№ 88-1974/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 12 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мертиковой В.А.,
судей Куликовой И.И., Воробьевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3833/2019 по иску ФИО1 к ФИО2 о защите прав потребителей
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И., выслушав представителя ФИО2 – ФИО5, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании неустойки за удержание денежных средств в размере 852774 рублей 40 коп. и штрафа 50% от суммы неустойки, указав о том, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО1 с ФИО2 взысканы убытки в связи продажей ДД.ММ.ГГГГ лодочного мотора стоимостью 160 000 рублей ненадлежащего качества в размере 78380 рублей, компенсация морального вреда 5000 рублей, штраф 41690 рублей. В связи с допущенной просрочкой возмещения причиненных убытков просил взыскать неустойку, предусмотренную ст. 22, 23 Закона о защите прав потребителей, в размере 1% в день от цены товара за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 852774,4 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 августа 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. С ФИО2 в пользу истца взыскана неустойка за просрочку выполнения требований покупателя в размере 30000 руб., государственная пошлина в бюджет в размере 1100 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 ноября 2019 года решение суда отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрел у ФИО2 лодочный мотор за 160 000 рублей, который имел недостатки, на устранение которых истец потратил 78380 рублей.
Вступившими в силу решениями Ленинского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ продавцом лодочного мотора признан ФИО2, в пользу ФИО1 с ФИО2, осуществлявшего предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, были взысканы убытки в размере 78380 рублей, компенсация морального вреда 5000 рублей, штраф 41690 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на допущенную ответчиком просрочку в оплате присужденных денежных средств по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем взыскал в пользу истца неустойку, предусмотренную ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», снизив её размер на основании ст. 333 ГК РФ до 30 000 рублей.
Заявление ответчика о применении срока исковой давности суд первой инстанции оставил без рассмотрения.
Проверяя в интересах законности решение суда по апелляционной жалобе представителя истца в полном объеме, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась.
Действуя в пределах своей компетенции, оценив представленные по делу сторонами спора доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что о нарушенном праве истец узнал в момент обнаружения недостатков в приобретенном у ответчика лодочном моторе в 2012 году, расходы на устранение которых были взысканы в пользу истца решением от ДД.ММ.ГГГГ, при этом требований о взыскании неустойки ФИО1 при разрешении данного иска не заявлял; о надлежащем ответчике истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, когда было вынесено решение по его иску о признании ФИО2 продавцом лодочного мотора.
Установленные по делу обстоятельства позволили суду сделать вывод о том, что истцом пропущен срок исковой давности, который истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ, и о применении которого было заявлено ответчиком.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель указывает на неправильное установление судом даты начала исчисления срока исковой давности, полагая, что он подлежит исчислению с даты отказа в удовлетворении его претензии от ДД.ММ.ГГГГ о выплате заявленной неустойки в добровольном порядке.
Вместе с тем приведенные заявителем доводы не соответствуют положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела, установленным судом.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статьи 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Установление даты начала исчисления срока связано с установлением фактических обстоятельств дела и оценкой представленных доказательств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств относительно осведомленности истца о нарушенном праве и надлежащем ответчике, выводы судов соответствуют требованиям ст. 199, 200 ГК РФ.
Приведенные в жалобе доводы по существу направлены на оспаривание выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах, иную оценку доказательств, собранных по делу, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Допущенная судом описка в дате окончания срока исковой давности подлежит исправлению в порядке ст. 200 ГПК РФ и не может являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы с учетом пропуска срока исковой давности не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения предъявленных требований.
Доводы заявителя были проверены судом, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░