Дело № 2-706/2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
26 октября 2017 года г. Аша
Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области, в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Дружкиной Р. Р’.
при секретаре Щегловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Ашинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению « Детский сад комбинированного вида № 20» г. Аши Челябинской области, администрации Ашинского муниципального района о возложении обязанности организовать проведение обязательного психиатрического освидетельствования,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Ашинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 20» г. Аши Челябинской области ( далее по тексту МКДОУ № 20 г. Аши), администрации Ашинского муниципального района о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об охране труда было установлено, что ответчиком обязательное психиатрическое освидетельствование работников не организовано, чем нарушаются права и законные интересы обучающихся и работников образовательной организации на безопасные условия пребывания в ней.
Прокурор Ашинской городской прокуратуры в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКДОУ в„– 20 Рі. Аши РёСЃРє признал, СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что администрацией Ашинского муниципального района выделены денежные средства, заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание услуг РїРѕ проведению психиатрического освидетельствования педагогических работников. Рстребуемый РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј СЃСЂРѕРє исполнения решения СЃСѓРґР° находит разумным.
Представитель ответчика - Администрации Ашинского муниципального района, третьего лица – Управления образованием Ашинского муниципального района при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили ( л.д. 12-13).
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В силу ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации утвердило Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности ( с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (Постановление Правительства РФ № 695 от 23.09.2002 года).
Постановлением Правительства РФ № 377 от 28 апреля 1993 года «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» утверждён «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», в который включена и преподавательская деятельность.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий
Согласно ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20» г. Аши Челябинской области (далее – МКДОУ № 20 г. Аши) зарегистрировано в качестве юридического лица 01.02.2012г. за основным государственным регистрационным номером 10874010000610 ( л.д. 36).
В соответствии с п. 1.1 Устава МКДОУ № 20 г. Аши является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования ( л.д. 19).
В ходе проведенной городской прокуратурой проверки соблюдения исполнения законодательства об охране труда образовательными организациями Ашинского муниципального района, установлено что общеобразовательными и дошкольными образовательными организациями района в нарушение указанных норм закона, обязательное психиатрическое освидетельствование педагогических работников не организовано, о чем составлен соответствующий акт ( л.д. 14).
Согласно представленному МКДОУ № 20 г. Аши списку в учреждении работает 16 педагогических работника. На день рассмотрения спора все они не прошли психиатрическое освидетельствование, что ответчик не оспаривал ( л.д. 16).
Учредителем учреждения является администрация Ашинского муниципального района Челябинской области.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем на основании бюджетной сметы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ с учетом особенностей, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п.4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Учитывая вышеназванные положения закона, суд пришел к выводу о том, что администрацией Ашинского муниципального района как учредителем образовательного учреждения и лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками образовательного учреждения. Проведение медосмотра сотрудников образовательного учреждения отнесено к обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в связи с чем его проведение своевременно должно быть обеспечено на стадии формирования бюджетов.
Принимая во внимание, что не проведение психиатрического обследования работников не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области охраны труда, что нарушает их права и законные интересы обучающихся и работников образовательной организации на безопасные условия пребывания в ней, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что истребуемый прокурором срок для исполнения решения суда является разумным.
В силу ст. 103 ГПК РФ госпошлина от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Госпошлина подлежит взысканию исходя из той суммы, которую истец должен был уплатить по иску, если бы он не был освобожден от уплаты госпошлины. Т.е. в данном случае в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
РСЃРє удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20» г. Аши Челябинской области, а в случае отсутствия у учреждения денежных средств, на администрацию Ашинского муниципального района, обязанность за счет средств бюджета муниципального образования Ашинский муниципальный район в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 20» г. Аши Челябинской области в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение обжалуется в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п
копия верна
РЎСѓРґСЊСЏ Дружкина Р. Р’.
Секретарь Щеглова А.А.