РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 года город Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Шумавцовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-475/2018 по исковому заявлению Радионова С. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 15» муниципального образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Радионов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 15» муниципального образования города Братска (сокращенное наименование – МБОУ «СОШ № 15»), в котором просит взыскать с МБОУ «СОШ № 15» в его пользу недоначисленную заработную плату за период с 01.02.2017 по 31.01.2018 в размере 95 081,05 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 17 августа 2009 года он принят на работу в МБОУ «СОШ № 15» сторожем (вахтером) и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с данным учреждением, что подтверждается трудовым договором. В период работы в данном учреждении ему был установлен месячный должностной оклад в размере 3080 рублей. К данному окладу применялись надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. В силу ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Из ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В соответствии со ст. 6 Закона Иркутской области от 09 октября 2008 года № 82-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника государственного учреждения Иркутской области, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Иркутской области, работнику государственного учреждения Иркутской области работодателем производится соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы. С 26 января 2017 года на территории Иркутской области действовало Региональное соглашение "О минимальной заработной плате в Иркутской области", согласно которому размер минимальной заработной платы для работников муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, в частности в г.Братске: с 1 января 2017 года составляет 10 754 руб., к выдаче 20 432,60 руб. (10754 * 1,9); с 1 апреля 2017 года - 11369 руб., к выдаче 21601,10 руб. (11369* 1,9); с 1 июля 2017 года - 12000 руб., к выдаче 22800 руб. (12000 * 1,9). Считает, что ответчиком неверно начисляется ему заработная плата. Общий размер недоначисленной заработной платы за период с февраля 2017 по январь 2018 составил: 95 081,05 руб. За февраль 2017 года: отработано 144 час. норма 128,6 час., МРОТ 20 433,60 руб., начислено 11 128,35 руб., недоначислено: 11751,08 руб.; март 2017 года: отработано 144 час. норма 157,4 час., МРОТ 20 433,60 руб., начислено 10754 руб., недоначислено: 7939,10 руб.; апрель 2017 года: отработано 144 час. норма 144 час., МРОТ 21601,10 руб., начислено 11369 руб., недоначислено: 10232,108 руб.; май 2017 года: отработано 144 час. норма 144 час., МРОТ 21601,10 руб., начислено 11369 руб., недоначислено: 10232,10 руб.; июнь 2017 года: отработано 132 час. норма 151,2 час., МРОТ 21601,10 руб., начислено 11 369 руб., недоначислено: 7489,10 руб.; июль 2017 года: отработано 144 час. норма 151,2 час, МРОТ 22800 руб., начислено 12000 руб., недоначислено: 9714,29 руб.; август 2017 года: отработано 72 час. норма 165,6 час., МРОТ 22800 руб., начислено 4695,65 руб., недоначислено: 5217,39 руб.; сентябрь 2017 года: отработано 24 час. норма 151,2 час, МРОТ 22800 руб., начислено 361,04 руб., недоначислено: 3258,01 руб.; октябрь 2017 года: отработано 132 час. норма 158,4 час, МРОТ 22800 руб., начислено 12000 руб., недоначислено: 7000 руб.; ноябрь 2017 года: отработано 144 час. норма 150,2 час, МРОТ 22800 руб., начислено 12000 руб., недоначислено: 9858,85 руб.; декабрь 2017 года: отработано 132 час. норма 151,2 час, МРОТ 22800 руб., начислено 16000,01 руб., недоначислено: 3904,75руб.; январь 2018 года: отработано 180 час. норма 122,4 час, МРОТ 18029,10 руб., начислено 18029,11руб., недоначислено: 8484,27 руб.
Из расчётного листа за март 2017 года следует, что он фактически отработал 136 час., с данной цифрой не согласен, так как фактически он отработал в этом месяце 144 час. (1,4,7,10,13,16, 22,25,28,31 марта по 12 часов, и 19 марта - 24 часа), а также в январе 2018 года он отработал фактически 180 часов, а не 172 часа, как указано в расчетном листке (10,13,16,19,22,25,31 января по 12 часов и 1,4,7,28 января по 24 часа).
В судебное заседание истец Радионов С.В. не явился, будучи извещен надлежаще о месте и времени судебного заседания, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 15» в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежаще о месте и времени судебного заседания.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования города Братска - Предко Ю.В., действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном возражении на исковое заявление указала, что истец при определении периода для расчета недоначисленной заработной платы принимает период с февраля 2017 по январь 2018 года. Согласно Постановлению от 07.12.2017 № 38-П Конституционного Суда Российской Федерации не предполагается включение в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно Определению от 27.02.2018 № 252-О-Р Конституционного Суда Российской Федерации, вышедшему по результатам рассмотрения ходатайства министерства труда и социальной зашиты РФ о разъяснении возможности перерасчета заработной платы на основании конституционно-правового истолкования, данного Конституционным Судом РФ, за период, предшествующий вступлению в силу вышеуказанного Постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П. разъяснено следующее: «Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 года № 38-И. а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Таким образом, требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период с февраля 2017 по январь 2018 года не подлежит удовлетворению, ввиду буквального указания Конституционного Суда РФ на дату вступления в силу, а равно дату, с которой подлежат применению разъяснения КС РФ, данные в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, то есть с 07.12.2017. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать полностью, рассмотреть гражданское дело в отсутствии третьего лица.
Изучив исковое заявление, возражения представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 37 Конституции Российской Федерации признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.
Согласно ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В силу ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Исходя из ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, муниципальными учреждениями, обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
Положениями ч. 5 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере (ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации). В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Братск и Братский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Статьями 10, 11 Закона Российской Федерации «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» 28 января 1993 года главой Администрации Иркутской области издано Постановление № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно которому с 01 января 1993 года районный коэффициент к заработной плате на территории г.Братска составляет 1,4.
Судом установлено, что согласно копиям трудового договора от 17.08.2009, приказа о приеме работника на работу № 31 от 18.10.2006 Радионов С.В. принят на работу в МБОУ «СОШ № 15» муниципального образования города Братска на должность сторож (вахтер).
Согласно п. 1 раздела 2 трудового договора работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки.
Пунктом 1 раздела 4 трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере 1667 рублей, с начислением надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и районного коэффициента.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.05.2013 к трудовому договору от 17.08.2009 п.1,2,3 раздела 4 изложен: Работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере 3080 руб. с начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях 50%, и районного коэффициента 40%. Соглашение действует с 01.05.2013.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2018 к трудовому договору от 17.08.2009 п.1,2,3 раздела 4 изложен: Работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере 3204 руб. с начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях 50%, и районного коэффициента 40%. Соглашение действует с 01.01.2018.
Положением об оплате труда работников МБОУ «СОШ № 15» от 31.08.2011, Коллективным договором МБОУ «СОШ № 15» от 17.02.2015 (дополнительное соглашение к нему № 1 на 2018-2020гг.) установлены порядок начисления и выплаты заработной платы.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд установил, что истец состоит в трудовых отношениях с МБОУ «СОШ № 15» с 17.08.2009.
Трудовым договором, приказом о приеме на работу истцу установлен оклад в соответствии с занимаемой должностью, при расчете заработной платы на оклад истца начислялись компенсационные и стимулирующие выплаты. Поскольку истец осуществлял трудовую деятельность в г. Братске Иркутской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в его заработную плату включен районный коэффициент в размере 40 % и северная надбавка в размере 50%.
Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
С 26 января 2017 года на территории Иркутской области действовало Региональное соглашение "О минимальной заработной плате в Иркутской области", согласно которому размер минимальной заработной платы для работников муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, в частности в г. Братске, с 1 января 2017 года составляет 10754 руб.; с 1 апреля 2017 года – 11369 руб., с 1 июля 2017 года – 12000 руб.
Исходя из указанных норм трудового законодательства, суд делает вывод, что месячная заработная плата Радионова С.В., полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного региональными соглашениями, действующими на территории Иркутской области в определенный период времени.
При этом, положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Истец просит взыскать с ответчика в его пользу недоначисленные суммы заработной платы, исходя из того, что районный коэффициент и надбавка за работу
в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не должны включаться
в минимальный размер заработной платы, установленный Региональным соглашением на соответствующий период времени, а должны начисляться сверх него. Суд находит указанные доводы обоснованными по следующим основаниям.
Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства, суд приходит к выводу о том, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность (статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Судом установлено, что истец осуществляет трудовую деятельность в г.Братске, т.е. местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из системного толкования ст. ст. 133, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда», а также Регионального соглашения от 26.01.2017, согласно которому минимальный размер заработной платы с 01.01.2017 составлял 10754 руб., с 01.04.2017 – 11369 руб., с 01.07.2017 – 12000 руб., следует, что размер заработной платы истца, если им отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, с 01.01.2017 не может быть менее 10754 руб., с 01.04.2017 – 11369 руб., с 01.07.2017 – 12000 руб., с 01.01.2018 согласно ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ - 9489 руб. в месяц, с применением районного и северного коэффициента на указанные суммы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства Российской Федерации и норм международного трудового права.
Следовательно, районные коэффициенты и надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, являются дополнительными компенсациями, в том числе, в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность
в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и северные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.
Следовательно, они должны начисляться на сумму минимального размера заработной платы – 10754 руб. (с 01 января 2017 года), 11369 руб. (с 01 апреля 2017 года), 12000 руб. (с 01 июля 2017 года), 9489 руб. (с 01 января 2018 года), а не входить в ее состав.
Судом установлено, что районный коэффициент и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в состав минимального размера оплаты труда не входят. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, где речь идет о доплатах к заработной плате.
Вместе с тем, системный анализ вышеприведенных статей Трудового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что в состав МРОТ включаются выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда, различного рода стимулирующие надбавки. В данном случае такие условия труда не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 Трудового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, все доплаты и надбавки, выплачиваемые истцу, входят в состав минимального размера заработной платы, т.е. 10754 руб. (с 01 января 2017 года), 11369 руб. (с 01 апреля 2017 года), 12000 руб. (с 01 июля 2017 года), 9489 руб. (с 01 января 2018 года) кроме надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, и районного коэффициента.
Из представленной финансовой справки истца судом установлено, что ему за оспариваемый период начислен оклад с учетом районного коэффициента
и северной надбавки (без учета налога на доходы физических лиц), и ответчиком районный коэффициент и северная надбавка включены в минимальный размер заработной платы, установленный Региональными соглашениями от 23.05.2016, 26.01.2017 и ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О минимальном размере оплаты труда".
Проанализировав представленные расчетные листки и финансовую справку о начисленной заработной плате истцу за оспариваемый период, суд приходит к выводу, что размер выплачиваемой истцу Радионову С.В. за период с 01.02.2017 по 31.01.2018 работодателем заработной платы не отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, а также указанным региональным соглашениям, поэтому необходимо взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выплачиваемая Радионову С.В. месячная заработная плата за отработанную норму рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе (для мужчин) должна составлять: с 01.01.2017 не менее 20432,60 руб. (10754 руб. + 40% + 50%), с 01.04.2017 не менее 21601,10 руб. (11369 руб. + 40% + 50%); с 01.07.2017 не менее 22800 руб. (12000 руб. + 40% + 50%), с 01.01.2018 не менее 18029,10 руб. (9489 руб. + 40% + 50%).
Формула для расчета месячной заработной платы истца (без учета налога на доходы физических лиц) с учетом количества отработанных часов (дней), нормы часов (дней) по производственному календарю при 40-часовой рабочей неделе (для мужчин) на 2017, 2018 гг., будет следующей: с 01.01.2017 по март 2017 года – 20432,60 руб. / количество норма дней (часов)* количество отработанных дней (часов) – начисленная заработная плата; с апреля по июнь 2017 года: 21601,10 руб.: количество норма дней (часов)* количество отработанных дней (часов) – начисленная заработная плата; с июля по декабрь 2017 года: 22800 руб. / количество норма дней (часов)* количество отработанных дней (часов) – начисленная заработная плата, с января 2018 года: 18029,1 руб. / количество норма дней (часов)* количество отработанных дней (часов) – начисленная заработная плата.
Согласно финансовым справкам, истцом в 2017 году отработано: в феврале 144 час. при норме 143 час., в марте 136 час. при норме 175 час., в апреле 144 час. при норме 160 час., в мае 152 час. при норме 160 час., в июне 132 час. при норме 168 час., в июле 144 час. при норме 168 час., в августе 72 час. при норме 184 час., в сентябре 4 час. при норме 168 час., в октябре 140 час. при норме 176 час., в ноябре 144 час. при норме 167 час., в декабре 132 час. при норме 168 час., в январе 2018 года 172 час. при норме 136 час.
Заработная плата Радионова С.В. в феврале 2017 года должна быть не ниже 20575,49 руб. (20432,60 руб./143 час.*144 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 10754 руб. ему недоначислено – 9821,49 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в марте 2017 года должна быть не ниже 15879,05 руб. (20432,60 руб./175 час.*136 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 10754 руб. ему недоначислено – 5125,05 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в апреле 2017 года должна быть не ниже 19440,99 руб. (21601,10 руб./160 час.*144 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 11369 руб. ему недоначислено – 8071,99 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в мае 2017 года должна быть не ниже 20521,05 руб. (21601,10 руб./160 час.*152 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 11369 руб. ему недоначислено – 9152,05 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в июне 2017 года должна быть не ниже 16972,29 руб. (21601,10 руб./168 час.*132 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 11369 руб. ему недоначислено – 5603,29 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в июле 2017 года должна быть не ниже 19542,86 руб. (22800 руб./168 час.*144 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 12000 руб. ему недоначислено – 7542,86 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в августе 2017 года должна быть не ниже 8921,74 руб. (22800 руб./184 час.*72 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 4695,65 руб. ему недоначислено – 4226,09 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в сентябре 2017 года должна быть не ниже 542,86 руб. (22800 руб./168 час.*4 час.), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 361,04 руб. ему недоначислено – 181,82 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в октябре 2017 года должна быть не ниже 18136,36 руб. (22800 руб./176 час.*140 час.) с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 12000 руб. ему недоначислено – 6136,36 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в ноябре 2017 года должна быть не ниже 19659,88 руб. (22800 руб./167*144), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 12000 руб. ему недоначислено – 7659,88 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в декабре 2017 года должна быть не ниже 17914,29 руб. (22800 руб./168*132), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 16000 руб. ему недоначислено – 1914,29 руб.
Заработная плата Радионова С.В. в январе 2018 года должна быть не ниже 22801,51 руб. (18029,10 руб./136*172), с учетом начисленной истцу заработной платы в сумме 18029,11руб. ему недоначислено – 4772,40 руб.
Таким образом, за период с 01.02.2017 по 31.01.2018 года истцу Радионову С.В. недоначислена заработная плата в размере 70207,57 руб., следовательно, данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Радионова С.В. подлежат частичному удовлетворению - с МБОУ «СОШ № 15» в пользу Радионова С.В. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с 01.02.2017 по 31.01.2018 в размере 70207,57 руб.; в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы в размере 24873,48 руб. следует отказать.
Доводы истца о том, что в марте 2017 года он фактически отработал 144 час., а не 136 час., в январе 2018 года он отработал фактически 180 часов, а не 172 часа, как указано в расчетных листках, ничем не подтверждены и опровергаются представленными табелями учета рабочего времени, финансовой справкой, расчетными листками.
Ссылка представителя третьего лица на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 № 252-О-Р, о том, что оно вступило в силу с момента провозглашения и начиная с этой даты, то есть с 07.12.2017 при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2017 по декабрь 2017 года не подлежит удовлетворению, не могут быть приняты судом, так как основаны на неверном его толковании, данные разъяснения относятся к начислению заработной платы работникам с 07.12.2017 и правильном ее назначении с учетом Постановления от 07.12.2017 № 38-П Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика МБОУ «СОШ № 15» надлежит взыскать в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 2306,23 руб., исчисленную в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Радионова С. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 15» муниципального образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» муниципального образования города Братска в пользу Радионова Сергея Владимировича недоначисленную заработную плату за период с 01 февраля 2017 года по 31 января 2018 года в сумме 70207 (семьдесят тысяч двести семь) рублей 57 копеек.
В удовлетворении исковых требований Радионова С. В. о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» муниципального образования города Братска недоначисленной заработной платы в размере 24873 рубля 48 копеек - отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» муниципального образования города Братска в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 2306 (две тысячи триста шесть) рублей 23 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 20 марта 2018 года.
Судья Е.М. Литвинцева