Дело №2-682/2023
УИД 14RS0014-01-2023-000826-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленск 31 августа 2023 г.
Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой Л.И., при секретаре Усатовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) Нургалеева Ш.Х. в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ГрадСервис» о возложении обязанности, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца администрации муниципального образования «Город Ленск», Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика общества с ограниченной ответственностью «Профи»,
при участии помощника прокурора Потаповой Д.А., представителя ответчика Шабановой Ю.С., представителя администрации Нартовой Е.А.,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Ленского района Республики Саха (Якутия) (далее – истец, прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ к обществу с ограниченной ответственностью «ГрадСервис» (далее – ответчик, ООО «ГрадСервис», управляющая компания) о возложении обязанности в срок до 30 июня 2024 г. оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам – Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Дзержинского д. 22; ул. Первомайская, д. 9; ул. Ленина, д. 71, твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу – Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Спасателей, д. 3, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
В обоснование иска ссылается на то, что прокурором с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «Город Ленск», выявленные нарушения отражены в акте санитарного обследования, согласно которому зафиксировано отсутствие твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и (или) ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Управляющей компанией МКД является ответчик, на которого подлежит возложению обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приведению его в соответствие, независимо от разграничения/не разграничения земельного участка.
Протокольным определением от 29 августа 2023 г. гражданские дела № 2-682/2023, 2-685/2023, 2-688/2023, 2-689/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу №2-682/2023.
Ответчиком представлены отзывы, согласно которым полагает, что контейнерные площадки по адресу ул. Ленина, д. 71, Дзержинского д. 22, Первомайская, д. 9, Спасателей, д. 3 расположены на земельных участках, границы которых определить невозможно, считаются не сформированными, не включены в состав общедомового имущества, управляющей компании как общедомовое имущество собственниками МКД не передавались. Организация сбора и вывоза, а также обустройство и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления, что также подтверждается техническим заданием по выполнению работ по ремонту площадок под ТКО. Место накопления ТКО по адресу ул. Ленина, д. 71 расположено в 15 метрах от жилого дома, что недопустимо; по адресу: Дзержинского д. 22 – в непосредственной близости от детской площадки и проезжей части; по адресу: Спасателей, д. 3 – контейнерная площадка отсутствует, последняя находится в непосредственной близости от дома Строителей д.9, привязка места накопления ТКО не соответствует фактическому местонахождению.
Администрация с требованиями согласна, представила отзыв, согласно которому контейнерные площадки собственностью администрации не являются, являются местом (площадкой) накопления ТКО многоквартирных домов (включена в реестр мест накопления ТКО по данным адресам как площадки для многоквартирных домов, собственниками которых являются собственники помещений многоквартирных домов; последние фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках). Также работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Третье лицо (Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия)) представило отзыв, согласно которому если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая компания; если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.
Согласно отзыву ООО «Профи» ходатайствует о привлечении к участию в деле в качестве соответчика АМО «город Ленск», поскольку обязанность по содержанию контейнерной площадки подлежит исполнению администрацией города Ленска на основании решения Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2022 г.
Прокурор считает надлежащим ответчиком управляющую компанию, возражает против привлечения к участию в деле в качестве соответчика АМО «город Ленск». Представитель третьего лица поддерживает мнение прокурора.
Протокольным определением в удовлетворении ходатайства о замене ненадлежащего ответчика надлежащим судом отказано на основании части 2 статьи 41 ГПК РФ, поскольку истец возражает против замены ответчика, прокурор не лишен права обратиться с иском к администрации в случае отказа в удовлетворении требований.
В судебном заседании помощник прокурора Ленского района РС (Я) Потапова Д.А. доводы, изложенные в иске, поддержала, выразив не согласие с доводами ответчика, дополнительно пояснив, что по интерактивной карте мест накопления ТКО площадка имеет адрес: ул. Спасателей, д. 3, согласно реестру собственниками последней являются собственники данного МКД, что свидетельствует о том, что указанным местом накопления ТКО пользуются жители данного МКД, что также подтверждается пояснениями жительницы спорного дома. Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов по состоянию на 01 ноября 2022 г. согласован с территориальным органом Роспотребнадзора, представлено заключение, соответственно, является надлежащим доказательством.
Представитель ответчика, не оспаривая отсутствие твердого покрытия и (или) ограждения в местах накопления ТКО, с иском не согласна, считает, что реестр является ненадлежащим доказательством, содержит ложную информацию, а управляющая компания плату за содержание ТКО с собственников не взымает. В судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве, дополнительно указав о том, что место ТКО по адресу: Первомайская, д. 9, находится на земельном участке автостоянки и гаражей, вплотную к частному забору, жители МКД ею не пользуются; место ТКО по адресу: Дзержинского, д. 22, не имеет бетонного покрытия, однако, в реестре указано, что покрытие «бетон», то есть реестр является ненадлежащим доказательством, содержащим ложную информацию, площадка ТКО находится в непосредственной близости от детской площадки и проезжей части, заявление о ее переносе администрацией не рассмотрено; место ТКО по адресу: Спасателей, д. 3, находится около дома Строителей, д. 9, т.е. не на придомовой территории спорного МКД, собственники указанным местом ТКО не пользуются, а складируют свой мусор по Спасателей д. 1. Также просит признать недопустимым доказательством реестр ТКО, поскольку в нем содержится недостоверная информация о нахождении места ТКО, о наличии покрытия, о собственниках и пользователях ТКО, не согласован с Роспотребнадзором.
Представитель администрации иск поддержала по доводам, изложенным в отзыве, дополнительно пояснила, что публичная карта г. Ленска не является надлежащей, по всей территории города имеется сдвиг объектов и границ земельных участков, указанная техническая ошибка в настоящее время устраняется; место накопления ТКО может находиться и за пределами сформированного земельного участка. Реестр согласован с Управлением Роспотребнадзора. Также пояснила, что торги проводились по обращениям граждан, однако, признаны несостоявшимися, даже в случае проведения соответствующих работ, в последующем произведенные расходы подлежали взысканию с ответчика в регрессном порядке.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), ООО «Профи» направлены ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), пункта 3 статьи 35 Федерального закона от № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, обращение прокурора с данным иском в суд является правом прокурора, соответствует его полномочиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ленского района Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «Город Ленск» требований федерального законодательства в сфере размещения и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
По итогам проверки установлено, что места (площадки) накопления ТКО не обустроены в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, актами санитарного обследования от 21 июня 2023 г. зафиксировано, что по адресам: Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Дзержинского д. 22; ул. Первомайская, д. 9; ул. Ленина, д. 71, отсутствуют твердые (асфальтовые бетонные) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; в месте накопления ТКО по адресу г. Ленск, ул. Спасателей, д. 3, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Судом отклоняется ходатайство о признании реестра недопустимым доказательством в силу следующего.
В соответствии с пунктами 3, 5, 11, 12, 13 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; по запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный надзор, подготавливает заключение о согласовании или отказе в согласовании; реестр мест накопления ТКО представляет собой базу данных о местах накопления ТКО; ведется на бумажном носителе и в электронном виде; в течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, реестр мест накопления твердых коммунальных отходов подлежит согласованию с Управлением Роспотребнадзора только по запросу уполномоченного органа, а не в обязательном порядке. Настоящий реестр мест накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Ленск» по состоянию на 01 ноября 2022 г. согласован 12 декабря 2022 г. с Управлением Роспотребнадзора. Согласно заключению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) от 12.12.2022 г., реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия) соответствует санитарным нормам и правилам по отдельным пунктам, не согласован по тем местам ТКО, по которым имеются нарушения, в том числе по адресу: Дзержинского д. 22; ул. Первомайская, д. 9; ул. Ленина, д. 71, Спасателей, д. 3 (отсутствие огражд. ворот). Согласно реестру по указанным адресам собственниками места (площадка) накопления ТКО указаны собственники МКД. Реестр содержит сведения, предусмотренные Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, в судебном порядке не оспорен. Указанный реестр размещен на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Суд принимает пояснения прокурор, согласно которым по интерактивной карте мест накопления ТКО спорная площадка имеет адрес: ул. Спасателей, д. 3, находится в непосредственной близости от указанного дома (10 м.), согласно реестру собственниками последней являются собственники данного МКД. Из объяснений М., проживающей по адресу: ул. Спасателей, д. 3, кв.2, следует, что последняя и жители дома пользуются местом ТКО напротив дома, рядом с домом Строителей,д.9, т.е. спорной площадкой, а не площадкой по адресу: Строителей, д. 1. Соответственно, указанным местом накопления ТКО пользуются жители данного МКД.
По адресу ул. Первомайская, д. 9 возражения ответчика судом отклоняются, несмотря на то, что место накопления ТКО находится за пределами земельного участка МКД, вплотную к частному забору автомастерской, указанное не свидетельствует о том, что собственниками площадки являются иные лица. По интерактивной карте мест накопления ТКО спорная площадка имеет адрес: ул. Первомайская, д. 9, находится в непосредственной близости от указанного дома (10 м.), согласно реестру собственниками последней являются собственники данного МКД. Жилой дом по адресу: Первомайская, д. 9, является 5-этажным, 5-подъездным, на вопросы суда представитель ответчика пояснила, что иного места накопления ТКО в близости не имеется, ТКО управляющей компанией по квартирам не принимается. Соответственно, указанным местом накопления ТКО пользуются жители данного МКД.
В нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчик доказательства в обоснование своих доводов о том, что указанным местом ТКО не пользуются жители спорных МКД не представила, один лишь факт нахождения иных мест ТКО не свидетельствует о том, что указанное место не используется собственниками МКД. Более того, указанные доводы опровергаются пояснениями М., возражения ответчика документально не подтверждены, носят предположительный характер.
Факт пользования местом ТКО по адресам: Дзержинского д. 22; ул. Ленина, д. 71, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах сведения, содержащиеся в реестре в части указания адреса места ТКО, собственников и иных сведений, являются достоверными. То обстоятельство, что в реестре указано на наличие покрытия «бетон», не влечет недостоверность всех иных сведений, содержащихся в нем. Указанные технические ошибки в части покрытия могут быть устранены путем внесения исправлений, что предусмотрено Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра.
При таких обстоятельствах судом считается установленным, что собственники помещений указанных многоквартирных домов фактически осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры на этих площадках.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Согласно пункту 5 указанной статьи реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя, в том числе данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3).
Согласно пункту 2 названных Правил под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
С 1 марта 2021 г. введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3.
Следовательно, место (площадка) накопления ТКО должно соответствовать, в том числе требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к которым относится и СанПиН 2.1.3684-21.
В пункте 3 СанПиН 2.1.3684-21 закреплено, что на территориях городских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как указывалось ранее, актами санитарного обследования от 21 июня 2023 г. зафиксировано, что места накопления ТКО, используемые собственниками помещений МКД. по адресам: Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Дзержинского д. 22; ул. Первомайская, д. 9; ул. Ленина, д. 71, не оборудованы твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; в месте накопления ТКО по адресу г. Ленск, ул. Спасателей, д. 3, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Не соглашаясь с требованиями прокурора, ответчик полагает, что обязанность по надлежащему содержанию места (площадка) накопления ТКО не входит в обязанности управляющей компании.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru), а также представленному договору управляющей компанией, обслуживающей указанные дома, является ООО «ГрадСервис».
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственникам жилых помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Спорные контейнерные площадки являются местами (площадками) общего пользования многоквартирных домов, включены в соответствующий реестр как площадка собственников МКД, соответственно, относятся к общему имуществу собственников жилых помещений как иное имущество, предназначенное для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов и расположенные на его земельном участке.
Следовательно, находятся в зоне ответственности управляющей компании.
Указанный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.12.2020 № 303-ЭС20-19031.
Возможность отказа собственников многоквартирных жилых домов от общего имущества жилищным законодательством не предусмотрена.
Суд соглашается с доводами прокурора и третьего лица, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (III. Пункт 26(1).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, определен конкретный Перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с пунктом 3.7.1 названных Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок возложена на организации, обслуживание многоквартирный дом, осуществляется независимо от того, принято общим собранием собственником многоквартирного дома особое решение по данному вопросу или нет.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06).
Отсутствие государственного кадастрового учета в отношении земельных участков под многоквартирными домами и прилегающей к ним территории не влияет на обязанность по уборке, содержанию, очистке придомовой территории многоквартирного дома организаций, осуществляющей ремонт и обслуживание общего имущества многоквартирного дома. Содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям управляющей организации в силу прямого указания закона, независимо от того, состоялась ли передача фактического имущества на баланс управляющей компании или нет. Управляющая компания не может быть освобождена от ответственности по содержанию придомовой территории, необходимой для обслуживания многоквартирных домов, включая контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов (Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 15.05.2023 по делу № 2-278/2023, 33-1401/2023, определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 по делу № 88-4142/2023).
На основании изложенного, доводы ответчика, третьего лица судом отклоняются как необоснованные.
Суд соглашается с доводами представителя третьего лица – ООО «Профи», что указанная обязанность не может быть возложена на регионального оператора, поскольку контейнерная площадка их собственностью не является, а в силу положений, указанных в отзыве, в обязанности регионального оператора входит сбор, транспортирование, обработка, утилизация ТКО, а также уборка мест погрузки ТКО с момента погрузки в мусоровоз.
Судом отклоняются доводы ООО «Профи», что обязанность по приведению места ТКО в соответствие с Сан.ПиН подлежит возложению на администрацию города Ленска со ссылкой на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2022 г. по делу № 2а-919/2022, поскольку спорные адреса предметом спора не являлись.
Доводы ответчика о том, что администрацией проводились торги по приведению в соответствие мест накопления ТКО, судом отклоняются, представитель администрации в судебном заседании пояснила, что торги признаны несостоявшимися, даже в случае проведения соответствующих работ, в последующем произведенные расходы подлежали взысканию с ответчика в регрессном порядке.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что непринятие мер по приведению в надлежащее состояние места (площадки) накопления ТКО, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Оценивая требования прокурора относительно срока устранения допущенных нарушений, суд учитывает отсутствие возражений сторон и считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в срок до 30 июня 2024 г. Суд полагает, что данный срок является разумным и достаточным для выполнения всех мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, что также подтвердила представитель ответчика в судебном заседании.
Согласно пункту 9 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «ГрадСервис» (ИНН 1414016310, ОГРН 1141450000141) в срок до 30 июня 2024 г. оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам – Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Дзержинского д. 22; ул. Первомайская, д. 9; ул. Ленина, д. 71, твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу – Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Спасателей, д. 3, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
Взыскать общества с ограниченной ответственностью «ГрадСервис» (ИНН 1414016310, ОГРН 1141450000141) в доход муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья п/п Л.И. Попова
Копия верна
Судья Л.И. Попова
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2023 г.
Подлинник судебного акта хранится в материалах дела № 2-682/2023 в Ленском районном суде Республики Саха (Якутия).