Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года село Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Золотухиной О.В.,
при секретаре Бойко А.Н.,
при участии представителя истца Джаноян Г.Р.,
представителя ответчика Администрации Песчанокопского района Ростовской области Гривцовой О.Ф.,
представителя третьего лица Администрации Зареченского сельского поселения Ростовской области Курах Е.Н.,
представителя органа опеки и попечительства Песчанокопского района Ростовской области Дашевской Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-530/16 по исковому заявлению Подзолковой С.И. к Администрации Песчанокопского района Ростовской области о признании постановления незаконным, обязании восстановить нарушенное право истца на получение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Подзолкова С.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Песчанокопского района Ростовской области о признании постановления незаконным, обязании восстановить нарушенное право истца на получение жилого помещения, в котором просит признать постановление Администрации Песчанокопского района Ростовской области № 382 от 14.06.2011 незаконными и отменить его; обязать Администрацию Песчанокопского района Ростовской области восстановить нарушенное право Подзолковой С.И., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынесенным заведомо незаконным постановлением № 613 от 11.08.1999 на получение жилого помещения. В обоснование своих требований указывает следующее: В отношении родителей истца было вынесено решение суда о лишении родительских прав. Подзолкова С.И. была отправлена в детский дом, согласно постановлению Администрации Песчанокопского района Ростовской области № 613 от 11.08.1999 за Подзолковой С.И. закреплено помещение- квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Однако, 14.06.2011 было вынесено постановление Администрации Песчанокопского района Ростовской области № 382 о признании утратившим силу постановления № 613 от 11.08.1999, в связи с тем, что изначально закрепление жилого помещения за Подзолковой С.И. противоречило интересам несовершеннолетней и закрепление за несовершеннолетней указанного жилья было неправомерным. Администрация Песчанокопского района Ростовской области с 1999 года по 2011 года осуществляла переписку с Подзолковой С.И. о состоянии жилого помещения, истец не предполагала о том, что за ней незаконно закреплено жилое помещение. 22.12.2010 Минобразование направило письмо о том, что постановлением Главы Администрации Песчанокопского района от 30.04.2009 № 229 запланировано в 2011 году выделение денежной суммы на ремонт квартир, в том числе и квартиры закрепленной за истцом. В 2011 году обнаружилось, что изначально были нарушены права несовершеннолетней сироты, и Администрация Песчанокопского района решила исправить обнаруженную ошибку, отменив закрепление за несовершеннолетней жилья, не приприняв никаких мер для устранения последствий незаконных действий. В 2011 году, когда было вынесено постановление № 382 от 14.06.2011 Подзолковой С.И. исполнилось 25 лет. Когда истец после незаконного лишения ее права на получение жилого помещения обратилась в Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону по месту регистрации, то получила отказ, так как право на получение жилья дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют до достижения ими 23 лет. В данном случае причинами постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей явились незаконные действии Администрации Песчанокопского района Ростовской области, выразившейся в изначальном прикреплении за несовершеннолетней сиротой ненадлежащего жилого помещения и лишения ее впоследствии указанного жилья. В период, когда несовершеннолетняя Подзолкова С.И. находилась в ГКОУ РО детском доме <адрес>, Администрация Песчанокопского района Ростовской области на запрос учреждения, направила ответ о том, что за несовершеннолетней закреплено жилье и оно будет приведено в пригодное для проживание состояние. В связи с незаконными действиям Администрации Песчанокопского района Ростовской области и халатным отношением к возложенным законом РФ обязанностям по защите социально незащищенных слое населения, сирота Подзолкова С.И. осталась без жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела от истца Подзолковой С.И. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором она просит: признать постановление Администрации Песчанокопского района Ростовской области № 382 от 14.06.2011 незаконными и отменить его, обязать Администрацию Песчанокопского района Ростовской области восстановить нарушенное право Подзолковой С.И., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вынесенным заведомо незаконным постановлением № 613 от 11.08.1999 на получение жилого помещения и восстановить нарушенное право Подзолковой С.И., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, обязать Администрацию Песчанокопского района предоставить Подзолковой С.И. жилое помещение, пригодное для проживания.
Истец Подзолкова С.И. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Джаноян Г.Р. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования своего доверителя, просит их удовлетворить, при этом пояснив, что постановление 2011 года оспаривается ее доверительницей только в части отмены постановления о закрепления жилой площади за Подзолковой С.И. В обоснование исковых требований указала, что за ее доверительницей была закреплена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Постановление №613, которым было закреплено жилье за истцом, отменено в 2011 году, поскольку жилье было закреплено незаконно. Подзолкова С.И. обращалась в Администрацию в г.Ростове-на-Дону, по месту прописки, о предоставлении ей жилья, однако, поскольку Подзолкова С.И. достигла 23-летнего возраста, в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей было отказано. До 2005 года Подзолкова С.И. находилась в детском доме, с 2005 года по настоящее время проживает в г.Ростове-на-Дону. О нахождении дома по <адрес>, в аварийном состоянии ей известно.
Представитель ответчика Администрации Песчанокопского района Гривцова О.Ф. исковые требования Подзолковой С.И. не признала, пояснив, что постановлением Правительства РО установлен специальный порядок для учета детей-сирот. Ребенок-сирота либо отдел опеки и попечительства подают по месту жительства заявление на имя главы муниципального образовании и необходимые документы. Из приложенных документов формируется учетное дело, которое направляется в Министерство образования. Министерство образования формирует ежегодно сводный список детей-сирот, на областной комиссии указанные сироты включаются в списки на получение жилья. Жилье приобретается в собственность муниципального образования, с ребенком-сиротой заключается договор специализированного жилого найма. Постановление, принятое в 1999 году, было отменено в 2011 году в целях приведения в соответствие правовых актов Песчанокопского района. В 1999 году за истцом было закреплено помещение, которое в собственности ни за кем не числилось. После отмены постановления 1999 года у истца появилась возможность стать на учет как нуждающейся в жилье, истице было разъяснено право обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию Зареченского сельского поселения.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации Песчанокопского района Дашевская Л.А. пояснила суду, что в 1999 году за Подзолковой С.И., как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, была закреплена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В 2009 году вышло постановление Главы администрации о том, что в 2011 году планируется выделение денег на ремонт указанной квартиры. В июне 2011 года истица обратилась в отдел образования с просьбой отменить постановление 1999 года, поскольку закрепленная за ней квартира, принадлежала ЗАО <данные изъяты> С целью соблюдения прав ребенка в 2011 году постановление о закреплении за ребенком жилой площади было отменено. В июне 2011 года истцу была дана устная консультация, а также рекомендация обратиться в Администрацию Зареченского сельского поселения. Истица сообщила, что она проживает в г. Ростове-на-Дону, где и планирует стать на квартирный учет.
Представитель третьего лица Администрации Зареченского сельского поселения Ростовской области Курах Е.Н. пояснила суду, что дом по <адрес>, стоял на балансе ЗАО <данные изъяты> данная организация была ликвидирована. Квартира, которая была закреплена за истицей, не приватизирована, дом находится в аварийном состоянии. На учете в качестве нуждающейся в жилье Подзолкова С.И. не состояла.
Представители третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерства общего и профессионального развития Ростовской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были надлежащим образом уведомлены.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявление Позолковой С.И. не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Подзолкова С.И. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Согласно свидетельству о рождении №, выданному <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; ее родителями являются: мать- ФИО3, отец- ФИО4.
Решением Песчанокопского районного суда Ростовской области от 31.03.1999 родители Подзолковой С.И. - ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав.
Постановлением Главы Администрации Песчанокопского района Ростовской области №613 от 11.08.1999 за несовершеннолетней Подзолковой С.И. сохранено право на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, находящуюся в пользовании и принадлежащую ЗАО <данные изъяты>, на период нахождения ее в детском доме, с правом дальнейшего проживания после выхода из учреждения господдержки. Хозяйству ЗАО <данные изъяты> запрещено осуществление каких-либо сделок по вышеуказанной квартире в период нахождения несовершеннолетней в детском доме.
В письме Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 22.12.2010 №14696/033, Подзолковой Е.И. сообщалось о запланированном постановлением Главы Администрации Песчанокопского района от 30.04.2009 №229 выделении в 2011 году денежной суммы на ремонт трех квартир, в том числе, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
14.06.2011 Главой Администрации Песчанокопского района Ростовской области вынесено Постановление № 382 о признании утратившим силу постановления Главы Администрации Песчанокопского района Ростовской области от 11.08.1999 № 613 о закреплении за Подзолковой С.И. жилой площади.
По информации, представленной Песчанокопским филиалом ГУПТИ РО, по данным первичной технической инвентаризации, проведенной техниками филиала 04.08.1993, право собственности на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано, правоустанавливающие документы на квартиры №6 и 7 в указанном доме отсутствуют, имеющиеся договора на передачу квартир в собственность граждан, заключались с <данные изъяты> (№1084 от 30.11.2016).
Согласно ответу Администрации Песчанокопского района № 585 от 30.07.2015, на запрос зам. прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону о причинах, по которым постановление Главы Администрации № 613 от 11.08.1999 утратило силу, было сообщено, что жилая площадь была закреплена за Подзолковой С.И. неправомерно, поскольку на момент закрепления жилой площади она была служебной. Подзолковой С.И. после выхода постановления № 382 от 14.06.2011 были даны разъяснения, что она может быть признана нуждающееся в жилом помещении при обращении в Зареченское сельское поселение, после чего будет поставлена в областной сводный список на получение жилой площади, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, Подзолкова С.И. выразила желание получить жилую площадь в г. Ростове-на-Дону, пояснив, что имеет там регистрацию.
Из справки о регистрации ООО <данные изъяты> от 22.11.2016, следует, что с 25.10.2016 по 25.10.2017 Подзолкова С.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Как видно из материалов дела, в 2014 году Подзолкова С.И. обращалась по месту регистрации в г. Ростове-на-Дону в МКУ «Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону» по вопросу постановки на жилищный учет, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в которой ей было отказано, в виду достижения ею 26-летнего возраста и разъяснено право на обращение в суд. Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.01.2016. в удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в интересах Подзолковой Светланы Ивановны к Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, Администрации Песчанокопского района Ростовской области, третье лицо МКУ «Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону о признании действий незаконными, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей было отказано в связи с обращением к компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением после достижения 23-летнего возраста.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 28.11.2016 №, справка Песчанокопского филиала ГУПТИ РО №1084 от 30.11.2016, объекты недвижимого имущества, зарегистрированные за Подзолковой С.И., отсутствуют.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На момент вынесения постановления №613 от 11.08.1999 действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые также регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Пунктом 3 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено сохранение жилого помещения в случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передавались указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главы Администрации Песчанокопского района Ростовской области №613 от 11.08.1999 за несовершеннолетней Подзолковой С.И. было сохранено право на квартиру, собственность на которую ни Подзолковой С.И., ни членам ее семьи, ни муниципальному образованию не принадлежала. Из содержания постановления, информации Песчанокопского филиала ГУПТИ РО, №1084 от 30.11.2016, следует, что указанная квартира являлась служебной, принадлежала ЗАО <данные изъяты>.
Таким образом, постановление №613 от 11.08.1999 о сохранении за истцом жилой площади было вынесено в нарушение действующих правовых норм, не влекло за собой защиту прав несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, на обеспечения жилым помещением, в связи с чем отменой данного постановления какие-либо права и законные интересы истца нарушены не были.
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1 марта 2005 года и действовавшим на дату достижения истцом совершеннолетия, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
01 января 2013 года в силу вступил Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым изменена редакция указанной выше статьи. В соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из пояснений участников процесса, материалов дела усматривается, что Подзолкова С.И. в органы местного самоуправления Песчанокопского района с вопросом о поставке ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением с 18 до 23 лет, до достижения ею 23 летнего возраста не обращалась, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ставилась, с 1999 года на территории Песчанокопского района не проживает, в связи с чем оснований для возложения на Администрацию Песчанокопского района обязанности обеспечить жилым помещением истца не имеется.
Руководствуясь Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Подзолковой С.И. к Администрации Песчанокопского района Ростовской области о признании постановления незаконным, обязании восстановить нарушенное право истца на получение жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 20.12.2016.
Судья О.В. Золотухина