Дело № 2-3418/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2020 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Шибанова К.Б.,

при секретаре Лобовой Е.А.,

с участием помощника прокурора Великого Новгорода Матьяшко А.В., представителя истца Администрации Великого Новгорода Яковлевой Н.Е., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Алексеева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Великого Новгорода (далее также – Администрация) обратилась в суд с иском к УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенным в рамках исполнительного производства , в обоснование указав, что вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ года, принятым по гражданскому делу , на Администрацию возложена обязанность предоставить Алексееву А.С., по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, по норме предоставления, установленной для региона. На основании исполнительного листа, выданного судом по данному гражданскому делу, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство . Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенным в рамках вышеуказанного исполнительного производства, с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. Вместе с тем имеются основания для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора ввиду наличия объективных препятствий, не позволивших органу местного самоуправления исполнить решение суда в установленный срок. В частности, постановлениями Администрации Великого Новгорода детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предоставлено: в <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> помещение - из освобожденного муниципального жилищного фонда, в <данные изъяты> жилых помещения. За истекший период <данные изъяты> Администрацией объявлено <данные изъяты>, по результатам которых заключено 20 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для указанной категории граждан. При этом с этой целью в июле <данные изъяты> истцом планируется организовать проведение еще <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в адрес <данные изъяты> направлена информация обо всех неисполненных судебных решениях, которыми на Администрацию возложена обязанность обеспечить жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, Администрация ежегодно до формирования бюджета Новгородской области направляет в <данные изъяты> заявку о выделении субвенции на исполнение вышеназванных отдельных государственных полномочий. Таким образом, Администрацией предпринимаются все возможные меры по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. При этом неисполнение решения суда в установленный срок связано с наличием объективных обстоятельств, не зависящих от воли органа местного самоуправления.

Представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Е.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Представитель истца Администрации Великого Новгорода Яковлева Н.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Помощник прокурора Великого Новгорода Матьяшко А.В., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Алексеев А.С. в судебном заседании сочли исковые требования Администрации необоснованными.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела , суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Как видно из материалов дела, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, принятым по гражданскому делу , исковые требования прокурора Великого Новгорода в защиту прав и законных интересов Алексеева А.С. к Администрации Великого Новгорода удовлетворены, на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность предоставить Алексееву А.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, по норме предоставления, установленной для региона.

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ года вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании исполнительного листа серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> по вышеуказанному гражданскому делу, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении должника Администрации возбуждено исполнительное производство , должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ года в рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в связи с неисполнением требования исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.

Согласно ч.ч. 6 и 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

<данные изъяты>

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 года №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, определив исполнительский сбор, как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, указав при этом, что данная мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и вина должника в таком неисполнении.

Из приведенных выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, положений ч.ч. 2, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве и ст. 401 ГК РФ также следует, что должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора в случае нарушения установленного срока исполнения требований исполнительного документа вследствие обстоятельств, полностью либо в значительной степени находящихся вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего (своевременного) исполнения, и принятии им должных мер, направленных на такое исполнение.

В соответствии с ч. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

Как это следует из объяснений представителя истца и письменных материалов дела, в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией указанной категории граждан было предоставлено: в <данные изъяты> - <данные изъяты> помещение, в <данные изъяты><данные изъяты> помещения.

ДД.ММ.ГГГГ года Администрация Великого Новгорода направила в адрес <данные изъяты> письмо о выделении муниципальному образованию - <данные изъяты> в <данные изъяты> субвенции из бюджета <данные изъяты> в размере <данные изъяты>., необходимом для обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В то же время в соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ года «Об областном бюджете на <данные изъяты> и на плановый период <данные изъяты> годов» <данные изъяты> на исполнение переданных отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <данные изъяты> из областного бюджета выделена субвенция в размере <данные изъяты>., составляющем около <данные изъяты> от фактической потребности.

Таким образом, из изложенного следует, что Администрацией принимаются меры, направленные на исполнение решения суда. При этом обеспечить Алексеева А.С. благоустроенным жилым помещением до настоящего времени не представилось возможным ввиду отсутствия в муниципальной собственности муниципального образования – городской округ Великий Новгород свободных жилых помещений и невозможности их приобретения органом местного самоуправления, обусловленной недостаточностью субвенций, предоставляемых бюджету муниципального образования на указанные цели из областного бюджета.

В этом отношении суд учитывает, что Администрация, являясь субъектом бюджетных правоотношений, обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению и в установленном законом порядке.

Кроме того, следует отметить, что исполнение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года по делу носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение определенной последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органов исполнительной власти Новгородской области. В частности, для предоставления взыскателю Алексееву А.С. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления, должнику Администрации надлежало принять комплекс мер, направленных на приискание жилого помещения, соответствующего перечисленным выше требованиям, и получение субвенций в размере, необходимом для его последующего приобретения с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительных временных затрат.

Принимая во внимание вышеизложенное, а равно учитывая, что на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с Администрации исполнительского сбора со дня возбуждения исполнительного производства прошел непродолжительный период времени, в течение которого исполнение должником требований исполнительного документа являлось объективно затруднительным, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от 03 июня 2020 года, вынесенным в рамках исполнительного производства

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 30 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░.░. ░░░░░░░

2-3418/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Великого Новгорода
Ответчики
УФССП России по Новгородской области
Другие
судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Елена Александровна
Прокуратура Великого Новгорода
Алексеев Александр Сергеевич
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2020Передача материалов судье
02.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее