Производство № 2а-875/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21.07.2021 г.Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.,
при секретаре Гришиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Романовой О.В. к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Романова О.В., уточнив исковые требования, обратилась в суд с административным иском к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области о признании незаконными действий, возложении обязанности, указав, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением об отнесении её к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Основанием для обращения послужил заключенный договор уступки прав требования от <дата> на двухкомнатную квартиру, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, <адрес>. До настоящего времени квартира по договору долевого участия и договору уступки не передана истцу. <дата> ответчиком в адрес Романовой О.В. направлено уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан. Причиной отказа послужило то основание, что на момент заключения договора уступки многоквартирный дом был включен в единый реестр проблемных объектов.
Просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в решении об отказе в отнесении гражданина к числу пострадавших граждан, обязать включить в реестр пострадавших граждан.
Административный истец Романова О.В., её представитель Пузыревский П.А. в судебное заседание не явились, извещены, ранее в судебном заседании Пузыревский П.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Департамента госстройтехнадзора Смоленской области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании Курганов В.И. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлены следующие обстоятельства.
<дата> между Романовой (Плохотник) О.В. и ИП Гороховым С.Я. был заключен договор уступки прав требования на двухкомнатную <адрес>, находящуюся на третьем этаже 10-ти этажного 80-ти квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, с.<адрес>, <адрес> (л.д.15).
<дата> ИП Гороховым С.Я. и Романовой О.В. были поданы документы на государственную регистрацию договора уступки, что подтверждается распиской о приеме документов (л.д.16).
<дата> регистрация вышеуказанного договора была приостановлена в связи с запретом на совершение регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером № <номер>, на котором велось строительство многоквартирного дома (л.д.17).
<дата> ИП Горохов С.Я. обратился в Арбитражный суд Смоленской области с административным иском об оспаривании действий Управления Росреестра по Смоленской области о приостановке государственной регистрации договора уступки.
<дата> решением Арбитражного суда Смоленской области действия Управления Росреестра по Смоленской области, выразившиеся в решении о приостановлении государственной регистрации договора, признаны незаконными, на Росреест возложена обязанность осуществить государственную регистрацию договора от <дата> (л.д.18-24).
Федеральным законом от <дата> N 151-ФЗ статья 23.1 Федерального закона от <дата> N 214-ФЗ дополнена частью 1.1, предусматривающей формирование единого реестра проблемных объектов.
<дата> объект «Многоквартирная жилая застройка в д. <адрес>, два 80-ти квартирных жилых дома КПД № <номер>, № <номер> застройщика ООО «Новое пространство» включен в единый реестр проблемных объектов (л.д.111).
<дата> договор уступки права требования от <дата> прошел государственную регистрацию, о чем в ЕГРН сделана запись № <номер> (оборот л.д.15).
В соответствии с договором долевого участия в строительстве многоквартирного дома, срок окончания строительства и передачи объекта дольщику, установлен I квартал 2016 года.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно ст. 12 Закона № 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
До настоящего времени квартира по договору долевого участия и договору уступки, не построена, не введена в эксплуатацию, следовательно застройщик не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства более двадцати месяцев.
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
На территории Смоленской области уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющий региональный государственный надзор за долевым строительством является Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области.
<дата> Романова О.В. обратилась в Департамент с заявлением об отнесении её к числу пострадавших граждан в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер> (л.д.96).
Постановлением Администрации Смоленской области от <дата> N 490 утвержден Порядок отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее Порядок).
В соответствии с п.п.7 п. 8 Порядка основанием для отказа в отнесении гражданина к числу пострадавших граждан является заключение гражданином договора уступки права требования по договору, в случае если на момент заключения такого договора многоквартирный дом включен в единый реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона.
По результатам рассмотрения представленного заявления на основании п.п.7 п. 8 Порядка было принято решение об отказе в отнесении Романовой О.В. к числу пострадавших граждан, о чём <дата> было направлено уведомление № <номер> (л.д.28).
Департамент в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отнесении гражданина к числу пострадавших граждан или об отказе в отнесении гражданина к числу пострадавших граждан направляет в его адрес уведомление о принятом решении.
При этом решение об отказе должно быть обоснованным и содержать указание на все имеющиеся основания отказа.
Одной из целей принятия Федерального закона N 214-ФЗ является гарантия защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (пункт 1 статьи 1).
Уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 214-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответчиком при вынесении решения об отказе Романовой О.В. в отнесении её к числу пострадавших граждан не учтены следующие обстоятельства: договор об уступке прав требований между ИП Гороховым С.Я. и Романовой О.В. заключен <дата>. Истицей после заключения договора незамедлительно (<дата>) поданы документы на государственную регистрацию договора уступки права в Управление Росреестра.
Однако договор прошел государственную регистрацию только спустя 6 месяцев - <дата> по независящим от Романовой О.В. причинам, а в связи с решением Росреестра о приостановке регистрации, которое было предметом судебной оценки. Именно в этот период <дата> объект застройщика ООО «Новое пространство» был включен в единый реестр проблемных объектов.
Таким образом, вследствие принятия Росреестром незаконного решения о приостановке регистрации вышеуказанного договора уступки прав требования, правовая защищенность добросовестного участника гражданских отношений - Романовой О.В. стала ниже, чем если бы регистрация договора была осуществлена в соответствии с действующим законодательством, что не согласуется с положениями статьи 1 ГК РФ.
Оценка указанных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о незаконности решения административного ответчика от <дата> № <номер>.
Иное создавало бы угрозу нарушения прав граждан в результате незаконных действий административного органа. Таким образом, требования Романовой О.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Романовой О.В. к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области о признании незаконными действий, выразившихся в решении об отказе в отнесении гражданина к числу пострадавших граждан, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области, выразившиеся в решении от <дата> № <номер> об отказе в отнесении Романовой О.В. к числу пострадавших граждан.
Обязать Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области отнести Романову О.В. к числу пострадавших граждан.
Вскакать с Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области в пользу Романовой О.В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Моисеева
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2021.