Дело № 2а-143/2022 Решение в окончательной форме
УИД 51RS0007-01-2021-004585-07 изготовлено 14 января 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2022 г. г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.А.,
при помощнике судьи Светловой И.А.,
с участием прокурора Лапухова А.М.,
представителя административного истца Иваничкиной Н.И.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Апатитский» об установлении административного надзора в отношении Гончарова Александра Сергеевича,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Апатитский» (далее – МО МВД России «Апатитский») обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Гончарова А.С.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приговором Кировского городского суда Мурманской области от 26 апреля 2018 г. Гончаров А.С. был осуждён <.....> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы. Приговором Апатитского городского суда Мурманской области от 13 июня 2018 г. Гончаров А.С. был осуждён <.....> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание на основании части <.....> Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору от 26 апреля 2018 г. в виде 3 лет 9 месяцев лишения свободы, которое Гончаров А.С. отбывал в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, освобождён 27 апреля 2021 г. условно-досрочно на основании постановления Кольского районного суда города Мурманска от 9 апреля 2021 г. на неотбытый срок 7 месяцев 1 день. Срок погашения судимости – 28 апреля 2029 г. Совершенное Гончаровым А.С. преступление относится к категории тяжких и совершено в условиях особо опасного рецидива преступлений.
Просил установить в отношении Гончарова А.С. административный надзор до погашения судимости, за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания, с установлением в период административного надзора административных ограничений в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, указав, что после освобождения из мест лишения свободы Гончаров А.С. зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны, самостоятельно прибыл для постановки на учёт в отдел полиции, злостных правонарушений не совершал.
Административный ответчик о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещён, не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 272 и разъяснениями, данными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения административного иска имеются, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административным надзором признается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом; под административным ограничением понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии сданным Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Судом установлено, что приговором Кировского городского суда Мурманской области от 26 апреля 2018 г. Гончаров А.С. осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью <.....> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы. Приговором Апатитского городского суда Мурманской области от 13 июня 2018 г. Гончаров А.С. осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью <.....> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание на основании части <.....> Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору от 26 апреля 2018 г. в виде 3 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Из приговора Кировского городского суда Мурманской области от 26 апреля 2018 г. также следует, что Гончаровым А.С. совершено преступление против здоровья населения и общественной нравственности, относящееся к категории тяжких, ранее Гончаров А.С. два раза был осуждён за тяжкое преступление к реальному лишению свободы, в связи с чем его действия образуют особо опасный рецидив преступлений (л.д. <.....>).
Постановлением Кольского районного суда Мурманской области от 9 апреля 2021 г. Гончаров А.С. освобождён от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы условно-досрочно. На основании части <.....> Уголовного кодекса Российской Федерации на Гончарова А.С. на период условно-досрочного освобождения возложены обязанности: ежемесячно являться на регистрацию в МО МВД России «Апатитский», не менять без уведомления МО МВД России «Апатитский» места жительства и регистрации, трудоустроиться в течение двух месяцев с момента условно-досрочного освобождения и не менять место работы без уведомления МО МВД России «Апатитский» (л.д. <.....>).
Согласно справке Формы <№> от 27 апреля 2021 г. Гончаров А.С. освобождён из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области 27 апреля 2021 г. на основании постановления Кольского районного суда Мурманской области от 9 апреля 2021 г. условно-досрочно на не отбытый срок 7 месяцев 1 день (л.д. <.....>).
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы.
Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 218-ФЗ).
Совершенное Гончаровым А.С. преступление относится к категории тяжких, судимость в настоящее время в установленном законом порядке не снята и не погашена, по правилам пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 218-ФЗ) погашается 28 апреля 2029 г.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание непогашенную и неснятую судимость по приговору Кировского городского суда Мурманской области от 26 апреля 2018 г., которым установлен факт совершения Гончаровым А.С. тяжкого преступления в условиях особо опасного рецидива преступлений, суд приходит к выводу, что в отношении Гончарова А.С. подлежит установлению административный надзор по основаниям, изложенным административным истцом.
В силу статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку Гончаров А.С. судим за совершение тяжкого преступления, совершенного в условиях особо опасного рецидива преступлений по приговору Кировского городского суда Мурманской области от 26 апреля 2018 г., то административный надзор Гончарову А.С. подлежит установлению на срок погашения судимости для тяжких преступлений, то есть на 8 (восемь) лет (пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, указанных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Административный истец просит установить в отношении Гончарова А.С. административные ограничения в виде: обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Из бытовой характеристики Гончарова А.С. следует, что он по месту жительства характеризуется удовлетворительно (л.д. <.....>).
При таких обстоятельствах суд соглашается с требованием административного истца и мнением прокурора об установлении в отношении Гончарова А.С. в период административного надзора административных ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку именно такая периодичность позволит эффективно контролировать поведение Гончарова А.С. с учётом личности и его поведения в период отбывания наказания и после отбытия.
Суд также соглашается с требованием административного истца, поддержанным прокурором, об установлении в отношении Гончарова А.С. в период административного надзора административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, поскольку преступление, за которое отбывает наказание Гончаров А.С., совершено, в том числе, в ночное время суток.
При этом суд принимает во внимание, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), установления административных ограничений в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4) согласуется с нормой, закрепленной в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
Таким образом, положения Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», закрепляющие возможность установления вышеуказанных административных ограничений, не могут рассматриваться как нарушающие права Гончарова А.С.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет административный иск в полном объёме.
При этом суд полагает необходимым разъяснить административному ответчику, что в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 указанного Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Апатитский» об установлении административного надзора в отношении Гончарова Александра Сергеевича – удовлетворить.
Установить в отношении Гончарова Александра Сергеевича, <.....>, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, но не свыше срока, установленном законодательством для погашения судимости.
Установить в отношении Гончарова А.С. в период административного надзора административные ограничения в виде:
- обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Срок административного надзора Гончарову А.С. исчислять со дня истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий А.А. Алексеева