Решение по делу № 2-2349/2024 от 16.05.2024

Дело

55RS0002-01-2024-004423-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Первых А.В.,

при секретаре судебного заседания Лобах В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 26 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Омского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОСЕРВИС» об обязании обустроить ограждение объекта размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор, истец) обратился в Куйбышевский районный суд города Омска с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОСЕРВИС» (далее – ООО «ЭКОСЕРВИС», ответчик) об обязании обустроить ограждение объекта размещения отходов.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно договору аренды земельного участка № от 08.08.2022, заключенного между администрацией Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области и ООО «ЭКОСЕРВИС» Общество принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером общей площадью 223146 кв.м. для реализации для реализации на территории Омской области инвестиционного проекта «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Омской области (Юг).

В мае 2023 года проведена проверка соблюдения ООО «ЭКОСЕРВИС» требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.

В ходе осмотра установлено, что территория размещения ТКО имеет легкое ограждение по периметру частично, по восточной границе, относительно въезда объекта, сооружена обволовка, высота которой примерно около 1 метра.

Проверкой установлено, что на земельном участке, с кадастровым номером , площадью 223146 кв.м., на котором осуществляется размещение отходов, не проведены мероприятия по предотвращению воздействия ветров на отходы производства и потребления, вследствие чего прилегающая территория загрязнена легким фракциями отходов.

09.06.2023 в адрес генерального директора ООО «ЭКОСЕРВИС» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Вместе с тем, в ходе выездной проверки, проведенной 25.03.2024 прокуратурой Шербакульского района установлено, что объект имеет ограждение 1/2 периметра территории (имеется ограждение слева от производственно-бытового вагончика до середины объекта вглубь).

Просит суд обязать ООО «ЭКОСЕРВИС» обустроить ограждение по периметру всей территории объекта размещения отходов в течении двух месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

Представитель истца ФИО10. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ЭКОСЕРВИС» ФИО11., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований. Представил возражения, в которых указал, что ООО «ЭКОСЕРВИС» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализующим на территории Омской области инвестиционный проект «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Омской области (Юг)». Считает, что надзорный орган ошибочно толкует нормы материального права, указывая, что ООО «ЭКОСЕРВИС», являясь оператором по обращению с ТКО, эксплуатируя на основании договора аренды объекта размещения ТКО, обязано соблюдать требования СанПиН 2.1.3684-21, касающиеся именно полигонов ТКО, законодатель, хоть и не ограничивает число возможных видов объектов размещения отходов, но четко дает понять, что помимо полигонов, могут быть и другие виды объектов размещения отходов. К последним, в частности, относятся объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Требования к их обустройству установлены Приказом № 765. Обособление такого вида объектов размещения ТКО обусловлено тем, что после начала так называемой «мусорной реформы» не представилось возможным в кратчайшие сроки построить новые объекты, соответствующие высокотехнологичным требованиям, предъявляемым к полигонам ТКО. Такие объекты преимущественно расположены в границах старых свалок отходов, введенных в эксплуатацию несколько лет назад. При этом эксплуатация именно полигонов ТКО регламентируется иными нормативными правовыми актами, подчеркивающими сложность таких объектов: Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Министерством строительства РФ 02.11.1996, Свод правил СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.11.2017 г. № 1555. строительстве полигона ТКО формируется ложа полигона, строятся противофильтрационный экран, дренажные системы. Реализация данных процессов на объектах размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации невозможна. Полагает, что истец ошибочно посчитал, что положения СанПиН 2.1.3684-21 могут распространяться на ООО «ЭКОСЕРВИС». Кроме того, истцом также неверно трактуются положения Приказа № 765 относительно конструкции легкого ограждения и его функционального назначения. Понятие «легкое ограждение» законодательно не установлено. Считает, что имеющееся ограждение полностью справляется со своими функциями. Просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что на территории объектов размещения ТКО должно быть обустроено легкое ограждение по периметру территории объекта. Требования к параметрам (техническим характеристикам) ограждения не установлены.

Представитель третьего лица администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель третьего лица Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, в котором указал о том, что поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к следующему.

В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – закон) санитарно-эпидемиологическое благополучии населения обеспечивается посредством: в том числе выполнения санитарно- противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемыми ими деятельности обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).

В соответствии с п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно пункту 243 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.

В соответствии с пунктом 253 СанПиН 2.1.3684-21 по периметру всей территории полигона хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров.

Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Распоряжением Губернатора Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О соответствии инвестиционного проекта «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Омской области (Юг)» критерию, установленному Законом Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» ООО «ЭКОСЕРВИС» в соответствии с пп.3 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставлены земельные участки с кадастровым номерами , находящиеся на территории Марьяновского, Нововаршавского, Павлоградского, Таврического, Шербакульского муниципальных районов Омской области в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок с кадастровым номером находится в государственной собственности.

07.02.2023 на указанный земельный участок зарегистрировано право аренды в пользу ООО «ЭКОСЕРВИС» на основании договора аренды земельного участка № , соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.08.2022 № и дополнительного соглашения к договору аренды № , находящегося в государственной собственности земельного участка от 08.08.2022. Срок аренды составляет с 08.08.2022 по 31.12.2024.

Между Администрацией Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области и ООО «ЭКОСЕРВИС» 08.08.2022 заключен договор аренды земельного участка № , в соответствии с которым Арендодатель передает в аренду Арендатору земельный участок на период с 08.08.2022 по 31.12.2024, находящийся в государственной собственности, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения, с разрешенным использованием – специальная деятельность, с кадастровым номером , общей площадью 223146 кв.м. Местоположение Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала

Целевое назначение аренды – реализация на территории Омской области инвестиционного проект «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Омской области (юг).

08.08.2022 между арендодателем и арендатором подписан акт приема-передачи земельного участка и расположенного на нем объекта.

В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 122 от 11.06.2020 «Об утверждении перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации на территории Омской области», в перечень включен объект ТКО, расположенный по адресу: Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302, введенный в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

Согласно приложению № 2 к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на спорном земельном участке расположен объект размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ. Согласно территориальной схеме масса отходов на момент подписания договора составляла 316 420, 60 тонн. Согласно п.5.1.17 указанного приложения наличие легкого ограждения по периметру всей территории объекта - частично.

В соответствии с п. 5.1.8 Объект расположен вне границ населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, вне водосборных площадей подземных вод, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового использования.

В силу п. 5.1.11 Объект расположен на расстоянии более 500 метров от жилой застройки, объектов образования и медицины, спортивных сооружений.

Согласно ответа Минприроды Омской области объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Омская область, Шербакульский район, в северо- восточной части кадастрового квартала включен в перечень объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, на территории Омской области и в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 № 39 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившим силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области».

По состоянию на 20.06.2024 на территории данного объекта осуществляется размещение ТКО, образующихся на территории Шербакульского, Полтавского, Азовского немецкого национального муниципальных районов Омской области и мусоросортировочного комплекса, расположенного на территории КАО г. Омска (частично).

Предельный срок эксплуатации объекта до 01.01.2026.

Согласно сведениям ЕГРН из данного земельного участка путем выделения образованы земельные участки с кадастровыми номерами , , . Земельные участки имеют вид разрешенного использования – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения.

Согласно схеме расположения земельного участка, смежным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером , площадью 76029 кв.м., местоположение: Омская область, р-н Шербакульский, свалка мусора и нечистот.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственникам земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалам дела, что спорный земельный участок эксплуатируется ответчиком на законном основании в строгом соответствии с разрешенным использованием земельного участка и целями его использования. Ответчик правомерно занял спорный земельный участок и оснований для отказа в заключении договора аренды органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на момент его предоставления выявлено не было.

15.05.2023 вынесено Решение № Омской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении проверки в отношении ООО «ЭКОСЕРВИС» на соблюдение требований законодательства при обращении с ТКО на территории Омской области.

18.05.2023 Омской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведено обследование объекта размещения ТКО в Шербакульском муниципальном районе Омской области.

В соответствии с заключением главного специалиста отдела регионального государственного экологического контроля департамента экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в ходе выездной проверки 18.05.2023 установлено, что при натурном обследовании объекта ТКО отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части транспортных средств, используемых для транспортировки ТКО. В ходе визуального осмотра установлено захламление ТКО прилегающей к объекту территории. Выявленные факты указывают на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Согласно информации специалиста межмуниципального Азовского отдела Управления Росреестра по Омской области спорный земельный участок по всему периметру имеет земляную обвалку, частично с северо-восточной и северо-западной стороны огорожен сетчатым металлическим забором. Признаков использования земельного участка не в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования не обнаружено, нарушений земельного законодательства не установлено.

Специалистом Управления Роспотребнадзора по Омской области установлено, что земельный участок для хранения ТКО частично огорожен. При въезде на территорию установлен шлагбаум. Твердое покрытие по периметру земельного участка для хранения ТКО отсутствует. Хранение ТКО происходи насыпью на поверхность земельного участка. Часть ТКО, находящаяся на земельном участке, подтоплена грунтовым дождевыми водами.

В соответствии с заключением Сибирского межрегионального управления Роспироднадзора по Омской области следует, что территория размещения ТКО имеет легкое ограждение по периметру частично, по восточной границе, относительно въезда, сооружена обволовка высотой около 1 метра. Въезд огорожен шлагбаумом. Сетчатые ограждения, предусмотренные при разгрузке ТКО - отсутствуют. Также отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка. Вышеуказанные нарушения требований федеральных законов образуют состав административного правонарушения, за которое предусматривается административная ответственность по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ответом ООО «ЭКОСЕРВИС» от 17.05.2023 объект ТКО, расположенный на земельном участке с кадастровым номером не является полигоном. Требования СанПин 2.1.3684-21 о наличии изоляции места складирования и захоронения отходов, твердого покрытия территории хозяйственной зоны на данные объекты не распространяется. Сетчатое ограждение по периметру спорного объекта присутствует.

В соответствии с заключением Омской межрайонной природоохранной прокуратуры по результатам рассмотрения обращения жителей р.п. Шербакуль на земельном участке, с кадастровым номером , площадью 223146 кв.м. для реализации на территории Омской области инвестиционного проекта «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Омской области (Юг), на котором осуществляется размещение отходов, расположен ТКО (местоположение Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302), включенный в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления в Омской области и в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ.

В ходе осмотра объекта установлено, что территория размещения ТКО имеет легкое ограждение по периметру частично, по восточной границе, относительно въезда Объекта, сооружена обволовка, высота которой примерно около 1 метра.

Установлено, что на прилегающих к эксплуатируемому ООО «ЭКОСЕРВИС» земельному участку находятся земли сельскохозяйственного назначения, а также земли, собственность на которые не разграничена, используемые для выпаса сельскохозяйственных животных. Указанные земельные участки загрязнены мелкими фракциями ТКО. Таким образом, обволовка высотой 1 метр не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем допускается разлет легких фракций на смежные территории. Установлено, что ООО «ЭКОСЕРВИС» не проведены мероприятия по предотвращению воздействия ветров на отходы производства и потребления, вследствие чего прилегающая территория загрязнена легким фракциями отходов.

На основании данного заключения Омской межрайонной природоохранной прокуратурой 09.06.2023 вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в адрес ООО «ЭКОСЕРВИС».

ООО «ЭКОСЕРВИС», в соответствии с данным представлением, должны провести мероприятия по предотвращению воздействия ветров на отходы производства и потребления на объекте ТКО, расположенном на земельном участке с кадастровым номером

На момент обращения в суд нарушения федерального законодательства в области обращения с ТКО ООО «ЭКОСЕРВИС» не устранены, что послужило основанием для обращения истца в суд.

Полигоны ТКО – это объекты, предназначенные для захоронения отходов потребления, а также отходов производства неоспасных, четвертого и третьего классов опасности.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Перечень) устанавливает порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренный законодательством Российской Федерации (далее - Объекты), в Перечень, внесения изменений в Перечень (пункт 1). Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде (пункт 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект (пункт 5).

Аналогичные положения предусмотрены Приказом Минприроды России от 19.10.2021 № 765 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».

В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 122 от 11.06.2020 «Об утверждении перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации на территории Омской области», в Перечень включен объект ТКО, расположенный по адресу: Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302, введенный в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 20.06.2024 следует, что Объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302, включен в перечень объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательство РФ, на территории Омской области и в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 № 39 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области».

По состоянию на 20.06.2024 на территории Объекта осуществляется размещение ТКО, образующихся на территории Шербакульского, Полтавского, Азовского немецкого национального муниципальных округов Омской области и мусоросортировочного комплекса, расположенного на территории КАО г. Омска (частично). Предельный срок эксплуатации объекта ТКО до 01.01.2026.

Согласно заключенному концессионному соглашению на территории Омской области в 2025 году планируется ввод в эксплуатацию комплекса по обращению с ТКО, расположенного в Омской области, район Таврический, территория Ленинского сельского поселения и предназначенного для обработки, утилизации и захоронения отходов. При условии ввода в эксплуатацию Комплекса в 2025 потоки ТКО, направляемые на Объект, будут перенаправлены на Комплекс.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представители сторон пояснили, что фактически строительство Комплекса не ведётся, потоки ТКО и с наступлением 2025 года будут направляться на спорный Объект.

Таким образом, установлено, что спорный объект – объект ТКО, расположенный по адресу: Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302 включен в Перечень объектов ТКО, не имеющий документации и на него распространяются правила, установленные СанПиН 2.1.3684-21, вопреки доводам ответчика.

Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.08.2022 выдано задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия по обследованию территории, прилегающей к объекту размещения ТКО, расположенного по адресу: Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302; 52 659 151; 55:32:100302:72, которое было выдано на основании письменного обращения граждан р.п. Шербакуль с требованием о проведении проверки территории размещения ТКО.

В результате проверки установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 55:32:100302:72 с местоположением Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302; 52 659 151; осуществляется размещение отходов.

На момент осмотра территории, прилегающей к данному земельному участку, установлено, что на Объекте отсутствуют признаки открытого горения отходов, в то же время имеются незначительные очаги дымления. В ход осмотра также установлено, что Объект имеет частичное ограждение.

Также подтверждается материалам дела, в том числе фотоматериалом, представленным общественным инспектором по охране окружающей среды Гаврильченко Л.А. обследована территория, примыкающая к земельному участку с кадастровым номером , отведенному для временного складирования отходов. На данной территории отсутствует ограждение, также металлическая сетка имеется только с восточной стороны, обволовка по периметру отсутствует. В то же время, на территории данного земельного участка с западной стороны, зафиксировано место слива жидкости, напоминающей жидкие бытовые отходы с характерным запахом, также с восточной стороны свалки в 80 м на юг от третьего километр дороги Шербакуль-Марьяновка обнаружен ров с жидкостью, напоминающей жидкие отходы канализации с характерным запахом, что также подтверждается фотоматериалам дела.

Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает осуществлять обращение с отходами производства и потребления способами, которые являются безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые соответствуют санитарным правилам и иным нормам РФ.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Детально санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений».

Указанными правилами четко регламентируются правила оборудования полигонов. В том числе, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО устанавливаются переносные сетчатые ограждения перпендикулярно направлению ветра для задержки легких фракций. Также, по периметру всей территории полигона ТКО устраивается ограждение либо осушительная траншея, либо вал высотой не менее 2 метров.

Указанные Правила предусматривают требования к обращению с отходами в специально оборудованных местах.

Согласно пункту 216 СанПиН 2.1.368-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

Размещение и эксплуатация (на весь период их эксплуатации и после закрытия) специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород), должны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения (пункт 228 СанПиН 2.1.3684-21).

Размещение ТКО должно осуществляться только на рабочей карте и в соответствии с регламентом и режимом работы полигона.

Переносные сетчатые ограждения должны устанавливаться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО, перпендикулярно направлению ветра, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте пункт 257 СанПиН 2.1.3684-21).

На выезде с территории полигона ТКО должна предусматриваться дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологи РФ от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъектов РФ и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, для размещения твердых коммунальных отходов» должно быть выполнено обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровоза, с использованием средств дезинфекции, переносным сетчатом ограждении как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержек легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке.

Указанными правилам СанПиН четко регламентируются правила оборудования полигонов. В том числе, непосредственно у места разгрузки и размещения ТКО устанавливаются переносные сетчатые ограждения перпендикулярно направлению ветра для задержки легких фракций. Также, по периметру всей территории полигона ТКО устраивается ограждение либо осушительная траншея, либо вал высотой не менее 2 метров.

Таким образом, материалами дела объективно подтверждается, что спорный земельный участок предоставлен и фактически используется для размещения ТКО, однако, в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления не оформлен и не оборудован.

Доводы ответчика о том, что ООО «ЭКОСЕРВИС», являясь оператором по обращению с ТКО, не обязано соблюдать требования СанПиН 2.1.3684-21, касающиеся именно полигонов ТКО судом отклоняются как несостоятельные, основанные на ошибочном токовании норм материального права.

Также из кадастрового дела спорного объекта следует, что Распоряжением Главы Шербакульского муниципального района от 16.10.2012 № 736 р. «Об утверждении схемы расположения земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по образованию земельного участка: земельный участок, относящийся к категории земель промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Омская область, Шербакульский район, в северо-восточной части кадастрового квартала 55:32:100302. Установить вид разрешенного использования земельного участка «Земельные участки для размещения полигона для складирования и хранения бытовых отходов».

Согласно информации, предоставленной Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Министерством природных ресурсов Омской области параметры ограждения для объектов, включенных в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, действующим законодательством не установлены.

С учетом приведенных положений закона, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об устройстве ограждения по периметру всей территории объекта размещения отходов, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчик должен произвести для устранения установленных нарушений законодательства, суд полагает для ответчика достаточным сроком для исполнения решения суда будет два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в счет уплаты государственной пошлины 6 000 рублей в доход бюджета г. Омска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОСЕРВИС» об обязании обустроить ограждение объекта размещения отходов удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОСЕРВИС» (ОГРН ) обустроить ограждение по периметру всей территории объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСЕРВИС» (ОГРН ) в доход бюджета г. Омска в счет уплаты государственной пошлины 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                       подпись                                               А.В. Первых

Решение в окончательной форме принято 02.08.2024.

КОПИЯ ВЕРНА

Решение (определение) не вступило в законную силу ______________

УИД 55RS0002-01-2024-004423-27

Подлинный документ подшит в деле № 2-2349/2024

Куйбышевского районного суда г. Омска

Судья     _______________________А.В. Первых

Секретарь _______________________

2-2349/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Омская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "ЭКОСЕРВИС"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Сибирское Межрегиональное управление Росприроднадзора
Администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Омск
Судья
Первых Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
kuybcourt.oms.sudrf.ru
16.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2024Передача материалов судье
17.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2024Подготовка дела (собеседование)
05.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
16.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее