РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2019 года п.Усть-Ордынский
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ивановой Л.Ю.,
при секретаре Булгатовой Т.Ц.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Осиповой Т.И.,
представителя административного ответчика – Главного Управления МЧС России по Иркутской области в лице Отдела надзорной деятельности по УОБО УНД ИПР ГУ МЧС России по Иркутской области Туртугешева Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-217/2019 по административному исковому заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ, Эхирит-Булагатское отделение вневедомственной охраны – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области», Главное Управление МЧС России по Иркутской области в лице Отдела надзорной деятельности по УОБО УНД ИПР ГУ МЧС России по Иркутской области о признании недействительным акта обследования и категорирования объекта образовательной организации МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ от ***,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эхирит-Булагатского района обратившись с административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал следующее.
Проверкой установлено, что в период времени с *** по *** комиссия по обследованию и категорированию объекта (приказ № от ***) провела обследование физкультурно-оздоровительного комплекса «Лидер» (далее ФОК «Лидер»), здание которого находится в оперативном управлении Усть-Ордынской ДЮСШ, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого объекту присвоена 2 категория опасности. *** во исполнение п.п. 40, 41 Требований директором МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ разработан и согласован паспорт безопасности ФОК «Лидер». Из паспорта установлено, что зданию ФОК «Лидер» присвоена 3 категория опасности, когда в акте обследования и категорирования указана 2 категория опасности. Указанное нарушение отражено в акте прокурорской проверки от ***. В целях устранения допущенного нарушения приказом директора МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ № от *** вновь создана комиссия в целях повторного обследования ФОК «Лидер». По результатам обследования ФОК «Лидер» присвоена 3 категория опасности, о чем составлен акт от ***. Однако согласиться с выводами комиссии нельзя по следующим основаниям. Так, в ходе изучения акта обследования и категорирования от *** установлено, что зданию ФОК «Лидер» присвоена 2 категория опасности на основании прогнозируемого материального ущерба и ущерба окружающей природной среде – до 50 млн.рублей. В новом акте обследования от *** прогнозируемый материальный ущерб составил – до 5 млн.рублей. Из объяснений инспектора Эхирит-Булагатского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области» Б следует, что размер ущерба указан со слов директора МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ М Документов, подтверждающих размер прогнозируемого ущерба, в ходе обследования представлено не было. Из объяснений М следует, что размер прогнозируемого ущерба рассчитан на основании оценки рыночной стоимости помещения спортивного зала ФОК «Лидер» от *** и составляет 5 млн.рублей.
Согласно ведомости по нематериальным активам от *** МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ балансовая стоимость здания ФОК «Лидер» составляет 79271536,41 рублей. Между тем, комиссией указанные требования не учтены, что привело к присвоению объекту неверной категории опасности, от которой напрямую зависит защищенность объекта к противостоянию попыткам совершения террористического акта, а именно выполнение комплекса мероприятий по антитеррористической защищенности в зависимости от присвоенной категории опасности. Таким образом, действия комиссии, выразившиеся в несоблюдении требований постановления Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1235 при определении категории опасности ФОК «Лидер», нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, в первую очередь несовершеннолетних, на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор просил суд признать акт обследования и категорирования объекта образовательной организации МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ – ФОК «Лидер» от *** недействительным, обязать комиссию по обследованию и категорированию объекта провести обследование здания ФОК «Лидер» в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1235, составить акт обследования и категорирования объекта (территории).
В судебном заседании прокурор Осипова Т.И. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Главного Управления МЧС России по Иркутской области в лице Отдела надзорной деятельности по УОБО УНД ИПР ГУ МЧС России по Иркутской области Туртугешев Р.А. против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представители административных ответчиков – МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ, Эхирит-Булагатское отделение вневедомственной охраны – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области», будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассмотрено без участия представителей административных ответчиков МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ, Эхирит-Булагатское отделение вневедомственной охраны – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области».
Суд, выслушав доводы прокурора, позицию представителя административного ответчика, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» под социальной инфраструктурой для детей понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах, в том числе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с п. 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Согласно положениям п.п. 7-10, 12-14 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорирования объекта (территории) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) – в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований.
В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).
В ходе своей работы комиссия:
а)проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б)изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в)определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
г)выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
д)определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е)определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):
а)объекты (территории) первой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) более 3террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 5млн.рублей.
Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте12 настоящих требований.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).
Как следует из исследованных материалов дела, по результатам обследования ФОК «Лидер», проведенного в период с *** по ***, объекту была присвоена 2 категория опасности, поскольку размер прогнозируемого материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составил – до 50 млн.руб. *** директором МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ разработан и согласован паспорт безопасности ФОК «Лидер», в котором указана 3 категория опасности. По результатам обследования на основании приказа от *** ФОК «Лидер» присвоена 3 категория опасности, поскольку прогнозируемый материальный ущерб составил – до 5 млн.руб., о чем составлен акт от ***.
Из письменных объяснений инспектора Эхирит-Булагатского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области» и директора МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ усматривается, что размер прогнозируемого ущерба был рассчитан на основании оценки рыночной стоимости помещения спортивного зала ФОК «Лидер» и составляет 5 млн.руб.
Данные обстоятельства противоречат п. 6 Требований, согласно положениям которого, возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и возможном материальном ущербе, прогнозный показатель которого принимается равным балансовой стоимости объекта (территории).
Исходя из ведомости по нематериальным активам от *** МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ балансовая стоимость ФОК «Лидер» составляет 79271536,41 рублей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание обоснованность доводов прокурора о том, что действия комиссии, выразившиеся в несоблюдении требований постановления Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1235 при определении категории опасности ФОК «Лидер» нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, в первую очередь несовершеннолетних, на безопасные условия пребывания в образовательной организации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ, Эхирит-Булагатское отделение вневедомственной охраны – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Иркутской области», Главное Управление МЧС России по Иркутской области в лице Отдела надзорной деятельности по УОБО УНД ИПР ГУ МЧС России по Иркутской области о признании недействительным акта обследования и категорирования объекта образовательной организации МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ – ФОК «Лидер» от ***, удовлетворить.
Признать акт обследования и категорирования объекта образовательной организации МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ – ФОК «Лидер» от *** недействительным.
Обязать комиссию по обследованию и категорированию объекта провести обследование здания ФОК «Лидер» в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1235, составить акт обследования и категорирования объекта (территории).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Эхирит-Булагатский районный суд.
Судья Л.Ю.Иванова