Дело № 12-51/2024
19RS0001-02-2023-009854-44
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Абакан Республика Хакасия 26 января 2024 года
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Зарубин А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Боргоякова М.М. на постановление ст. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> №-ППР/12-4929-И/65-20 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № УФСИН России по <адрес>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ст. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> №-ППР/12-4929-И/65-20 от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства, с наложением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель Боргояков М.М. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что, просит постановление изменить, назначив наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ защитник Чупина Н.Г. поддержала доводы жалобы, по изложенным в них основаниям, не оспаривая виновности Учреждения в совершенном правонарушении, дополнительно пояснила, что все выявленные нарушения устранены, полагает возможным назначить наказание в виде штрафа. Просила постановление изменить.
Ст. помощник прокурора Республики Хакасия кулаков Ю.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ факт совершения административного правонарушения установлен, в вопросе наказания полагается на усмотрения суда, не возражает против назначения наказания в виде предупреждения, поскольку административное правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности учреждение не привлекалось.
Законный представитель, представитель административного органа, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом, извещенными о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав защитника, огласив жалобу, исследовав материалы административного дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статьей 1 Трудового законодательства Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, представлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связными с их трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.
Согласно ст. 216 ТК РФ каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии со ст. 218 ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Согласно представленной карте № оценки профессиональных рисков кухонных работников одной из опасностей представляющей угрозу жизни и здоровья работников является падение при передвижении по мокрым полам в связи с чем, работнику рекомендовано передвигаться по специально предназначенным маршрутам.
При осмотре столовой, где находится комната для мойки посуды, а также котлы электрические полы в момент осмотра были залиты водой, настилы для безопасного перемещения отсутствуют.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.
В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения. В состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Номенклатура, объем и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещенности, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах устанавливается хозяйствующими субъектами с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания в случаях, если указанные факторы идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения специальной оценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда. Контроль параметров микроклимата должен осуществляться не реже 1 раза в год (п.2.7 Санитарных правил ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Однако, данные требования администрацией ИК-35 не выполняются.
При осмотре душевых на швейном участке обнаружено на полу скол плиток, отсутствуют коврики, краны текут, что указывает на отсутствие производственного лабораторного контроля.
Таким образом, несоблюдение правил организации и содержания санитарно-бытовых помещений может привести к росту числа профзаболеваний, травматизму и является нарушением государственных нормативных требований охраны труда.
Администрацией ИК-35 не осуществляется надлежащий контроль за соблюдением трудоустроенными осужденными требований охраны труда в части использования средств индивидуальной защиты.
Так, при проведении проверки установлено, что трудоустроенный в качестве хлебореза осужденный Г...К.В. находился на рабочем месте без головного убора.
Так, при посещении участка металлообработки установлено, что используемый осужденными в цехе металлообработки на участке ж/б изделий сварочный аппарат, в нарушение требований п. 47 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, оборудован самодельным электрододержателем. Таким образом, юридическое лицо ФКУ ИК-35 УФСИН России по <адрес> подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ- нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Вывод административного органа о наличии вины ФКУ ИК-35 УФСИН России по <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, основан на конкретных доказательствах по делу.
Обстоятельства правонарушения подтверждены собранными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении; объяснением ФКУ ИК-35 УФСИН России по РХ; Уставом ФКУ ИК-35 УФСИН России по РХ; актом проверки соблюдения требований законодательства; рапортом; иными документами, получившими в постановлении должностного лица надлежащую оценку.
Перечисленные доказательства свидетельствуют о наличии у ФКУ ИК-35 УФСИН России по РХ возможности для соблюдения нормативных требований в сфере охраны труда, но Учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, с учетом положений ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение ФКУ ИК-35 УФСИН России по РХ к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-35 УФСИН России по РХ к административной ответственности ранее не привлекалось, совершенное правонарушение не повлекло негативных последствий, перечисленных в ч. 3.4 КоАП РФ, законным представителем ФКУ ИК-35 УФСИН России по РХ устранены выявленные нарушения.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, предоставление необходимых для проведения проверки документов и пояснений, отсутствия негативных последствий, устранение выявленных нарушений, полагаю возможным заменить назначенное ФКУ ИК-35 УФСИН России по РХ наказание в виде штрафа предупреждением, что согласуется с принципами справедливости назначенного наказания и его соразмерности содеянному, так как в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и рассмотрением дела, по делу об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1. ст.30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> №-░░░/12-4929-░/65-20 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> №-░░░/12-4929-░/65-20 ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░