Решение по делу № 3-51/2012 ~ М-25/2012 от 01.02.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Мазур Е.Г.,

с участием прокурора Ковалева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-51/12 по заявлениям Халяпина Сергея Васильевича и территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 27 января 2012 года № 43/659-5 «О жалобе кандидата на должность Главы городского поселения Монино Щелковского муниципального района Казака А.В.»

у с т а н о в и л:

    решением Совета депутатов городского поселения Монино от 10 декабря 2011 года № 1/1 на 4 марта 2012 года назначены выборы главы данного муниципального образования (л.д. 131).

    Решением территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области от 26 января 2012 года № 53/5 отказано в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Монино Казаку Андрею Валерьевичу на основании п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» - в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей (л.д. 35).

    Решением Избирательной комиссии Московской области от 27 января 2012 года № 43/659-5 «О жалобе кандидата на должность главы городского поселения Монино Щелковского муниципального района Казака А.В.» указанное решение ТИК Щелковского района отменено. Тем же решением Избирательной комиссии Московской области на ТИК Щелковского района возложена обязанность в срок до 29 января 2012 года включительно принять решение о регистрации Казака А.В. кандидатом на должность главы городского поселения Монино (л.д.36-37).

    Во исполнение указанного решения Избирательной комиссии Московской области     ТИК Щелковского района 29 января 2012 года было принято решение № 56/3 о регистрации Казака А.В. кандидатом на должность главы городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области (л.д. 38-39).

Зарегистрированный кандидат на должность главы городского поселения Монино Халяпин С.В., а также ТИК Щелковского района Московской области обратились в Московский областной суд с заявлениями об оспаривании решения Избирательной комиссии Московской области (далее – ИКМО) от 27 января 2012 года № 43/659 – 5 (л.д. 4-11, 28-34).

Определением Московского областного гражданские дела по заявлениям Халяпина С.В. и ТИК Щелковского района Московской области были объединены в одно производство (л.д. 23).

Обосновывая свои заявления, Халяпин С.В. и ТИК Щелковского района Московской области указывают, что оспариваемое решение ИКМО, отменившее законное, по мнению заявителей, решение ТИК Щелковского района об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Монино Казака А.В. противоречит требованиям федерального и областного избирательного законодательства. В связи с чем, заявители просят признать решение ИКМО от 27 января 2012 года № 43/659-5 незаконным и отменить его.

Халяпин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель Халяпина С.В. – Игнатенко Д.Ю. в судебном заседании поддержал требования своего доверителя.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области – председатель ТИК Петрунин А.В. в судебном заседании не поддержал заявленные требования возглавляемой им комиссии и Халяпина С.В., просил в удовлетворении заявлений отказать.

Представитель Избирательной комиссии Московской области – Селекзянов О.Е., и представитель зарегистрированного кандидата на должность главы городского поселения Монино Щелковского муниципального района Казака А.В. – Жмуркин В.В. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемое решение ИКМО принято в пределах полномочий данной избирательной комиссии и в соответствии с действующим избирательным законодательством. В удовлетворения заявлений просят отказать.

Суд, выслушав объяснения представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, а также подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Казака А. В., заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявлений отказать, приходит к следующему.

В соответствии с п. 10, 11 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» (далее – Федеральной закон № 67-ФЗ) решение вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

Согласно п. 1, 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом.

В соответствии с п. 1 ст. 38 того же Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации).

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателей и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными (п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления регламентирован Законом Московской области от 11 июля 2006 года № 101/2006-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями). «О муниципальных выборах в Московской области» (далее – Закон Московской области).

В силу положений ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 28 указанного Закона Московской области выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы. В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи в количестве 1,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

В соответствии с ч. 7 и 8 ст. 27 Закона Московской области каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код, выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 7 Закона). Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен также кандидатом. При заверении подписного листа кандидат, напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 8 Закона).

Согласно ч. 5 ст. 28 Закона Московской области соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссией, организующей выборы.

В соответствии с п. 8 и 13 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (п. 8), а также все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата (п. 13). Аналогичные основания для признания подписей избирателей недействительными предусмотрены и в Федеральном законе № 67-ФЗ (п.п. «з», «о» п. 6.4 ст. 38).

В ч. 22 ст. 28 указанного Закона Московской области и п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлены основания отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Судом установлено, что ТИК Щелковского района Московской области было определено, что количество подписей избирателей необходимое для регистрации кандидата на должность главы городского поселения Монино составляет 249 (л.д. 130).

Решением ТИК Щелковского района от 14 января 2011 года для проверки подписных листов с подписями избирателей создана рабочая группа из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (л.д. 127).

Как усматривается из материалов дела, в поддержку своего выдвижения кандидатом Казаком А.В., в территориальную избирательную комиссию Щелковского района 20 января 2012 года в 18 часов 20 минут было представлено 274 подписи избирателей. Рабочей группой ТИК городского поселения Монино были проверены все подписи избирателей. Их них недействительными были признаны 49 подписей, что составляет более 10% проверенных подписей. Достоверными и действительными были признаны 225 подписей избирателей (л.д.40-41).

Учитывая, что, по мнению ТИК Щелковского района Московской области, количество действительных подписей было недостаточно для регистрации Казака А.В. в качестве кандидата на должность главы городского поселения Монино, решением комиссии от 26 января 2012 года № 53/5 ему в данное регистрации было отказано (л.д.35).

Из протокола рабочей группы ТИК Щелковского района об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку Казака А.В. следует, что 49 подписей избирателей были признаны недействительными в связи с нарушением кандидатом Казаком А.В., по мнению рабочей группы, требований п.п. 13 п. 12 ст. 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», а именно - заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей была внесена в некоторые листы позднее, чем заверительная запись кандидата (л.д. 40-41). В решении ТИК № 53/5 от 26 января 2012 года об отказе в регистрации Казаку А.В. в качестве еще одного основания для признания тех же 49 подписей избирателей недействительными указано нарушение кандидатом п.п. 8 ч. 12 ст. 28 указанного Закона Московской области. Данная норма предусматривает, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в том числе, в случае, если сведения о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.

Как установлено судом, основанием для указанных выводов ТИК Щелковского района послужило то обстоятельство, что в 10 подписных листах (№№ 36-39 и 48 – 53), после заверения 17 и 18 января 2012 года данных подписных листов сборщиком подписей и кандидатом, сборщиком Собакиной И.А., проживающей в г. Щелково, были внесены исправления в заверительную запись, а именно в адрес ее места жительства вписан район проживания – Щелковский район. Данное исправление Собакиной И.А. было внесено до представления подписных листов в территориальную избирательную комиссию – 20 января 2012 года (л.д. 98- 101, 110 – 115).

По мнению заявителей, указанное исправление следует расценивать не как исправление, а как продолжение заверительной записи лица, осуществившего сбор подписей. Учитывая, что данная запись осуществлена позже заверительной записи кандидата, все подписи в данных подписных листах обоснованно, полагают заявители, территориальной избирательной комиссией были признаны недействительными. Кроме того, в заявлении ТИК Щелковского района также указано, что поскольку дополнительная запись сборщика подписей внесена им позже заверительной записи кандидата, данное дополнение нельзя было учитывать при проверке подписных листов. Однако без учета указанного исправления сведения о сборщике были представлены не в полном объеме, что также влечет недейстивительность всех подписей в подписном листе на основании п.п. 8 п. 12 ст. 28 Закона Московской области.

При таких обстоятельствах, полагают заявители, у Избирательной комиссии Московской области не было оснований для отмены решения ТИК Щелковского района от 26 января 2012 года № 53/5 об отказе Казака А.В. в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Монино.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены решения ИКМО от 27 января 2012 года № 43/659 – 5 об отмене указанного решения ТИК Щелковского района Московской области. Вывод суда основан на следующем.

Исследовав представленные подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Казака А.В., суд установил, что заверительные записи лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей и кандидата выполнены в период с 13 по 20 января 2012 года, в том числе заверительные записи в подписных листах № 36, 37, 38, 39, 48, 49, 50, 53, 52, 52 выполнены 17 и 18 января 2012 года. При этом все необходимые сведения о лице осуществлявших сбор подписей избирателей в данных подписных листах содержатся (л.д. 98- 101, 110 – 115…..).

Судом также установлено, что действительно, в подписных листах № 36-39 и 48 – 52 в адресе места жительства сборщика подписей Собакиной И.А., проживающей в г. Щелково, до представления подписных листов в ТИК Щелковского района внесены исправления – вписаны слова «Щелковский район». Данные исправления в указанных подписных листах сборщиком подписей специального оговорены и поставлена дата внесения исправления – «20 января 2012 года».

В соответствии с п. 13.1 ч. 12 ст.28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» специального оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с п. 8, 9 и 13 ч. 12 настоящей статьи. Аналогичные положения содержаться в п. 6.6. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что до представления подписных листов в избирательную комиссию внесение исправлений в подписные листы законом допускается и не влечет недействительность подписей избирателей при условии, если данные исправления внесены избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, специально оговорены и недостоверность подписи избирателя не установлена в соответствии с п. 8, 9 и 13 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области. При этом указание даты внесения исправлений закон не требует.

При таких обстоятельствах суд полагает, что действия сборщика подписей Собакиной И.А. по внесению исправлений в собственную заверительную запись соответствовали требованиям избирательного законодательства.

Доводы заявителей о том, что дата выполнения заверительной записи Собакиной И.А. должна определяться датой внесения ею исправления в данную запись, суд находит необоснованной, поскольку закон не требует указания даты внесения исправлений в подписной лист и, соответственно, не связывает с этой датой наступление каких-либо правовых последствий.

Доводы ТИК Щелковского района в заявлении о том, что внесенные исправления нельзя учитывать при проверке подписных листов, поскольку они внесены позже заверения этих листов кандидатом, суд также находит необоснованными. Как следует из вышеназванных норм областного и федерального избирательного законодательства в их совокупности и взаимосвязи, единственным временным ограничением по внесению исправлений в подписные листы является внесение этих исправлений до предоставления подписных листов на проверку в соответствующую избирательную комиссию. Из материалов дела усматривается, что подписные листы были представлены в ТИК Щелковского района кандидатом Казаком А.В. уже со всеми необходимыми исправлениями.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ИКМО № 43/659-5 от 27 января 2012 года, отменившее решение ТИК Щелковского района от 26 января 2012 года № 53/5 об отказе в регистрации Казака А.В. кандидатом на должность главы городского поселения Монино, принято в пределах компетенции комиссии и соответствует требованиям избирательного законодательства, в связи с чем оснований для его отмены у суда не имеется, а заявления Халяпина С.В. и ТИК Щелковского района удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, Руководствуясь ст. 194 – 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявления Халяпина Сергея Васильевича и территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 27 января 2012 года № 43/659-5 «О жалобе кандидата на должность Главы городского поселения Монино Казака А.В.» оставить без удовлетворения.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд принесено апелляционное представление прокурором в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Власова М.Г.

3-51/2012 ~ М-25/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Халяпин С.В.
Другие
Территориальная избирательная комиссия Щелковского района Московской области
Казак А.В.
Избирательная комиссия Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Власова М.Г.
01.02.2012[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2012[И] Передача материалов судье
02.02.2012[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2012[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2012[И] Подготовка дела (собеседование)
06.02.2012[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2012[И] Судебное заседание
13.02.2012[И] Судебное заседание
14.02.2012[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее