Дело № 2а-1814\2019 10 октября 2019 года
78RS0018-01-2019-002232-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Курочкиной В.П.
при секретаре Чиркуновой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного Управления Министерства Юстиции РФ по Санкт-Петербургу к Автономной Некоммерческой Организации «НАЦИОНАЛЬНОЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ,
установил:
ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу обратилось в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с заявлением к Автономной Некоммерческой Организации «НАЦИОНАЛЬНОЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Автономная Некоммерческая Организация «НАЦИОНАЛЬНОЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО» (далее Организация) зарегистрирована ГУ МЮ РФ по Санкт-Петербургу 19.07.2007 года за регистрационным №, основной государственный регистрационный №.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Организация находится по адресу: <адрес>.
В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" ответчик не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По фактам выявленных нарушений Управлением Минюста России по Санкт-Петербургу в адрес ответчика направлено предупреждение, которое некоммерческой организацией не исполнено, выявленные нарушения не устранены.
В связи с изложенными обстоятельствами, административный истец просит ликвидировать Организацию и исключить сведения о ней из ЕГРЮЛ (л.д.4-7).
В судебное заседание представитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на что указано в просительной части требований (л.д.6).
Генеральный управляющий Организации Дегтярев М.Ю. в судебное заявление явился, по требованиям возражал. Пояснил, что организация деятельность ведет, налоги уплачивает. Не отрицал, что Организацией отчеты в Управление не направлялись, в силу не знания об этой обязанности. Требования Управления Организация не получала, так как адрес был указан неполный, отсутствовало указание на цифру «8» (Лит.А 8). В настоящее время нарушение устранено, отчеты за весь период деятельности Организации направлены в Управление. Представил справку и объяснения по административному иску.
Кузин Ю.В., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, пояснил, что является одним из учредителей Организации. С требованиями о ликвидации Организации не согласен. Подтвердил, что отчеты административному истцу направлены после получения копии административного иска. Ранее никаких требований в адрес Организации не поступало.
Суд, выслушав объяснения представителей ответчика, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу части 2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Подпунктами 3 и 6 п.3 ст.61 ГК РФ предусмотрена ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи 32, предусмотрено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (п.п.3 п.3 ст.61 ГК РФ).
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, чего не было в данном случае.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Судом установлено, что в деятельности Организации действительно имели место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Между тем характер допущенных нарушений и их последствия, по мнению суда, не могут являться достаточным основанием для ликвидации данной некоммерческой Организации.
Отказывая Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в удовлетворении иска, суд исходит из того, что АНО «НАЦИОНАЛЬНОЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО» является действующей организацией, осуществляющей свою деятельность в течение более 10 лет. Организация состоит на налоговом учете, сведений о наличии у Организации признаков недействующего юридического лица у налогового органа не имеется.
Имевшие место в деятельности Организации нарушения действующего законодательства по своему характеру и последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой организации. При этом принимается во внимание фактическое устранение Организацией допущенных нарушений, наличие которых обусловлено недостаточной юридической осведомленностью.
Так, в материалы административного дела Организацией представлены сведения о направлении 07.10.2019 года в Главное Управление юстиции РФ по Санкт-Петербургу отчетов за весь период работы с 2007 года по настоящее время. Таким образом, выявленные Управлением нарушения в настоящее время устранены.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.