить обязанность на МУП «Сепычевский КЖКХ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей. В удовлетворении исковых требований о получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, в срок до 30.04.2024; получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.07.2024, отказано.

В апелляционной жалобе на решение суда Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю просит его отменить в части отказа в иске, требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что в целях проведения актуализации данных о водных объектах (источниках) используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и юридических лиц на территории Очерского городского округа Пермского края, Западным территориальным отделом Управленения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю была запрошена соответствующая информация из администрации Верещагинского городского округа Пермского края. Из поступившей информации из администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 27.01.2023 № 254-01-46-146 следует, что в д. Соколово скважины нет, водоснабжение осуществляется из скважины в д. Никишата. При этом на основании постановления администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 и акта № 00ГУ-000249 от 28.10.2021 о приеме- передаче объектов нефинансовых активов за МУП «Сепычевский КЖКХ» закреплены на праве хозяйственного ведения скважина № 5053, расположенная в д. Никишата и скважина № 3705, расположенная в д. Соколово. МУП «Сепычевский КЖКХ» оказываются услуги по водоснабжению населения в д. Соколово д. Никишата Верещагинского городского округа Пермского края. Собственником водозаборных сооружений и сетей является администрация Верещагинского городского округа Пермского края. Исходя из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02, обязанность по приведению объектов водоснабжения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства лежит на органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении объектов водоснабжения, а также на ресурсоснабжающей организации, оказывающей услуги по центральному водоснабжению граждан. Представители ответчиков в судебном заседании пояснили, что в 2021 году произведен ремонт сетей водоснабжения д. Соколово и д. Никишата, питьевая вода в д. Соколово поставляется из скважины № 5053 д. Никишата, скважина № 3705 в д. Соколово не используется в связи с отсутствием необходимого количества воды. При этом ответчиками в суд не предоставлены доказательства того, что скважина № 3705, расположенная в д. Соколово не используется МУП «Сепычевский КЖКХ» или ликвидирована, схема водоснабжения и водоотведения д. Соколово также не предоставлена. Следуя позиции ответчиков, можно прийти к выводу о том, что в случае необходимости или недостаточного количества воды, поднимаемой из скважины № 5053 д. Никишата, МУП «Сепычевский КЖКХ» сможет использовать скважину № 3705 в д. Соколово, так как она не ликвидирована. Ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин. Скважины, дальнейшее использование которых невозможно, подлежат ликвидации с проведением цементации и тампонажа. Доказательств, подтверждающих выполнение предусмотренного законодательством порядка консервации (ликвидации) неиспользуемых скважин, не представлено. Из решения суда не следует, что вопрос о состоянии скважины № 3705, расположенной в д. Соколово, а именно, является ли скважина № 3705 резервной и возможно ли дальнейшее ее использование, надлежащего ли качества в ней вода, или скважина ликвидирована согласно акту тампонажа, был в полной мере исследован судом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Пикулева Т.В. на доводах жалобы настаивала, просила судебный акт отменить.

В материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу от ответчика МУП «Сепычевский КЖКХ», в которой ответчик просит оставить судебный акт без изменения.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие «Сепычевский комбинат жилищно-коммунального хозяйства» (МУП «Сепычевский КЖКХ»), является юридическим лицом, созданным для бесперебойного и качественного обслуживания потребителей жилищно-коммунальными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными видами деятельности предприятия является: содержание водопровода и его инженерно-технического сооружения, подъем и резервирование воды и его обслуживание.

Постановлением администрации Верещагинского округа Пермского края от 28.10.2021 № 254-01-01-1816 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», актом №00ГУ-000249 от 28.10.2021 на праве хозяйственного ведения за МУП «Сепычевский КЖКХ» закреплены скважина № 3705, расположенная в д. Соколово и №5053, расположенная в д. Никишата (л.д. 16-18, 40-45, 46).

По данным ЕГРН 04.09.2017 на учет поставлен объект недвижимости с кадастровым номером 59:16:0050101:85, с назначением – сооружения водозаборные, наименование- скважина №5053, 1985 года постройки, расположенное в д. Никишата, 13.10.2021 зарегистрировано право собственности на объект за МО Верещагинский городской округ Пермского края, 11.03.2022 право хозяйственного ведения за МУП « Сепычевский КЖКХ» ( л.д. 28-29).

02.06.2015 на учет поставлен объект недвижимости с кадастровым номером 59:16:0020102:240, с назначением – сооружения водозаборные, наименование- сооружение, 1977 года постройки, расположенный в д. Соколово, 06.07.2020 зарегистрировано право собственности на объект за МО Верещагинский городской округ Пермского края, 11.03.2022 право хозяйственного ведения за МУП « Сепычевский КЖКХ» ( л.д. 30-31).

В д. Никишата Верещагинского городского округа Пермского края источником водоснабжения населения является водный объект – скважина №5053, переданная в хозяйственное ведение ответчика (л.д. 28-29), что сторонами не оспаривается (л.д. 43).

В ходе рассмотрения дела ответчик ссылался на то, что скважина № 3705, расположенная в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, переданная в хозяйственное ведение ответчика, в качестве источника водоснабжения для населения не используется в связи с отсутствием необходимого количества воды.

04.04.2023 администрацией Верещагинского городского округа заключен муниципальный контракт № 72-23/к с ООО «Георесурс-Пермь» на оказание услуг по разработке проекта организации зоны санитарной охраны участка водозабора подземных вод (скважины) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с техническим заданием (пункт 4) срок оказания услуг – со дня подписания муниципального контракта до 01.12.2023, в соответствии с техническим заданием объектом проектирования является водозаборная скважина №5053 для хозяйственно-питьевого использования в д. Никишата Верещагинского городского округа (л.д. 98-103)

В материалы дела также представлены техническое задание и локальный сметный расчет на ремонт сетей водоснабжения д.Соколово, д.Никишата на 1 квартал 2021, техническое задание на выполнение указанных работ по ремонту сетей водоснабжения д.Соколово, д. Никишата (л.д. 76-97).

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со статьями. 4, 7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со статьей 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Управление Роспотребнадзора является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14.03.2002 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1.4 вышеуказанных Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (пункт 1.6 Правил).

Как следует из пункта 1.4 Правил ЗСО (зоны санитарной охраны) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (пункт 1.11 СанПиН).

Согласно п. 1.15 СанПиН санитарные мероприятия в пределах первого пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Как следует из п. 1.17 СанПиН, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения санитарного законодательства в отношении скважины №5053, расположенной в д.Никишата Верещагинского городского округа Пермского края, суд первой инстанции, правильно применив приведенные нормы права, обоснованно исходил из того, что возложенная на ответчика законом обязанность принять меры к обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества не исполнена, в связи с чем пришел к правомерному выводу о необходимости возложить на МУП «Сепычевский КЖКХ» обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства в виде получения необходимы заключений Роспотребнадзора, необходимых для эксплуатации источника водоснабжения.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Вместе с тем, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований об устранении нарушений санитарного законодательства в отношении скважины №3705, расположенной в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, принятым судом первой инстанции по тем основаниям, что указанный источник водоснабжения ответчиком не используется для водоснабжения д. Соколово, источником для населенного пункта, как и для д. Никишата, является скважина №5053, расположенная в д. Никишата.

При разрешении спора суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основной целью создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в связи с чем проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения представляет собой комплекс мероприятий, подлежащих утверждению уполномоченным государственным органом.

Суд также обоснованно указал на то, что нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, заключающееся в использовании источника водоснабжения в целях водоснабжения без разработки проектной документации, положительного заключения органа санитарного надзора нарушает права населения и несет угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что неопределенное во времени неиспользование источника водоснабжения, право собственности на который принадлежит муниципальному образованию, закрепленному в целях водоснабжения населения за специализированным муниципальным предприятием, оказывающим услуги по водоснабжению, является достаточным основанием для освобождения ответчика от обязанности выполнить предусмотренные законом обязанности мероприятия в сфере санитарного законодательства, правомерным признан быть не может.

Материалами дела подтверждено, что ответчик – МУП «Сепычевский КЖКХ» является организацией, в обязанности которой входит обеспечение питьевой водой населения в д.Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплен источник водоснабжения, расположенный в д. Соколово.

На основании п. 16 Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.

При этом доказательств тому, что скважина №3705 не пригодна к дальнейшему использованию, находится на консервации, в материалы дела не представлено, принимая во внимание, что консервация такого объекта имеет свою специфику.

Согласно п. 3.5 «СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001, буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке. Указанное распространяется и на водозаборные скважины.

Процесс консервации водозаборных скважин регламентируется нормативными правовыми актами регионального уровня.

Так в соответствии с пунктом 1.2.2 «Порядка прекращения права пользования участками недр местного значения, в том числе досрочного, приостановления осуществления и ограничения права пользования участками недр местного значения», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 23.03.2023 N 30-01-02-305, досрочное прекращение права пользования участками недр местного значения осуществляется Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - уполномоченный орган) в случаях подачи пользователем недр заявления о досрочном прекращении права пользования недрами.

На основании пункта 1.4 Порядка, в сроки, определенные уполномоченным органом, в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом ликвидации и (или) консервации начинаются работы по ликвидации и (или) консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр. До завершения процесса ликвидации и консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него Законом Российской Федерации «О недрах». Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, осуществляющими государственный геологический контроль (надзор) и федеральный государственный горный надзор. Лицензия на пользование недрами при досрочном прекращении права пользования недрами подлежит снятию с государственного учета.

Таким образом, консервация водозаборной скважины осуществляется на основании согласованного уполномоченными органами проекта и считается завершенной после подписания акта о консервации органами, осуществляющими государственный геологический контроль (надзор) и федеральный государственный горный надзор.

В то же время ответчиками, в нарушение требований ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств соблюдения процедуры согласования с уполномоченными органами проекта консервации скважины.

Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о неиспользовании скважины №3705, либо фактической непригодности или невозможности ее использования по тем или иным причинам, в деле также не имеется.

С учетом этих обстоятельств, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что порядок консервации скважины пользователем недр не соблюден, использование данного источника водоснабжения на данный момент не исключено.

Соответственно выводы суда первой инстанции об отсутствии у ответчика обязанности устранить нарушения в сфере санитарного законодательства путем получения необходимых заключений в отношении источника водоснабжения – скважины №3705 правомерными признаны быть не могут.

С учетом фактически установленных обстоятельств по делу, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных требований.

При этом учитывая заявленные исковые требования, позицию истца в суде апелляционной инстанции относительно срока исполнения решения, с учетом характера требований об обеспечении водоснабжения населения с соблюдением санитарного законодательства, на МУП «Сепычевский КЖКХ» следует возложить обязанность получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №3705, расположенную в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.12.2024.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023 в части отказа Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел в удовлетворении требований об устранении нарушений санитарного законодательства в отношении водного объекта - скважины №3705, расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края, отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Возложить обязанность на МУП «Сепычевский КЖКХ»:

- получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины №3705, расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в срок до 30.04.2024;

- получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважину №3705 расположенной в д. Соколово Верещагинского городского округа Пермского края в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31.12.2024.

В остальной части решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23.05.2023 оставить без изменения.

Председательствующий:

/подпись/

Судьи:

/подписи/

Копия верна. Судья

Д.В. Мехоношина

Мотивированное определение изготовлено 12.09.2023

33-8961/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
МУП "Сепычевский комбинат ЖКХ"
Другие
Администрация Верещагинского городского округа Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Мехоношина Дарья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.07.2023Передача дела судье
05.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Передано в экспедицию
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее