Судья: Воронович О.А. Дело № 33-775/2023(33-12836/2022)(2-4430/2022)
Докладчик: Пастухов С.А. УИД 42RS0019-01-2022-006542-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2023 г. г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Савинцевой Н.А.,
судей: Пастухова С.А., Акининой Е.В.,
при секретаре: Горячевской К.А.,
с участием прокурора: Антипова А.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 октября 2022 г.
по иску прокурора Центрального района города Новокузнецка к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 67», Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района города Новокузнецка обратился с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 67» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проверено исполнение Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 67 законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся. Установлено, что Школа осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 16595, выданной 16.12.2016 Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, в здание, расположенном по адресу: ул. Тольятти, д.52, г. Новокузнецк. Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка от 06.10.2010 № 295 за Школой на праве оперативного управления закреплено здание по адресу: ул. Тольятти, д. 52, г. Новокузнецк, 1987 года постройки. 03.11.2010 право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 42-42-06/141/2010-211.
Установлено, что 05.02.2021, 16.06.2021 комиссией в составе директора Школы и главного инженера, начальника ОЭНФ Муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление», в ходе внеочередных визуальных осмотров строительных конструкций тира, расположенного в подземной части здания Школы по ул. Тольятти, 52 г. Новокузнецка сделаны выводы о необходимости проведения полного детального (инструментального) обследования строительных конструкций подвала с помещением тира. В октябре 2021 года ООО «ПОСНА», на основании договора, заключенного с МБ ОУ «СОШ № 67» 16.07.2021 № 11/21 проведено обследование строительных конструкций подвала с помещением тира и козырька над крыльцом здания Школы, расположенного по адресу: ул. Тольятти, 52, г. Новокузнецк. ООО «ПОСНО» на основании результатов обследования разработаны рекомендации по приведению конструкций тира в исправное состояние: рекомендуется заменить состав существующего покрытия тира на новый. Для этого следует выполнить следующее: демонтировать конструкции крыльца и пандуса, устроенные на перекрытии тира; демонтировать существующие слои асфальта и засыпки с плит перекрытия тира, (демонтаж асфальта и засыпки произвести на 1 м за наружную стену подполья); произвести устройство нового покрытия. При выполнении работ по демонтажу существующего состава покрытия и устройству нового состава, нагрузка на перекрытие от возможного применения строительной техники не должна превышать 200 кгс/м2. Рекомендуется выполнить новое крыльцо из легких металлоконструкций. Для маломобильных групп населения рекомендуется предусмотреть электроподъемник. С целью снижения деформативности (осадки) наружную стену тира рекомендуется усилить односторонней железобетонной обоймой. Рекомендуемая конструкция усиления стены. Трещины в перегородках подвальных помещений, расположенных в осях «11»-«13», рекомендуется заделать с использованием специальной смеси для восстановления и ремонта бетонных конструкций «Скрепа М500 Ремонтная» (ТУ 5745-003-77921756-2006). Перед заделкой берега трещин разделать под углом 45° на глубину до 3 см. В целях выполнения рекомендаций Школой 12.11.2021 заключен контракт с ООО «Бест-Проект» на оказание услуг по выполнению проектно-сметной документации на ремонт помещений подвала и крыльца центрального входа здания. В декабре 2021 года ООО «Бест-Проект» разработана проектно-сметная документации на выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенном в нём тиром здания, крыльца.
Вместе с тем, из информаций, представленных Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка от 13.01.2022, 03.02.2022, 11.04.2022, 11.07.2022 следует, что расходы на выполнение выборочного капитального ремонта помещений подвала с расположенным в нём тиром, крыльца здания Школы на 2022 год не предусмотрены, расходы на проведение ремонтных мероприятий будут включены в проект бюджета только на 2023 год. Таким образом, с 2021 года - момента выявления дефектов, даты технического обследования и разработки проектно-сметной документации на выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенным в нём тиром Школой обязанность по восстановлению утраченных первоначальных технических характеристик помещений подвала и крыльца здания не исполнена, выборочный капитальный ремонт не проведен. Неисполнение обязанности по проведению капитального ремонта и дальнейшая эксплуатация здания с имеющимися дефектами может явиться причиной их прогрессирования и привести конструкции к аварийному состоянию, что создает угрозу безопасности для находящихся в здании образовательной организации учащихся их родителей и работников. Указанное свидетельствует о том, что состояние здания муниципальной образовательной организации не обеспечивает гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих. Кроме того, при осуществлении надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей, в Учреждении выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Как установлено проверкой, в 2019 году МБОУ «СОШ № 67» разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), установлена II (вторая) категория опасности объекта. В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). В соответствии с перечнем мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБ ОУ «СОШ № 67» срок выполнения вышеуказанного мероприятия установлен 2021 года. Однако, в нарушение указанных норм закона ответчиками данное мероприятие не выполнено. В ходе проверки установлено, что Школой 16.11.2021 в целях исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) направлено ходатайство в Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка о выделении денежных средств на выполнение указанных мероприятий. На текущую дату денежные средства на выполнение Школой мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности не выделены. Неисполнение ответчиками при эксплуатации объекта защиты (здания Школы) требований законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности является условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещениях Школы, причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц.
Прокурор просил: обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» провести выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенном в нём тиром, крыльца здания, расположенного по адресу: ул. Тольятти, 52, г. Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, установить срок для совершения вышеуказанного действия - в течении 6 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией Новокузнецка по финансированию указанного мероприятия; возложить на администрацию города Новокузнецка обязанность по финансированию проведения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенном в нём тиром, а также крыльца здания, расположенного по адресу: ул. Тольятти, 52, г. Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, установить Администрации г. Новокузнецк срок для совершения вышеуказанного действия - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» оборудовать на 1-м этаже здания образовательного учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной окраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» оборудовать объект охранной сигнализацией, срок для совершения вышеуказанного действия - в течении 6 месяцев со дня исполнения обязанности администрацией Новокузнецка по финансированию указанных мероприятий, возложить на Администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию указанных мероприятий, возложить на Администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» мероприятий по оборудованию на 1-м этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудованию объекта охранной сигнализацией, установив срок для совершения действий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка - Коровина Е.А., поддержала иск.
Представитель истца МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 67» - Шибаева Н.Н. против иска не возражала.
Представитель ответчика Администрации г. Новокузнецка и представитель третьего лица Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка - Богрецова Е.А., не признала иск.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13.10.2022 постановлено (л.д. 110-120):
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №67» провести выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенным в нем тиром, крыльца здания, расположенного по адресу: ул.Тольятти, 52 г.Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, установив срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией г.Новокузнецка по финансированию указанных мероприятий.
Возложить на Администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 67» выборочного капитального ремонта помещений подвала с расположенным в нем тиром, крыльца здания, расположенного по адресу: ул.Тольятти, 52 г.Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, установив срок для совершения действий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67» оборудовать на 1-м этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудовать объект охранной сигнализацией, установив срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией г. Новокузнецка по финансированию указанных мероприятий.
Возложить на Администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №67» мероприятий по оборудованию на 1-м этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудованию объекта охранной сигнализацией, установив срок для совершения действий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Новокузнецка – Богрецова Е.А., просит отменить решение суда в части возложения на администрацию г. Новокузнецка обязанности по финансированию выполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» вышеуказанных мероприятий, отказав в иске в данной части (л.д. 123-126).
Указывает, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» является бюджетным учреждением.
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка является уполномоченным органом администрации города Новокузнецка по осуществлению управления в сфере образования Новокузнецкого городского округа, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных и иных учреждений, финансирование которых осуществляется путем предоставления субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Комитетом (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) и Учреждением (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67»). Администрация города Новокузнецка не осуществляет финансирование Учреждения.
Возложение на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансированию Учреждения как на собственника муниципального имущества противоречит положениям п. 1 и п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 ГК РФ.
С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым в п. 2 ст. 120 ГК РФ внесены изменения, согласно которым собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
Таким образом, начиная с 01.01.2011 собственник имущества муниципального бюджетного учреждения по обязательствам этого учреждения ответственности не несет, за исключением обязательств бюджетного учреждения, связанных с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения.
В связи с изложенным, отсутствуют правовые основания возложения на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансированию Учреждения.
Помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка Коровина Е.А. подала возражения на апелляционную жалобу (л.д. 133-135).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Антипова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежащим, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалованной части.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
То есть, одним из условий безопасного осуществления образовательного процесса является необходимость соблюдения санитарных правил и норм к содержанию территории образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Из п. 3 «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятых Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153 следует, что категория технического состояния - степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа. В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно лицензии № 16595 от 16.12.2016, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, МБОУ «СОШ № 67» осуществляет образовательную деятельность. Свою образовательную деятельность МБОУ «СОШ № 67» осуществляет по адресу: г. Новокузнецк, ул. Тольятти, д. 52.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокузнецка от 06.10.2010 №295 за Школой на праве оперативного управления закреплено здание по адресу: ул. Тольятти, д. 52, г. Новокузнецк, 1987 года постройки.
В соответствии с п. 1.2. Устава МБОУ «СОШ № 67» собственником и учредителем имущества Учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ, функции и полномочия которого осуществляет Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г. Новокузнецка проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности МБОУ «СОШ № 67» установлено, что зданию данной образовательной организации требуется капитальный ремонт.
05.02.2021, 16.06.2021 комиссией в составе директора Школы и главного инженера, начальника ОЭНФ Муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление», в ходе внеочередных визуальных осмотров строительных конструкций тира, расположенного в подземной части здания Школы по ул. Тольятти, 52 г. Новокузнецка сделаны выводы о необходимости проведения полного детального (инструментального) обследования строительных конструкций подвала с помещением тира.
В октябре 2021 года ООО «ПОСНА», на основании договора, заключенного с МБ ОУ «СОШ № 67» 16.07.2021 № 11/21 проведено обследование строительных конструкций подвала с помещением тира и козырька над крыльцом здания Школы, расположенного по адресу: ул. Тольятти, 52, г. Новокузнецк.
ООО «ПОСНА» на основании результатов обследования разработаны рекомендации по приведению конструкций тира в исправное состояние: рекомендуется заменить состав существующего покрытия тира на новый. Для этого следует выполнить следующее: демонтировать конструкции крыльца и пандуса, устроенные на перекрытии тира; демонтировать существующие слои асфальта и засыпки с плит перекрытия тира, (демонтаж асфальта и засыпки произвести на 1 м за наружную стену подполья); произвести устройство нового покрытия. При выполнении работ по демонтажу существующего состава покрытия и устройству нового состава, нагрузка на перекрытие от возможного применения строительной техники не должна превышать 200 кгс/м2. Рекомендуется выполнить новое крыльцо из легких металлоконструкций. Для маломобильных групп населения рекомендуется предусмотреть электроподъемник. С целью снижения деформативности (осадки) наружную стену тира рекомендуется усилить односторонней железобетонной обоймой. Рекомендуемая конструкция усиления стены. Трещины в перегородках подвальных помещений, расположенных в осях «11»-«13», рекомендуется заделать с использованием специальной смеси для восстановления и ремонта бетонных конструкций «Скрепа М500 Ремонтная» (ТУ 5745-003-77921756-2006). Перед заделкой берега трещин разделать под углом 45° на глубину до 3 см.
В целях выполнения рекомендаций Школой 12.11.2021 заключен контракт с ООО «Бест-Проект» на оказание услуг по выполнению проектно-сметной документации на ремонт помещений подвала и крыльца центрального входа здания. В декабре 2021 года ООО «Бест-Проект» разработана проектно-сметная документации на выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенном в нём тиром здания, крыльца. Вместе с тем, из информаций, представленных Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка от 13.01.2022, 03.02.2022, 11.04.2022, 11.07.2022 следует, что расходы на выполнение выборочного капитального ремонта помещений подвала с расположенным в нём тиром, крыльца здания Школы на 2022 год не предусмотрены, расходы на проведение ремонтных мероприятий будут включены в проект бюджета только на 2023 год.
Таким образом, с 2021 года - момента выявления дефектов, даты технического обследования и разработки проектно-сметной документации на выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенным в нём тиром Школой обязанность по восстановлению утраченных первоначальных технических характеристик помещений подвала и крыльца здания не исполнена, выборочный капитальный ремонт не проведен. Неисполнение обязанности по проведению капитального ремонта и дальнейшая эксплуатация здания с имеющимися дефектами может явиться причиной их прогрессирования и привести конструкции к аварийному состоянию, что создает угрозу безопасности для находящихся в здании образовательной организации учащихся их родителей и работников. Указанное свидетельствует о том, что состояние здания муниципальной образовательной организации не обеспечивает гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих.
Кроме того, при осуществлении надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей, в Учреждении выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Как установлено проверкой, в 2019 году МБ ОУ «СОШ № 67» разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), установлена II (вторая) категория опасности объекта.
В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с перечнем мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБ ОУ «СОШ № 67» срок выполнения вышеуказанного мероприятия установлен 2021 года. Однако, в нарушение указанных норм закона ответчиками данное мероприятие не выполнено. В ходе проверки установлено, что Школой 16.11.2021 в целях исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) направлено ходатайство в Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка о выделении денежных средств на выполнение указанных мероприятий. На текущую дату денежные средства на выполнение Школой мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности не выделены. Неисполнение ответчиками при эксплуатации объекта защиты (здания Школы) требований законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности является условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещениях Школы, причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц.
Возлагая на администрацию г. Новокузнецка обязанность в установленный судом срок профинансировать указанные мероприятия, суд исходил из того, что МБОУ «СОШ № 67» является муниципальным бюджетным учреждением, поэтому на администрации г. Новокузнецка как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, обеспечивающем финансирование учреждения, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
Решение суда в части возложения на МБОУ «СОШ № 67» обязанности провести выборочный капитальный ремонт помещений подвала с расположенным в нем тиром, крыльца здания, расположенного по адресу: ул.Тольятти, 52 г. Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, а также оборудовать на 1-м этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, оборудовать объект охранной сигнализацией, сторонами не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на администрацию г. Новокузнецка обязанности по финансированию учреждения противоречит нормам действующего законодательства, поскольку собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по его обязательствам, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Устава г. Новокузнецка в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно п.п. 2.2. Порядка исполнения бюджета Новокузнецкого городского округа по расходам и учету бюджетных обязательств, утвержденному постановлением администрации г. Новокузнецка от 10.04.2004 № 54 «О реализации норм Бюджетного кодекса РФ», заключение и оплата получателем средств местного бюджета муниципальных контрактов (договоров), подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, производится от имени муниципального образования в пределах доведенных получателю средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.
Статья 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит следующие положения:
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (ч. 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 13 ч. 2);
- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (п. 13.1 ч. 2);
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 настоящего пункта (п. 13.2 ч. 2).
Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.06.2020 N 377 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса.
Согласно пункту 7 названных Правил предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств областного бюджета и муниципальным образованием Кемеровской области - Кузбасса о предоставлении субсидии из областного бюджета.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению выборочного капитального ремонта помещений зданий школ, а также обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
Суд первой инстанции правильно применив нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пришел к верному выводу о том, что обязанность по финансированию проведения МБОУ «СОШ № 67» выборочного капитального ремонта помещений здания школы, оборудования помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, а также оборудования объекта охранной сигнализацией необходимо возложить на администрацию города Новокузнецка, как на собственника имущества, несмотря на то, что свои функции Учредителя Администрация осуществляет через Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по финансированию вышеуказанных мероприятий на администрацию города Новокузнецка.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда в обжалованной части и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, оснований для отмены решения суда в обжалованной части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 октября 2022 г. в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Новокузнецка – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.01.2023.