РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2024 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Лебедевой О.И.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца по доверенности ФИО4,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3» к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку,
установил:
Истец Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет имени ФИО3» (далее - ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3) обратилось в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании средств, затраченных на военную подготовку, в котором просил взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на военную подготовку в учебном военном центре при ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 в сумме 426894,80 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7469 руб.
Иск мотивирован тем, что между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника учебно-военного центра при ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 и ФИО1 был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при ФГБОУ ВО ИГЭУ им.ФИО3 (далее - УВЦ ИГЭУ) и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этой образовательной организации. Приказом № от 29.07.2018годаФИО1 был зачислен на 1 курс по основной гражданской образовательной программе бакалавриата и в УВЦ ИГЭУ по направлению ДД.ММ.ГГГГ «Электроэнергетика и электротехника», профиль «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем». Приказом № от 31.05.2022годаФИО1 был отчислен из УВЦ ИГЭУ.В договоре № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между истцом и ответчиком, установлена фиксированная сумма возмещения средств из федерального бюджета, в случае отчисления студента из УВЦ ИГЭУ, в размере 3073,34 руб. за каждый полный месяц обучения в УВЦ ИГЭУ. Расчет указанной суммы произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.Кроме того, ответчику за период с сентября 2018года по май 2022года выплачена стипендия УВЦ ИГЭУ в размере 288594,50 руб.Общая сумма средств, затраченных на военную подготовку ответчика в УВЦ ИГЭУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 426894,80 руб. ДД.ММ.ГГГГ ответчику было вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости произвести оплату средств, затраченных на его военную подготовку в УВЦ ИГЭУ, в течение 10 дней с момента получения уведомления.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Обороны Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, ФИО4 иск поддержала, просила его удовлетворить, указала, что отчисление ответчика связано с неуспеваемостью, категория годности к военной службе, на которую ссылается ответчик, подтверждена не была. Представителем истца также указано на то, что ответчик исполнял условия договора, на протяжении всего периода обучения в УВЦ ИГЭУ получал стипендию и прочие отчисления, предусмотренные договором, а также посещал занятия.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что на дату отчисления из УВЦ ИГЭУ у ответчика имелось заболевание, препятствующее прохождению службы, в результате чего комиссией ВВК ему была установлена категория годности к военной службе «Г» с предоставлением отсрочки от прохождения службы на полгода, впоследствии он ВВК не проходил. ФИО1 сослался на предвзятое отношение к нему на экзамене, пояснил, что состав комиссии изменился только при его ответе. Ответчик также указал, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ он не подписывал, службу в УВЦ ИГЭУ проходил, стипендию и иные выплаты получал.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела или объявления в судебном заседании перерыва не представили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приходит к следующим выводам.
Военная служба, по смыслу ст. 59, ч. 1 ст. 37, п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 и п.п.«д», «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе»гражданин, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, не достигший возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 указанной правовой нормы гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 7 ст. 35 вышеуказанного нормативного правового акта граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д»,«<адрес>», «<адрес>», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в», «г» (в связи с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений, уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных, однократным нарушением военнослужащим взятых на себя предусмотренных контрактом о прохождении военной службы обязательств, связанных с защитой государственной тайны, либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации), «д», «е.1», «е.2», «к» и «л» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Приведенные положения прямо устанавливает обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, указанным в законе, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Вопрос о проверке конституционности п. 7 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе»являлся предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации. В Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренное названной статьей правовое регулирование, направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; кроме того, данное регулирование не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.
Таким образом, наступление обязанности лица, отчисленного из военно-образовательного учреждения, по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными правовыми нормами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Согласно п. п. 1 - 5, 7, 8 указанного Положения военный учебный центр создается при федеральной государственной образовательной организации высшего образования (далее соответственно - военный учебный центр, образовательная организация) в целях обучения граждан Российской Федерации, обучающихся в образовательной организации по очной форме обучения (далее - граждане) по программам военной подготовки (далее - военная подготовка): для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, после получения высшего образования; для подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса. Военная подготовка осуществляется в добровольном порядке на основании заключаемого между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования или договора об обучении в военном учебном центре по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса по форме, определяемой Министерством обороны Российской Федерации. Военная подготовка, предусмотренная абзацем вторым пункта 1 настоящего Положения, является целевой подготовкой граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Министерство обороны Российской Федерации ежегодно определяет потребность в гражданах, привлекаемых к военной подготовке в военных учебных центрах, и направляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), осуществляющие полномочия учредителя образовательных организаций, соответствующие предложения. Количество граждан, проходящих военную подготовку, устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), осуществляющим полномочия учредителя образовательной организации, на основании предложений Министерства обороны Российской Федерации. Штатное расписание военного учебного центра разрабатывается образовательной организацией, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), осуществляющим полномочия учредителя образовательной организации, и Министерством обороны Российской Федерации и утверждается ректором образовательной организации. Образовательная деятельность является основным видом деятельности военного учебного центра и включает в себя организацию и проведение учебной, методической и воспитательной работы. Военная подготовка проводится по конкретным военно-учетным специальностям в соответствии с программами военной подготовки.Военно-учетные специальности, по которым проводится военная подготовка, а также квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке граждан, прошедших обучение по военно-учетным специальностям в военных учебных центрах, определяются Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот ДД.ММ.ГГГГ № ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 разработано Положение об учебном военном центре при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3», которое утверждено ректором ИГЭУ им.ФИО3 ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислен в университет с ДД.ММ.ГГГГ на 1 курс очной формы обучения по направлению ДД.ММ.ГГГГ «Электроэнергетика и электротехника» профиль «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем».
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника УВЦ ИГЭУ полковника ФИО6 и ФИО1 был заключен договор об обучении по программе военной подготовки в УВЦ ИГЭУ по военно-учетной специальности № и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этой образовательной организации.
Согласно п. 1 договора № Министерство обороны Российской Федерации обязуется: а) обеспечить требуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации условий для военной подготовки гражданина по военно-учетной специальности 121300 «Применение подразделений посредством радиорелейной и тропосферной связи»,б) при заключении гражданином контракта о прохождении военной службы осуществить необходимые действия, связанные с назначением гражданина на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера и присвоением ему воинского звания офицера.
В силу п. 2 раздела 2 договора ФИО1 обязался пройти военную подготовку в течение 4 (четырех) лет (8 семестров) в учебном военном центре, после завершения обучения в образовательной организации заключить контракт о прохождении военной службы на срок, определенный законодательством Российской Федерации.
В п. 2 раздела 3 договора стороны предусмотрели, что в случае отчисления гражданина из учебного военного центра за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, нарушение устава образовательной организации или правил внутреннего распорядка обучающихся либо в случае отказа заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, гражданин в соответствии с настоящим договором возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере 3073,34 руб. за каждый полный месяц обучения в учебном военном центре.
Приказом ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ годаФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отчислен из УВЦ ИГЭУ в связи с неуспеваемостью. Основанием отчисления явились протокол итоговой аттестации и представление начальника УВЦ ИГЭУ. Одновременно ответчику предписано в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № возместить денежные средства в размере 426894,80 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Согласно п. 2 указанной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в учебных военных центрах, определяется исходя из расходов, произведенных высшим учебным заведением для выполнения квалификационных требований, а также расходов на выплату студенту дополнительных стипендий и иных выплат, предусмотренных договором об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре (далее - договор).
Перечень расходов определен в п. 3 Методики. В указанный перечень помимо расходов на выплату студентам дополнительной стипендии и компенсации на приобретение специальной формы одежды, также включены расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе освоения программ военной подготовки вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы, а также базы для общевоенной подготовки (стоимость износа основных средств).
Период, на который определяются данные расходы, составляет 1 финансовый год (п.5 Методики).
Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета определяется исходя из включаемого в договор фиксированного значения суммы этих средств и фактического значения осуществленных студенту выплат (п. 6 Методики).
В соответствии с п. 7 Методики, граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается:
а) для граждан, отчисленных из учебных военных центров за нарушение устава или правил внутреннего распорядка высшего учебного заведения, недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12) + ФВ,
где:
ТЗ - текущее значение подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военного учебного центра, тыс. рублей;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней), прошедших с момента зачисления в военный учебный центр;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших с момента зачисления в военный учебный центр (для первого года обучения) либо с момента истечения полного года обучения (для последующих лет обучения);
ФВ - фактическое значение осуществленных студенту выплат, тыс. рублей;
Как усматривается из материалов дела, представленного истцом расчета, подлежащая взысканию с ФИО1 сумма денежных средств, затраченных на обучение, составляет 426894,80 руб., из которых: 283594,50 руб. – полученная ответчиком стипендия, 5000 руб. – выплата на приобретение специальной формы одежды; 138300,30 руб. - сумма денежных средств, подлежащих возмещению по договору, исходя из периода обучения.
Расчет истца судом проверен, признан обоснованным, соответствует материалам дела, условиям заключенного договора, вышеуказанной Методике.
Истец обращался к мировому судье судебного участка № Фрунзенского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от ответчика возражениями отменен определением мирового судьи судебного участка № Фрунзенского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для снижения подлежащих возмещению денежных средств, в силу ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», не имеется, так как согласно ч. 1 ст. 1 данного Закона он устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.
В обоснование возражений на иск ответчиком указано на то, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ он не подписывал и не заключал.
В целях проверки указанного довода судом по ходатайству ответчика назначалась почерковедческая экспертиза, выполнение которой было поручено экспертам ФБУ Ивановская ЛСЭ Минюста России.
Согласно заключению эксперта №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, решить вопрос кем ФИО1 или другим лицом выполнена подпись от имени ФИО1 под основным текстом в разделе подписи сторон после слов «Гражданин ФИО1» в договоре № об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет имени ФИО3, (ИГЭУ) и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после завершения обучения в этой образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника учебного военного центра при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3» и ФИО1» не представилось возможным по причинам, указанным в исследовательской части заключения, а именно: в образцах подписей за период с 2018 года по 2023 год выявлены как совпадающие, так и различающиеся признаки, не образующие устойчивую совокупность признаков, а также ввиду низкой выработанности подписного почерка ФИО1 Экспертом выявлено от 2-х до 6-ти различающихся признаков и от 3-х до 7-ми совпадающих признаков. При этом, экспертом в заключении отражено, что ни один из них не отображает устойчиво (как в случае различий, так и в случае совпадений) не только между исследуемой подписью и образцами, но и между предоставленными образцами подписей ФИО1, что указывает на низкую степень выработанности подписного почерка ответчика.
Признаков необычности исполнения (болезненного состояния, состояния алкогольного опьянения и проч.) в исследуемой подписи от имени ФИО1 в договоре экспертом не обнаружено.
Оснований не доверять выводам эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющего высшее образование, необходимые квалификацию и стаж работы, у суда не имеется. Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, доказательств, подтверждающих доводы ответчика о том, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ он не подписывал, в материалах дела не имеется.
Разрешая данный довод, суд также учитывает, что с даты заключения договора, зачисления в УВЦ ИГЭУ и до даты отчисления ФИО1 проходил обучение в УВЦ ИГЭУ, сдавал аттестацию, получал стипендию, денежные средства на обмундирование, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Из показаний свидетеля ФИО7, допрошенного по ходатайству ответчика, также проходившего одновременно с ФИО1 обучение в УВЦ ИГЭУ, следует, что на протяжении всего периода обучения личный состав обучающихся предупреждался преподавателями о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку, в случае отчисления из УВЦ ИГЭУ либо отказа в заключении контракта.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ фактически выполнялись сторонами, ФИО1 проходил обучение, сдавал аттестацию, получал стипендию, иные денежные выплаты, личный состав предупреждался о необходимости возвращения денежных средств в случае отчисления из УВЦ ИГЭУ, в связи с чем доводы ответчика о том, что он не подписывал вышеуказанный договор, не могут являться основанием для освобождения от оплаты денежных средств, затраченных на военную подготовку.
Кроме того, на вопрос суда о получении договора в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дал пояснения, что договор был им утерян. Указанное обстоятельство отражено в протоколе судебного заседания (т. 1 л.д. 238).
Ссылки ФИО1 на наличие у него на дату отчисления установленной категории годности к военной службе «Г» также не могут являться основанием для освобождения ответчика от возмещения затрат.
Согласно представленной в материалы дела медицинской документации ответчику до окончания УВЦ ИГЭУ выставлена предварительная категория годности к военной службе «Г» - временно не годен к военной службе. Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по п. 1 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до ДД.ММ.ГГГГ.
После окончания отсрочки ФИО1 на военную врачебную комиссию не явился, предоставив справку о зачислении в образовательное частное учреждение высшего образования «Московский университет им. ФИО8», в связи с чем решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» п. 2 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона.
Таким образом, ответчик не был признан непригодным к прохождению военной службы, решением призывной комиссии ему была предоставлена только временная отсрочка от военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, категория годности к военной службе «Г» повторно ФИО1 подтверждена не была, негодным к военной службе он признан не был.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наличие категории годности к военной службе «Г», повторно не подтвержденной ответчиком и предоставлявшей только временную отсрочку от прохождения военной службы, основанием для освобождения ФИО1 от исполнения обязательств по возмещению затраченных на военную подготовку в УВЦ ИГЭУ денежных средств быть не может.
Кроме того, суд обращает внимание, что ответчик отчислен их УВЦ ИГЭУ по причине неуспеваемости, а именно: в связи с несдачей итоговой аттестации.
Ссылки ФИО1 о предвзятом отношении к нему на экзамене, достаточной совокупностью доказательств не подтверждены. Показания свидетеля ФИО7 с указанной части носят предположительный характер, сведения о таком отношении известны свидетелю со слов ФИО1, при проведении итоговой аттестации он лично не присутствовал.
Следует отметить, что ответчик действия комиссии в установленном порядке не обжаловал, доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что ФИО1 отчислен из УВЦ ИГЭУ в связи с неуспеваемостью, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и взыскании с ответчика денежных средств в определенном ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 размере.
Истец просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание вышеизложенное, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, исходя из цены иска, в размере 7468,95 руб.
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3» к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку,удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (паспорт № №) в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3» (ИНН 3731000308) денежные средства, затраченные на военную подготовку, в размере 426894,80 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 7468,95 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.И. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года