Дело № 2-970/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Моор К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фещенко П. Г. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,
установил:
Фещенко П.Г. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просит признать за ним право пользования жилым помещением по договору социального найма и обязать ответчика заключить с ним договор социального найма на спорное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и постоянно проживает в квартире по адресу: г.Севастополь, <адрес>. Вселен в квартиру на основании ордера, выданного Севастопольской городской государственной администрацией, в связи с тем, что состоял в трудовых отношениях с ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины «ГП «Севастопольский упрдор». Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на указанную квартиру, однако в удовлетворении его заявлений было отказано в связи тем, что спорное жилое помещение является служебным, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истец Фещенко П.Г. и его представитель Зима Д.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.
Департамент капитального строительства города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд в силу положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца и его представителя, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ утвержден приказ директора Севастопольского упрдора ОАО Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины» от ДД.ММ.ГГГГ №, однокомнатная <адрес>, жилой площадью № кв.м., по <адрес> передана водителю Фещенко П.Г.
На основании указанного распоряжения истцу выдан ордер № серия № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия жилого помещения.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: г.Севастополь, <адрес>, включена в Реестр собственности города Севастополя.
Истец неоднократно с 2017 года обращался в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлениями о предоставлении услуги по заключению договора социального найма.
Решениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в заключении с ним договора социального найма, поскольку спорное жилое помещение является служебным и относится к специализированному жилому фонду.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Так как истец был вселен в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом Украинской ССР.
Согласно статье 121 ЖК УССР порядок предоставления служебных жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, этим кодексом и другими актами законодательства Украинской ССР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации.
В соответствии со ст.122 ЖК УССР на основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение.
Таким образом, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Следовательно, наличие у истца ордера подтверждается его право пользования спорным жилым помещением, которое возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.
В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
В настоящее время спорная квартира входит в государственный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности субъекту Российской Федерации городу федерального значения Севастополю (пп. 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих в жилых помещениях, переданных из государственной собственности в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и проживающих в жилых помещениях, переданных в государственный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности субъекту Российской Федерации.
Таким образом, при переходе квартиры из собственности государства в собственность субъекта РФ, данная квартира утратила статус служебной и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, занимаемое истцом жилое помещение на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было включено в Реестр собственности города Севастополя, постольку истец с момента передачи здания в муниципальную собственность приобрел право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, так как здание, в котором находится спорное помещение, утратило статус служебного в силу закона.
Учитывая изложенное, указание ответчика на то, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду является необоснованным и не может служить основанием для отказа в заключении договора социального найма с истцом.
Таким образом, принимая во внимание, что доказательств наличия оснований для отказа в заключении с истцом договора социального найма спорного жилого помещения суду не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании за ним права пользования спорным жилым помещением и возложении обязанности заключить с ним договор социального найма являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фещенко П. Г. удовлетворить.
Признать за Фещенко П. Г. право пользования жилым помещением – квартирой № в <адрес> в г.Севастополе, с кадастровым номером №, на условиях социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Фещенко П. Г. договор социального найма на <адрес> в г.Севастополе, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись В.В.Просолов
Копия верна. Судья В.В.Просолов
Секретарь А.А.Анякина