Дело № 2а-536/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года
Ленинградский районный суд Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Л.
при секретаре Барыниной Е.А.,
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по иску Чепеля Д. В. к Управлению Министерства юстиции российской Федерации по Калининградской области, МРИ ФНС России №1 по Калининградской области о признании незаконным решения о внесении изменений в сведения о юридическом лице, имеющем право действовать без доверенности, признании незаконными действий по внесению изменений в единый государственный реестр юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Чепель Д.В. обратился в суд с иском, в котором указал, что 09 сентября 2017 года состоялась отчетно-выборная конференция Калининградской областной общественной организации «Федерация футбола», в повестку дня которой был включен вопрос об избрании Президента Федерации. В работе конференции приняли участие 96 членов Федерации. На указанную должность претендовали 2 кандидата –он, Чепель Д. В., и Гвардис А. П.. По результатам проведенного тайного голосования голоса делегатов данной конференции распределились следующим образом: за Чепеля - 42 и за Гвардиса - 48.
Согласно статье 3.4. Устава Федерации для избрания Президента Федерации необходимо участие и голосование за это не менее 2/3 её членов, поэтому никто из вышеуказанных кандидатов не набрал необходимого для избрания Президентом Федерации числа голосов (в данном случае, не менее 2/3 от 96 членов - это не менее 64 голосов). Таким образом, в дальнейшем должна быть назначена внеочередная конференция Федерации, на которой повторно должен быть рассмотрен вопрос об избрании её Президента.
Однако, как позже стало известно, Гвардис А.П. самовольно направил копию протокола отчетно-выборной конференции Федерации от 09.09.2017 г. в Управление Министерства юстиции РФ по Калининградской области для внесения изменений в сведения о Президенте Федерации. Уполномоченный орган после проверки представленных Гвардисом А.П. документов вынес решение о направлении их в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Калининградской области для последующего внесения записи в ЕГРЮЛ в связи с изменением сведений о юридическом лице.
31 октября 2017 года Регистрирующим органом была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ (ГРН 2173926508479) в связи с изменением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Федерации - Гвардисе А.П.
Чепель Д.В. полагает действия и решения Уполномоченного органа незаконными и противоречащими действующему законодательству РФ, поскольку никто из кандидатов на должность Президента Федерации не набрал необходимых для избрания 2/3 числа голосов. В этой связи законных оснований и полномочий для направления документов об изменении сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Федерации, у Гвардиса А.П. не имелось. Тем не менее, Управлением было принято решение о внесении изменений и направлении документов в регистрирующий орган для внесения изменений. Такое решение по мнению административного истца противоречит подпунктам 1,7 п. 1 ст. 23.1 и п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также пунктам 72 - 109 Административного регламента предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России № 455 от 30.12.2011 года.
В дальнейшем, в нарушение подпункта «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Регистрирующим органом были осуществлены незаконные действия по внесению записи в ЕГРЮЛ (ГРН 2173926508479 от 31.10.2017 г.) в связи с изменением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Федерации - Гвардисе А.П.
Как указывает Чепель Д.В., оспариваемые решения и действия Уполномоченного органа и Регистрирующего органа нарушают его права и законные интересы, как члена Федерации и исполняющего на тот момент обязанности Президента Федерации, а именно, предусмотренное ст. 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
По изложенным в иске основаниям Чепель Д.В. просит суд :
1.Признать незаконными решение, действия Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области, отменить распоряжение от 23.10.2017 года № 793-р и внести соответствующие изменения в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Федерации, указав Президентом Федерации – Чепель Д.В.,
2.Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Калининградской области по внесению записи в ЕГРЮЛ (ГРН 2173926508479 от 31.10.2017 г.), и обязать внести соответствующие изменения в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Федерации, указав Президентом Федерации – Чепель Д.В.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Гвардис А.П., Калининградская областная общественная организация «Федерация футбола».
В судебном заседании административный истец Чепель Д.В. и его представители Капустин О.Г., Андреев А.В., допущенные к участию в деле по утсному ходатайству административного истца, просили требования удовлетворить по основаниям, подробно изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Минюста Российской Федерации по Калининградской области Зинченко В.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что 17 октября 2017 года Гвардис А.П. представил в Управление 17 документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ- Заявление по форме Р14001, выписку из Протокола № 9 отчетно-выборной Конференции Организации от 09.09.2017г. В результате правовой экспертизы представленных заявителем документов было установлено, что документы соответствуют необходимым требованиям законодательства и Управлением в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» было принято решение от 23.10.2017г. № 793-р о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Полагал доводы истца, о том, что 2/3 голосов делегатов должен набрать кандидат в Президенты, несостоятельными, не соответствующими нормам Устава Организации, а также нормам действующего законодательства. Так, в соответствии со статьей 181.2 Гражданского Кодекса РФ, «решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества». Кроме того, в Уставе Организации имеются двусмысленные определения, не позволяющие определить квалифицированное большинство голосов, Управление в своем решении, помимо норм Устава, руководствовалось также приоритетными нормами Гражданского Кодекса РФ и исходило из того, что состоявшаяся 09 сентября 2017 года конференция по существу являлась общим собранием, решение по вопросам исключительной компетенции которого может быть принято простым большинством голосов. Указывал также и на то, что административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 года № 455, не предусмотрена возможность отказа во внесении измененных сведений о некоммерческой организации в ЕГРЮЛ.
Представитель КООО Федерация футбола Ежков А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении иска, настаивая на том, что положения п. 3.4 Устава были соблюдены, поскольку в голосовании по вопросу выбора Президента Федерации приняло участие 2/3 делегатов (90 из 91 зарегистрированного на начало конференции).
Представитель админстративного ответчика МИ ФНС №1 по Калининградской области в судебное заседание не явился. Извещен надлежаще. Ходатайств об отложении судебного заседания не проступило.
Заинтересованное лицо Гвардис А.П. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года N 506 Федеральная налоговая служба как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции РФ и его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Таким решением в соответствии с п. 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций", утвержденного Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 N 343, является распоряжение Министерства юстиции РФ.
Согласно п. 36 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 455, для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:
заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством РФ случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.
Исходя из смысла п. 1.3 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в случае избрания (переизбрания) руководителя организации уполномоченным органом юридического лица, заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений об этом от имени данного юридического лица полномочен подписывать именно новый единоличный исполнительный орган - руководитель, права и обязанности которого возникают с момента принятия указанного решения уполномоченным органом юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, 09 сентября 2017 года состоялась отчетно-выборная конференция Калининградской областной общественной организации «Федерация футбола», в повестку дня которой был включен вопрос об избрании Президента Федерации. На указанную должность претендовали 2 кандидата - Чепель Д. В. и Гвардис А. П.. По результатам проведенного тайного голосования голоса делегатов данной конференции распределились следующим образом: за Чепеля - 42 и за Гвардиса - 48.
17 октября 2017 г. заявитель Гвардис А.П. предоставил в Управление Минюста России по Калининградской области следующие документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ:
1.Заявление по форме Р14001;
2.Выписку из Протокола № 9 отчетно-выборной Конференции Организации от 09.09.2017г.
Представленная на регистрацию Выписка из Протокола № 9 отчетно-выборной Конференции Организации от 09.09.2017г. содержит сведения о присутствии на Конференции 91 из 97 делегатов с правом решающего голоса. Список делегатов, приложенный к указанной Выписке из Протокола, также содержит поименные сведения о 91 делегате, принимавших участие в Конференции. В голосовании по вопросу избрания Президента приняли участие 90 делегатов.
Таким образом, были соблюдены нормы п. 3.3 и п. 3.4 Устава, а именно; в работе Конференции приняли участие более половины избранных делегатов.
23 октября 2017 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области издано распоряжение № 793-р о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Калининградской областной общественной организации «Федерация футбола».
Копия данного решения и документы направлены в МИ ФНС №1 по Калининградской области для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
31 октября 2017 года Регистрирующим органом была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ (ГРН 2173926508479) в связи с изменением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Федерации - Гвардисе А.П.
Оспаривая законность принятого Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области распоряжения, Чепель Д.В., полномочия Председателя Федерации которого истекли в апреле 2017 г., по доводам иска настаивает на том, что заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписано ненадлежащим лицом - Гвардисом А.П., который не набрал нужного числа голосов ( 2/3 числа голосов ее членов), вследствие чего у Правления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области отсутствовали основания для издания распоряжения о внесении изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общественной организации.
Однако суд не может согласиться с обоснованностью такой позиции административного истца.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Кодекса в редакции Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии со статьей 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные главой "Решения собраний", применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В пункте 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
В пункте 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" закреплена аналогичная норма, согласно которой общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании.
В соответствии с п.3.3 Устава КООО Федерация футбола избрание Президента Организации относится к исключительной компетенции её Конференции.
Согласно п.3.4 Устава Конференция считается правомочной при условии участия в ней более половины избранных делегатов. Решения принимаются простым большинством голосов, участвующих в ее работе делегатов, за исключением решений о ликвидации Федерации, ее реорганизации или о внесении изменений в ее Устав, избрание Президиума и Президента, где необходимо участие и голосование за это не менее 2/3 ее членов.
Между тем, предусматривая, что конференция считается правомочной при условии участия в ней более половины избранных делегатов, положениями Устава Федерации не закреплен порядок избрания делегатов конференции и нормы представительства.
Наряду с этим, положениями Устава Федерации не определены статус члена Федерации, члена конференции, делегата конференции.
Таким образом, положения Устава общественной организации в нарушение пункта 4 части 1 статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" не предусматривают порядка формирования конференции, как руководящего органа, что в свою очередь не позволяет определить квалифицированное число голосов ( 2/3).
При таком положении, принимая во внимание, что Уставом Организации вопрос определения квалифицированного большинства голосов при голосовании за Президента Организации не урегулирован, при этом кворум для признания конференции правомочной имелся, то Управление Министерства юстиции Российской Федерации Калининградской области при издании оспариваемого распоряжения правильно руководствовалось при оритетными положениями п.1 ст. 181.2 ГК РФ в силу которых решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом, в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Из заявления, представленного Гвардисом А.П. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области установлено, что оно было заполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, подлинность его подписи была удостоверена и засвидетельствована нотариусом Калининградского городского нотариального округа; полномочия Гвардиса А.П. подтверждены выпиской из протокола № 9 Очередной выборной конференции КООО «Федерация футбола».
Таким образом, на дату обращения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области с вышеуказанным заявлением были представлены документы, достоверно подтверждающие, что Гвардис А.П. правомочен действовать от имени КООО «Федерация футбола» и входит в круг заявителей, предусмотренный п. 1.3 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ и п. 2 Административного регламента.
Истцом не представлено доказательств об имеющихся обстоятельствах, являющихся основаниями в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в подаваемых на регистрацию документах, соответствие установленным законодательством РФ требованиям их принятия возложена на заявителей (ст. 25 Закона N 129-ФЗ). Орган, осуществляющий государственную регистрацию, Законом N 129-ФЗ не наделен правом на проведение юридической или иной экспертизы (в том числе на предмет поддельности) представленных на регистрацию документов. В ведении регистрирующего органа в соответствии с Законом N 129-ФЗ находятся только учет сведений в ЕГРЮЛ и предоставление информации из этого реестра.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков по государственной регистрации изменений, связанных с избранием председателем Калининградской областной общественной организации «Федерация футбола» Гвардиса А.П., соответствуют Федеральному закону от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Следует также отметить, что сама по себе государственная регистрация изменений в ЕГРЮЛ не создает для истца непреодолимых препятствий в реализации гражданских прав и свобод и не возлагает на него незаконной обязанности.
При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Чепеля Д.В. в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Чепеля Д. В. к Управлению Министерства юстиции российской Федерации по Калининградской области, МРИ ФНС России №1 по Калининградской области о признании незаконным решения о внесении изменений в сведения о юридическом лице, имеющем право действовать без доверенности, признании незаконными действий по внесению изменений в единый государственный реестр юридических лиц – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 января 2018 года.
Судья: