39RS0001-01-2022-005542-98 Дело № 2-5258/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2022 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при помощнике Винярской К.С., с участием:
представителя истца Коровиной Н.П. – Осколкова М.А.,
представителя ответчика Территориального управления Росимущества в Калининградской области – Гурьяновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коровиной Н.П. к Территориальному управлению Росимущества в Калининградской области об оспаривании расчета арендной платы за земельный участок и обязании произвести расчет арендной платы в установленном договором порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Коровина Н.П. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Калининградской области (далее – ТУ Росимущества, ТУ ФАУГИ) об оспаривании расчета арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, за период ДД.ММ.ГГГГ годы, являющийся приложением к письму Территориального управления Росимущества в Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, и обязании ТУ Росимущества произвести расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, за период ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии с пунктом 4.4 договора № № аренды земельного участка, находящегося в собственности РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в соответствии с ч. 4 п.п «а» п.3 Правил определения размера арендной платы, а также порядке, условия и сроков внесения арендной платы за землю, находящиеся в собственности РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приводя в обоснование следующие доводы.
Коровина Н.П., на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по Договору № аренды земельного участка, находящегося в собственности РФ, от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Договор), является арендатором земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок имеет следующие характеристики:
Кадастровый №;
Категория земли - Земли лесного фонда;
Площадь - № кв. м;
Разрешенное использование - Для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов; Для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха на базе дома отдыха «Лесное»;
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. направила в ТУ Росимущества запрос расчета арендной платы за земельный участок с №, за ДД.ММ.ГГГГ гг.
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. получила письмо (исх, № от ДД.ММ.ГГГГ) из ТУ Росимущества с проектом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Договор № аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Соглашение).
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. направила в ТУ ФАУГИ возражения по вопросу заключения дополнительного соглашения, которое изменяет порядок расчета арендной платы за земельный участок с КН №.
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. получила письмо (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) из ТУ ФАУГИ с уведомлением о намерении разрешить спор о порядке расчета арендной платы в судебном порядке.
Истец полагает, что отказ ТУ ФАУГИ в предоставлении расчета арендной платы в соответствии с условиями Договора, является незаконным по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на несколько категорий.
Изложенное означает, что все земли на территории РФ делятся на некие укрупненные группы в зависимости от вариантов их возможного использования с учетом тех общих природных свойств, которыми обладает та или иная территория, и установленного в связи с этим режима (порядка) осуществления в их границах различных видов деятельности. В числе указанных в названной статье категорий Земельный кодекс РФ помимо прочих выделяет земли особо охраняемых территорий и объектов, а также земли лесного фонда.
Из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон № 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий к таковым в числе прочих относят национальные парки.
Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769, национальные парки являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 33-ФЗ земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, по общему правилу находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что особо охраняемая природная территория в виде национального парка, представляет собой совокупность сразу нескольких природных ресурсов, к которым по смыслу упомянутого Закона № 33-ФЗ можно отнести как землю, так и лес, что подтверждается указанием в статье 16 названного Закона на управление земельными участками в границах национальных парков, в том числе и теми, на которых располагаются леса, специально создаваемыми федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также содержащимся в статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) понятием леса как природного ресурса.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, изъяты из оборота, если иное не предусмотрено названным Кодексом и Законом № 33-ФЗ.
Как следует из статьи 17 Закона № 33-ФЗ, земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности в соответствии с земельным законодательством.
В пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и предоставленные в аренду без торгов, также устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами (пункт 3 той же статьи).
Согласно пункту 3 утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в данном пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента, в том числе в отношении земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду.
В разделе 1 Договора указано, что договор был заключен сторонами на основании приказа Минэкономразвития № 293 от 12.07.2010 г., которым регламентируется порядок подготовки и заключения договоров аренды в отношении земельных участков, расположенных в границах национальных парков.
В пункте 1.1 того же раздела Договора указано, что в отношении спорного участка имеются ограничения в его использовании, связанные с тем, что он входит в рекреационную зону национального парка «Куршская коса» и в отношении него установлен режим особой охраны территории названного парка, в связи с чем участок передается исключительно под организацию туризма и отдыха в пределах его территории.
С учетом особенностей спорной местности в подпункте 5.2.2 Договора установлена обязанность арендаторов участка строго соблюдать лесное законодательство по охране и защите лесов, а также режим особой охраны территории названного национального парка в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Положением о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденным приказом Минприроды России от 09.11.2012 г. № 380.
Таким образом, изложенное в совокупности с распоряжением ТУ ФАУГИ от 03.09.2015 г. № 560-р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на № лет, в котором прямо указано на его ограничение в оборото способности в силу статьи 27 ЗК РФ, а также установление на его территории режима хозяйствования, проживания и природопользования в соответствии с Законом № ЗЗ-ФЗ и упомянутым Положением о ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса», свидетельствует о том, что арендуемый в настоящий момент участок, находится на территории обозначенного выше национального парка, то есть в пределах особо охраняемой природной территории, что в свою очередь принималось во внимание сторонами при заключении спорного договора и определении режима ведения на нем допустимых видов деятельности.
Новый порядок расчета арендной платы, предложенный ТУ ФАУГИ в Соглашении, предложен в связи с тем, что спорный участок по данным ЕГРН с момента его образования отнесен к категории земель лесного фонда, а значит, арендная плата за его использование должна рассчитываться с учетом положений статьи 73 ЛК РФ (при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка).
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, буквальное содержание приведенных положений указывает на то, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность отнесения земель, покрытых лесами, не только к категории земель лесного фонда, но и к землям иных категорий, а значит, по мнению федерального законодателя, сам факт произрастания на той или иной территории леса как отдельного природного ресурса еще не означает, что данная территория априори составляет земли лесного фонда.
Сам факт наличия на спорном участке лесных насаждений, образующих лес, подтверждается условиями заключенного между сторонами договора аренды.
Так, подпунктами 5.2.12, 5.2.13, 5.2.16, 5.2.29 договора на арендатора участка возложены следующие обязанности:
- обязанность разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы;
- обязанность осуществлять использование находящихся на участке лесов способами, предотвращающими повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, лесной подстилки, живого надпочвенного покрова, земель лесного фонда, а также исключающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, состояние водных и других природных объектов, животного мира;
обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на земельном участке на условиях, в объемах и сроки, которые будут указаны в упомянутом проекте их освоения;
- обязанность ежегодно подавать лесную декларацию в орган, осуществляющий учет земель на территории национального парка «Куршская коса» (ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»).
Между тем, как уже было указано ранее, национальный парк представляет собой сложную совокупность природных ресурсов, взаимодействие которых друг с другом в границах определенной территории составляет особую ценность названного объекта. Иначе говоря, указанная совокупность природных ресурсов образует такой самостоятельный объект как особо охраняемая природная территория, отдельные составляющие которой представляют указанную ценность лишь в своем единстве.
Таким образом, тот факт, что арендуемый Коровиной Н.П. участок отнесен к категории земель лесного фонда, сам по себе не может свидетельствовать о правомерности установления расчета арендной платы за такую территорию в соответствии с положениями, предусмотренными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 и от 11.11.2017 г. № 1363, то есть по ставкам платы за единицу площади лесного участка, поскольку земельный участок, занятый находящимся в федеральной собственности национальным парком, изъят из оборота (подпункт 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ), а участки из состава земель лесного фонда лишь ограничены в обороте (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Более того, указанный расчет нельзя признать справедливым и с точки зрения соотнесения налагаемых на арендатора участка ограничений при его использовании (в виде установления особого режима хозяйствования в пределах его территории) с теми ценообразующими факторами, которые принимались во внимание Правительством РФ при утверждении упомянутых ставок платы за единицу площади лесного участка. При этом в силу статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Коровина Н.П., являясь арендатором земельного участка, лишена возможности изменить категорию земельного участка, а работы, проводимые с ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по вопросу ошибочности отнесения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, к категории земель лесного фонда до настоящего момента не закончены.
Указанная позиция подтверждена Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 года по делу А21-11439/2019.
Дополнительным основанием для удовлетворения заявленных Коровиной Н.П. требований является то, что одним из основных принципов, определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, указан принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
Так, для земельных участков, являющимися смежными с земельным участком с КН <данные изъяты>, которые также отнесены к категории земли - земли лесного фонда, и расположены на территории Национального парка «Куршская коса», на основании Решений судов, установлен порядок расчета арендной платы в соответствии с ч. 4, п.п. а, п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за землю, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, направила в суд представителя.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал, изложив доводы, аналогичные описанным в иске.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в судебном заседании иск не признала, указав, что ответчик обоснованно изменил расчет размера арендной платы, и применил принцип ее начисления, предусмотренный для лесных участков.
Заслушав представителя сторон, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Коровина Н.П., на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по Договору №№ аренды земельного участка, находящегося в собственности РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок имеет следующие характеристики:
Кадастровый №;
Категория земли - Земли лесного фонда;
Площадь - № кв. м;
Разрешенное использование - Для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов; Для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха на базе дома отдыха «Лесное»;
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. направила в ТУ Росимущества запрос расчета арендной платы за земельный участок с КН №, за ДД.ММ.ГГГГ гг.
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. получила письмо (№ от ДД.ММ.ГГГГ) из ТУ Росимущества с проектом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Договор № аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Соглашение).
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. направила в ТУ ФАУГИ возражения по вопросу заключения дополнительного соглашения, которое изменяет порядок расчета арендной платы за земельный участок с КН 39:05.020301:725.
ДД.ММ.ГГГГ Коровина Н.П. получила письмо (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) из ТУ ФАУГИ с уведомлением о намерении разрешить спор о порядке расчета арендной платы в судебном порядке.
Согласно статье 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на несколько категорий.
Изложенное означает, что все земли на территории РФ делятся на некие укрупненные группы в зависимости от вариантов их возможного использования с учетом тех общих природных свойств, которыми обладает та или иная территория, и установленного в связи с этим режима (порядка) осуществления в их границах различных видов деятельности. В числе указанных в названной статье категорий Земельный кодекс РФ помимо прочих выделяет земли особо охраняемых территорий и объектов, а также земли лесного фонда.
Из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий к таковым в числе прочих относят национальные парки.
Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769, национальные парки являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 33-ФЗ земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, по общему правилу находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что особо охраняемая природная территория в виде национального парка, представляет собой совокупность сразу нескольких природных ресурсов, к которым по смыслу упомянутого Закона № 33-ФЗ можно отнести как землю, так и лес, что подтверждается указанием в статье 16 названного Закона на управление земельными участками в границах национальных парков, в том числе и теми, на которых располагаются леса, специально создаваемыми федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также содержащимся в статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) понятием леса как природного ресурса.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, изъяты из оборота, если иное не предусмотрено названным Кодексом и Законом № 33-ФЗ.
Как следует из статьи 17 Закона № 33-ФЗ, земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности в соответствии с земельным законодательством.
В пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и предоставленные в аренду без торгов, также устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами (пункт 3 той же статьи).
Согласно пункту 3 утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в данном пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента, в том числе в отношении земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду.
В разделе 1 Договора указано, что договор был заключен сторонами на основании приказа Минэкономразвития № 293 от 12.07.2010 г., которым регламентируется порядок подготовки и заключения договоров аренды в отношении земельных участков, расположенных в границах национальных парков.
В пункте 1.1 того же раздела Договора указано, что в отношении спорного участка имеются ограничения в его использовании, связанные с тем, что он входит в рекреационную зону национального парка «Куршская коса» и в отношении него установлен режим особой охраны территории названного парка, в связи с чем участок передается исключительно под организацию туризма и отдыха в пределах его территории.
С учетом особенностей спорной местности в подпункте 5.2.2 Договора установлена обязанность арендаторов участка строго соблюдать лесное законодательство по охране и защите лесов, а также режим особой охраны территории названного национального парка в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Положением о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденным приказом Минприроды России от 09.11.2012 г. № 380.
Таким образом, изложенное в совокупности с распоряжением ТУ ФАУГИ от 03.09.2015 г. № 560-р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на № лет, в котором прямо указано на его ограничение в оборото способности в силу статьи 27 ЗК РФ, а также установление на его территории режима хозяйствования, проживания и природопользования в соответствии с Законом № ЗЗ-ФЗ и упомянутым Положением о ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса», свидетельствует о том, что арендуемый в настоящий момент участок, находится на территории обозначенного выше национального парка, то есть в пределах особо охраняемой природной территории, что в свою очередь принималось во внимание сторонами при заключении спорного договора и определении режима ведения на нем допустимых видов деятельности.
Новый порядок расчета арендной платы, предложенный ТУ ФАУГИ в Соглашении, предложен в связи с тем, что спорный участок по данным ЕГРН с момента его образования отнесен к категории земель лесного фонда, а значит, арендная плата за его использование должна рассчитываться с учетом положений статьи 73 ЛК РФ (при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка).
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, буквальное содержание приведенных положений указывает на то, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность отнесения земель, покрытых лесами, не только к категории земель лесного фонда, но и к землям иных категорий, а значит, по мнению федерального законодателя, сам факт произрастания на той или иной территории леса как отдельного природного ресурса еще не означает, что данная территория априори составляет земли лесного фонда.
Сам факт наличия на спорном участке лесных насаждений, образующих лес, подтверждается условиями заключенного между сторонами договора аренды.
Так, подпунктами 5.2.12, 5.2.13, 5.2.16, 5.2.29 договора на арендатора участка возложены следующие обязанности:
- обязанность разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы;
- обязанность осуществлять использование находящихся на участке лесов способами, предотвращающими повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, лесной подстилки, живого надпочвенного покрова, земель лесного фонда, а также исключающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, состояние водных и других природных объектов, животного мира;
- обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на земельном участке на условиях, в объемах и сроки, которые будут указаны в упомянутом проекте их освоения;
- обязанность ежегодно подавать лесную декларацию в орган, осуществляющий учет земель на территории национального парка «Куршская коса» (ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»).
Между тем, как уже было указано ранее, национальный парк представляет собой сложную совокупность природных ресурсов, взаимодействие которых друг с другом в границах определенной территории составляет особую ценность названного объекта. Иначе говоря, указанная совокупность природных ресурсов образует такой самостоятельный объект как особо охраняемая природная территория, отдельные составляющие которой представляют указанную ценность лишь в своем единстве.
Таким образом, тот факт, что арендуемый Коровиной Н.П. участок отнесен к категории земель лесного фонда, сам по себе не может свидетельствовать о правомерности установления расчета арендной платы за такую территорию в соответствии с положениями, предусмотренными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 и от 11.11.2017 г. № 1363, то есть по ставкам платы за единицу площади лесного участка, поскольку земельный участок, занятый находящимся в федеральной собственности национальным парком, изъят из оборота (подпункт 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ), а участки из состава земель лесного фонда лишь ограничены в обороте (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Очевидно, что спорный земельный участок имеет существенные ограничения в порядке его использования, который обусловлены его статусов, как леса (с соответствующими ограничениями), так и национального парка (также с соответствующими ограничениями). Именно связи с наличием ограничений в пользовании земельными участками национальных парков, Правительством РФ и установлена соответствующая ставка арендной платы для таких земель, которая корреспондирует принципам соотнесения налагаемых на арендатора участка ограничений при его использовании (в виде установления особого режима хозяйствования в пределах его территории) с экономической целесообразностью его использования.
Кроме того, дополнительным основанием для удовлетворения заявленных Коровиной Н.П. требований является то, что одним из основных принципов, определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, указан принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Материалами дела подтверждено, что для ряда земельных участков, являющимися смежными с земельным участком с КН №, которые также отнесены к категории земли - земли лесного фонда, и расположены на территории Национального парка «Куршская коса», на основании решений судов, установлен порядок расчета арендной платы в соответствии с ч. 4, п.п. а, п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за землю, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Коровиной Н.П. (ИНН №) удовлетворить.
Признать недействительным расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, за период ДД.ММ.ГГГГ, являющийся приложением к письму Территориального управления Росимущества в Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-№ и обязать Территориальное управление Росимущества в Калининградской области (ИНН <адрес>), в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, произвести расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, за период ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии с пунктом 4.4 договора № № аренды земельного участка, находящегося в собственности РФ от 03.09.2015 года, а именно в соответствии с ч. 4 п.п «а» п.3 Правил определения размера арендной платы, а также порядке, условия и сроков внесения арендной платы за землю, находящиеся в собственности РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Взыскать с Территориального управления Росимущества в Калининградской области в пользу Коровиной Н.П. в возмещение уплаченной государственной пошлины №.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2022 года.
Судья А.В. Таранов