Дело № 2-887/2024
УИД 74RS0043-01-2024-001116-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2024 года г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Белышевой В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановой Н.Г.,
с участием прокурора Слинько А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Чебаркульский городской округ» о возложении обязанностей проведения капительного ремонта участков тепловых сетей, сетей холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Чебаркульский горпрокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Чебаркульский городской округ», в котором просил возложить на ответчика обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт следующих участков тепловой сети, сетей холодного водоснабжения: <адрес>
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Чебаркульский городской округ является собственником тепловых сетей, сетей холодного водоснабжения, которые включают в себя следующие участки: <адрес> участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес>; участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес>; участки сетей теплоснабжения ГВС от <адрес>, посредством которых обеспечено теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение объектов жилого фонда социальной инфраструктуры. Согласно актам обследования технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указанные участки сетей не удовлетворяют требованиям безопасной эксплуатации, не обеспечивают надлежащий режим предоставления коммунальной услуги. Вышеуказанные объекты коммунальной инфраструктуры переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком». Пунктом 1.2 Устава МУП «Теплоком» определено, что учредителем предприятия, осуществляющим полномочия собственника от имени городского округа, выступает Управление муниципальной собственности администрации городского округа. Собственность, переданная предприятию, является муниципальной собственностью городского округа. Таким образом, обязанность по капительному ремонту вышеуказанных участков коммунальных сетей лежит на собственнике – муниципальном образовании «Чебаркульский городской округ». Непринятие органом местного самоуправления мер для капительного ремонта указанных участков коммунальных сетей влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц (потребителей коммунальной услуги) на обеспечение тепловой энергией в зимний период, услугой водоснабжения, причинения вреда их жизни и здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением Чебаркульского городского суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление ЖКХ администрации Чебаркульского городского округа.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Слинько А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Чебаркульский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела ответчик извещен (л.д. 125).
Администрация Чебаркульского городского округа направила отзыв на иск, в котором считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В бюджете органа местного самоуправления не предусмотрены средства на ремонт сетей теплоснабжения и холодного водоснабжения. Органу местного самоуправления предоставляются субсидии по региональной программе «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в Челябинской области. Региональной программой «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной распоряжением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено выделение денежных средств на капитальный ремонт сетей ГВС и теплоснабжения в жилым домам <адрес> участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес> участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес>; участки сетей теплоснабжения ГВС от <адрес>, от <адрес> также возможен после предоставления субсидий Министерством строительства Челябинской области. Администрацией Чебаркульского городского округа не могут быть произведены ремонтные работы сетей. Орган местного самоуправления может обеспечить проведение ремонтных работ после получения областного финансирования (предоставления субсидии Министерством строительства РФ). В случае если судом будет удовлетворено требование об обязании администрации Чебаркульского городского округа обеспечить проведение капитального ремонта участков тепловых сетей, сетей холодного водоснабжения, просит увеличить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ по причине возможного проведения работ по ремонту только в летне-осенний период (л.д.129).
Представитель третьего лица МУП «Теплоком» Крысина М.И., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что фактически работы по проведению торгов по отбору подрядчиков на проведение капитального ремонта сетей будут проводить УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа. МУП «Теплоком» не имеет возможности провести работы по капитальному ремонту сетей. Они осуществляют деятельность по содержанию сетей и производит только текущий, но и не капитальный ремонт. Тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа, расходы на капитальный ремонт сетей в тариф не заложены. Считает, что заслуживают внимание возражения ответчика в части увеличения срока исполнения решения.
Третьи лица УМС администрации Чебаркульского городского округа, Управление ЖКХ администрации Чебаркульского городского округа при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили (л.дл.126-127).
Заслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
На основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 указанного Федерального закона № 131-ФЗ - финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (пункт 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» - к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 10).
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» - теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).
Пунктом 17 статьи 2 указанного Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Статьей 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что участки тепловой сети, сетей холодного водоснабжения: <адрес>; участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес>; участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес>; участки сетей теплоснабжения ГВС от <адрес> находятся в собственности муниципального образования городской округ «Чебаркульский городской округ», которое в силу закона обязано организовать мероприятия, направленные на их устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию.
Вышеуказанные объекты коммунальной инфраструктуры на основании постановлений администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №-р переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком» (л.д.9-14).
Согласно акту обследования технического состояния участков тепловых сетей в <адрес>, утвержденного директором МУП «Теплоком» ДД.ММ.ГГГГ участки тепловых сетей в <адрес> не удовлетворяют требованиям безопасности эксплуатации и требуют ремонта (л.д. 32-34).
Согласно акту обследования технического состояния участков тепловых сетей в <адрес>, утвержденного директором МУП «Теплоком» ДД.ММ.ГГГГ участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес>; участок сетей теплоснабжения, ГВС, ХВС от <адрес>; участки сетей теплоснабжения ГВС от <адрес> не удовлетворяют требованиям безопасной эксплуатации и требуют ремонта (л.д.35-39).
На указанных участках сетей неоднократно проводились аварийно-восстановительные работы ДД.ММ.ГГГГ, их нормативный срок эксплуатации превышен, трубы находятся в аварийном состоянии (л.д.40).
В рамках реализации региональной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в Челябинской области» в ДД.ММ.ГГГГ планировалось провести капитальный ремонт следующих объектов:
- сетей ГВС и теплоснабжения к жилым домам <адрес>;
- участков тепловых сетей в <адрес>. Согласно протоколу заочного голосования президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжению Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рп было принято решение об исключении объектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории Чебаркульского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ, что следует из отзыва ответчика (л.д. 128-129,132-163).
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего спора был установлен факт наличия аварийного состояния указанных сетей теплоснабжения и сетей водоснабжения, что нашло свое подтверждение в соответствующих актах осмотра указанных объектов тепло и водоснабжения и перечня аварийных ситуаций в ДД.ММ.ГГГГ на указанных участках сетей теплоснабжения, водоснабжения.
Дальнейшая эксплуатация сетей теплоснабжения и водоснабжения муниципального образования городской округ «Чебаркульский городской округ» без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение иных аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу. Приведение сетей коммунальной инфраструктуры городского округа «Чебаркульский городской округ» в соответствие с требованиями федерального законодательства имеет высокое социальное значение для жителей указанного муниципального образования. Непринятие исчерпывающих мер в части организации мероприятий по проведению капитального ремонта (замены) аварийных участков тепло и водоснабжения ставит под угрозу бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества гражданами, создает угрозу возникновения техногенных аварий. На момент рассмотрения спора в суде, отмеченные прокурором недостатки ответчиком не устранены, доказательств обратного суду представлено не было. Передача сетей тепло и водоснабжения на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком» не освобождает орган местного самоуправления, как собственника, от обязанности организовать проведение капитального ремонта муниципального имущества в виде спорных участков теплоснабжения и водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет провести ответчику, специфику и характер работ, суд находит заслуживающими внимание доводы ответчика об увеличении срока исполнения решения ввиду необходимости проведения работ по ремонту сетей только в летне-осенний период и полагает разумным установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>; <░░░░░>; ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░ ░░ <░░░░░>; ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░ ░░ <░░░░░>; ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░