Судья Лушер Т.А. Дело № 33а-6204
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июня 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 2 февраля 2017 года, которым исковые требования и.о. прокурора Ленинского района города Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Владивостока, департаменту по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о возложении обязанности удовлетворены. На департамент по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 51 секунды В (138 градусов ЮВ). На администрацию города Владивостока возложена обязанность принять участие в организации обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 51 секунды В (138 градусов ЮВ).
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав пояснения представителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Митусова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Владивостока Махно П.А., полагавшего решение суда законным, возражения прокурора Брызгалиной Е.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
и. о. прокурора Ленинского района города Владивостока обратился в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды в части организации очистки территории Ленинского района города Владивостока от отходов производства и потребления. Проверкой установлено, что в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 50 секунд В (257 градусов 3), размещены твердые коммунальные (бытовые) отходы, то есть отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах, в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства). Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, фотоматериалами. Просит возложить на администрацию г. Владивостока обязанность по организации сбора и вывоза несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 51 секунды В (138 градусов ЮВ). В дальнейшем, уточнив требования, просил возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края обязанность по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходах, размещенных в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 50 секунд В (257 градусов 3). Возложить на администрацию города Владивостока обязанность участвовать в организации обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов со свалки коммунальных (бытовых) отходах, размещенных в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 50 секунд В (257 градусов 3).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования с учетом уточнений, подтвердив доводы и основания изложенные в иске.
Представитель администрации города Владивостока предъявленные требования не признал, считает иск к администрации города необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации, а не ликвидации, как указано в требованиях прокуратуры) деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и департамента по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился департамент по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Пунктом 7(5) части 3 статьи 5 Закона Приморского края от 29 июня 2009 года № 447-КЗ «Об отходах производства и потребления в Приморском крае» предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что 24 марта 2016 года прокуратурой Ленинского района города Владивостока проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 50 секунды В (257 градусов З) размещены твердые (бытовые) отходы, то есть отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
Согласно акту проверки от 2 декабря 2016 года следует, что в точках с координатами 43 градуса 9 минут 29 секунд С, 132 градуса 3 минуты 50 секунды В (257 градусов З) размещены твердые бытовые отходы.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора и возлагая на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, с учетом положений статьи 6 Федерального закона №89-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку организация деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 1 января 2016 года отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, то ликвидация несанкционированной свалки на территории Ленинского района города Владивостока также входит в полномочия департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным.
Применяя Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд не учел что ликвидация выявленных несанкционированных свалок бытового мусора по установленным в результате проверки координатам, не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории.
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Признавая Департамент надлежащим ответчиком, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и вынес решение без установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Применяя Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяющий правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, суд не учел, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки бытового мусора по установленным в результате проверки координатам, не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как является организацией работ по благоустройству территории.
В силу пунктов 1.2., 1.3 Постановления Администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па "Об утверждении Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края" организация благоустройства территории муниципального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования; организация работ по благоустройству территорий обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий и сооружений, если иное не установлено действующим законодательством, в том числе положениями настоящих Правил.
Учитывая, что судом применен закон, не подлежащий применению, что повлекло неправильное разрешение спора, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 2 февраля 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым и.о. прокурора Ленинского района города Владивостока в удовлетворении административного иска к администрации города Владивостока, департаменту по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов отказать.
Председательствующий
Судьи