Решение по делу № 11-7855/2021 от 11.06.2021

№ 11-7855/2021 Судья Кузнецова Е.В.

Дело № 2-506/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2021 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Винниковой Н.В.,

судей      Чиньковой Н.В., Велякиной Е.И.

при секретаре <данные изъяты>

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа на решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 апреля 2021 года по иску прокурора г.Копейска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по выполнению работ по освещению автомобильной дороги,

Заслушав доклад судьи Чиньковой Н.В. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации Копейского городского округа Ивановой А.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора г. Копейска Тагирова Р.Ф. о правомерности решения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Копейска Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по выполнению работ по освещению автомобильной дороги. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц. Проведенная проверка показала, что администрацией Копейского городского округа не в полной мере обеспечивается решение вопросов местного значения в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Так, содержание автомобильной дороги в микрорайоне Премьера Копейского городского округа от дома № 1 до дома № 26 протяженностью 350 м. и от дома № 21 до дома № 25 протяженностью 450 м. осуществляется с нарушениями требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения - на всем протяжении дороги отсутствует стационарное электрическое освещение. Прокуратурой города 06 июня 2018 года в администрацию Копейского городского округа внесено представление о принятии в муниципальную собственность и обеспечении эксплуатации линии освещения. Администрацией Копейского городского округа сеть освещения в мкр. Премьера принята в муниципальную собственность и постановлением от 04 октября 2019 года № 2354-п закреплена на праве оперативного управления за МУ «Городская служба заказчика». Согласно ответу администрации Копейского городского округа на ранее внесенное представление по указанному вопросу организация освещения дороги микрорайона Премьера Копейского городского округа будет рассмотрена в рамках реализации муниципальной программы. Считает, что отсутствие в бюджете денежных средств на организацию освещения дороги не освобождает администрацию городского округа от решения вопросов местного значения, в частности, связанных с организацией ее освещения. Указанные факты свидетельствуют о нарушении прав граждан на безопасное передвижение по дорогам общего пользования и могут повлечь за собой негативные последствия. Выявленные нарушения закона стали следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственными лицами администрацией Копейского городского округа. Таким образом, состояние автомобильной дороги в микрорайоне Премьера не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по ремонту и содержанию дороги в соответствии с установленными стандартами, чем нарушены права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасность дорожного движения, что может повлечь серьезные последствия в виде дорожных происшествий с причинением вреда жизни и здоровью людям. На основании изложенного просит возложить на администрацию Копейского городского округа обязанность по выполнению работ по освещению автомобильной дороги в микрорайоне Премьера Копейского городского округа от дома № 1 до дома № 26 протяженностью 350 метров и от дома № 21 до дома № 25 протяженностью 450 метров в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 133-137).

Помощник прокурора Успанов Д.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Копейского городского округа Иванова А.М. исковые требования не признала.

Третьи лица МУ КГО "Городская служба заказчика", ООО "Квартал-Сервис", ОАО "Квартал", Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации КГО извещены, представители в судебное заседание не явились.

Суд принял решение, которым удовлетворил исковые требования.

В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа просит об отмене решения суда, указывает, что постановлением администрации КГО от 23 декабря 2020 года № 2943-и утверждена муниципальная программ «Энергосбережения и повышение энергетической эффективности в КГО», мероприятия выполняются планомерно, в установленные программой сроки с учетом поступления денежных средств в бюджет города. Кроме того, на территории МО «КГО» полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения и освещения улиц осуществляет МУ КГО «Городская служба заказчика». Также ссылается, что 30 марта 2006 года Управлением имуществом КГО и ОАО «Квартал» заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка для комплексного освоения общей площадью 228 624 кв.м., полагает, что обязанность по выполнению работ по освещению автомобильной дороги в мкр. Премьера лежит на арендаторе земельного участка в соответствии с условиями договора аренды и положениями статьи 46.4 ГрК РФ.

Представители третьих лиц МУ КГО «Городская служба заказчика», ООО «Квартал-Сервис», ОАО «Квартал», Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации КГО в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В силу положений подпункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункт 5); дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 Федерального закона от 08.11.2007 257-ФЗ).

Согласно пункту 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Копейска проведено обследование участка автомобильной дороги в мкр. Премьера г. Копейска и выявлено, что освещение дороги должным образом не организовано, сети освещения в муниципальную собственность не принимались, вещное право в установленном порядке на них не оформлялось.

06 июня 2018 года в адрес главы г. Копейска вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства (л.д. 20).

По результатам рассмотрения представления, администрацией Копейского городского округа в прокуратуру г. Копейска направлено сообщение о принятии мер к устранению выявленных нарушений (л.д.22-23).

Вместе с тем, в ходе проверок, проведенных прокуратурой города 23 декабря 2020 года, 05 апреля 2021 года, установлено, что освещение по центральной улице мкр. Премьера организовано не надлежащим образом - на автомобильной дороге от дома № 25 до дома № 21 а протяженностью 390 метров установлена опора освещения без светильников и без проходящего питающего электрического кабеля, иное освещение улиц отсутствует. Дорога от дома № 1 до дома № 26 в мкр. Премьера, протяженностью 355 метров имеет выполнение элементы освещения - опора, кабель, светильники, однако светильники не подключены к сети электроснабжения и не работают в ночное время (л.д.109, 114-121).

Согласно выписке из реестра муниципального собственности Копейского городского округа по состоянию на 11 февраля 2021 года объект освещения, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, мкр. Премьера, протяженностью 342,0 м, является муниципальной собственностью КГО (л.д.33).

Установив, что администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, решение вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления, возможно лишь при непосредственном участии указанного органа местного самоуправления; неисполнение администрацией данных требований создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения; непринятие мер по организации уличного освещения нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам в ночное время, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда находит изложенные выводы основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы о том, что на территории Копейского городского округа утверждена муниципальная программа «Энергосбережения и повышение энергетической эффективности в КГО», мероприятия выполняются планомерно с учетом поступления денежных средств в бюджет города не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным актом на ответчика возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с законом и правовыми актами местного самоуправления. При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

Судебная коллегия полагает несостоятельными и доводы ответчика о том, что на территории МО «КГО» полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения и освещения улиц осуществляет МУ КГО «Городская служба заказчика» в силу следующего.

Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Администрация Копейского городского округа Челябинской области является органом местного самоуправления, обладающим исполнительно-распорядительными полномочиями.

Возложение обязанности на администрацию Копейского городского округа Челябинской области не исключает возможности исполнения указанной обязанности МКУ КГО «Городская служба заказчика», являющимся отраслевым функциональным органом администрации городского округа, отвечающим за соответствующую сферу управления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Управлением по имуществу КГО и ОАО «Квартал» заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для комплексного освоения, общей площадью 228 624 кв.м., что обязанность по выполнению работ по освещению автомобильной дороги в мкр. Премьера лежит на арендаторе земельного участка в соответствии с условиями договора аренды и положениями статьи 46.4 ГрК РФ отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку заключение договора аренды с ОАО «Квартал» не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, включая освещение улиц, возложенной на нее в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением арендатором взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.

Судебная коллегия также учитывает, что непринятие администрацией Копейского городского округа мер по соблюдению законодательства в сфере безопасности дорожного движения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, что может повлечь серьезные последствия в виде дорожных происшествий с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 28 июля 2021 года.

11-7855/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Копейска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Копейского городского округа Челябинской области
Другие
Муниципальное учреждение Копейского городского округа Челябинской области "Городская служба заказчика"
Управление по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области
ООО "Квартал-Сервис"
ОАО "Квартал"
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Чинькова Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
11.06.2021Передача дела судье
08.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2021Передано в экспедицию
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее