Дело № 2-497/2020
УИД 75RS0021-01-2020-000888-40
Категория дела 2.209
решение
именем российской федерации
28 декабря 2020 года с. Улеты
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.
при секретаре Цыдыпове Б.Б.
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Улетовского района Шабановой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район», администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края о возложении обязанности по составлению паспорта безопасности, обеспечению антитеррористической защищенности здания в соответствии с присвоенной категорией опасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улетовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Улетовского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности МБОУ Николаевская СОШ МР «Улетовский район» и исполнения федерального законодательства о противодействии терроризму по результатам выявлены следующие нарушения действующего законодательства. Директором МБОУ Николаевская СОШ МР «Улетовский район»приказ «О создании комиссии по обследованию и категорированию объекта образования» № 39 издан 18 мая 2020 года, акт обследования и категорирования утвержден 18 июня 2020 года. По результатам обследования МБОУ Николаевская СОШ МР «Улетовский район» присвоена 3 категория, однако до настоящего времени паспорт безопасности школы не составлен, меры к обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ Николаевская СОШ МР «Улетовский район» в соответствии с присвоенной категорией опасности не приняты. Не выполнение должных мер обеспечения антитеррористической защищенности учреждения образования отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательных учреждениях, создает условия беспрепятственного доступа к учреждениям посторонних лиц и создания возможных чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в учреждении. Учредителем муниципальных образовательных организаций муниципального района «Улетовский район» является администрация муниципального района «Улетовский район», кроме того, в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления. На основании изложенного, ссылаясь на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ», просит обязать МБОУ Николаевская СОШ МР «Улетовский район» составить паспорт безопасности МБОУ Николаевская СОШ MP «Улетовский район» в соответствии с требованиями Постановления № 1006 в срок до 01 февраля 2021 года. Обязать МБОУ Николаевская СОШ MP «Улетовский район» обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: адрес в соответствии с присвоенной категорией опасности, а именно оснащение объекта стационарными или ручными металлоискателями; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объекта (территории) системой контроля и управления доступом; обеспечение охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование основного входа в здание, контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Обязать администрацию муниципального района «Улетовский район» профинансировать мероприятия по антитеррористической защищенности МБОУ Николаевская СОШ MP «Улетовский район».
Представитель истца старший помощник прокурора Улетовского района Шабанова М.О. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнила требования в части исполнения решения об обеспечении антитеррористической защищенности зданий школы, полагая возможным установить срок для исполнения решения до 01 сентября 2021 года.
Представитель ответчика директор МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район», действующая на основании Устава Худякова О.Б. в судебное заседание не явилась, о времени, дате, месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суду представила заявление в котором исковые требования прокурора признала, против их удовлетворения не возражала, просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, действующий на основании прав по доверенности Лещенко А.А. в судебном заседании заявленные прокурором требования в интересах неопределенного круга лиц по обеспечению антитеррористической защищенности здания в соответствии с присвоенной категорией опасности, составлению паспорта безопасности, признал и против их удовлетворения не возражал.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю, действующий на основании прав по доверенности Дергачева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени, дате, месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суду представила отзыв на исковое заявление в котором исковые требования прокурора полагала обоснованными, против их удовлетворения не возражал, просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления ФСБ России по Забайкальскому краю, действующий на основании прав по доверенности Царев С.В. судебное заседание не явился, о времени, дате, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представил заявление в котором исковые требования прокурора полагал обоснованными, против их удовлетворения не возражал, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо ОНД и ПР по Хилокскому, Улетовскому районам и городу Хилок УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, свою позицию относительно заявленных прокурорам требований не высказало, о времени, дате, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания, либо о рассмотрении дела в свое отсутствие перед судом не ходатайствовало.
Таким образом, суд, решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся сторон, приходит к выводу о том, что стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке, в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав истца, ознакомившись с позицией ответчика, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, подписанной от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Государства – участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности.
В силу ст. 6 Конвенции государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
Кроме того, аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
В силу п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года (далее – Концепция противодействия терроризму), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму в РФ основывается, в том числе, на приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно пп. «а», «в» п. 4, п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Таким образом, в силу указанных норм и ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Пунктами 1, 5 Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9, 15 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании количественных показателей государственных статистических данных о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации, а также на основании сведений о возможных угрозах совершения террористического акта в районе расположения объекта (территории).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее – комиссия):
а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) – в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Пунктом 25 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения.
Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с пунктами 43, 44, 45, 46, 47 Требований на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его» подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения, указанные в пункте 44 настоящих Требований.
Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».
Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах (1-й экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), 2-й экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).
Копия (по согласованию с территориальным органом безопасности -бумажная или электронная) паспорта безопасности объекта (территории) с сопроводительным письмом направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, об обеспечении безопасных условий образования в деятельности ответчика, в ходе которой установлено, что ответчиком МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район», расположенного по адресу: адрес, не приняты меры, которые соответствуют требованиям в сфере противодействия терроризму.
Согласно акту о результатах категорирования объекта БДОУ МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» относится к объекту (территории) третьей категории опасности.
МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, у которого имеются обязательства по обеспечению антитеррористической защищенности.
Выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
Вместе с тем в нарушение требований законодательства в МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» объект стационарными или ручными металлоискателями, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не оснащен; объекта (территории) системой контроля и управления доступом не оборудован; охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не обеспечена; основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) не оборудован, взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации не организовано, таким образом не реализуется деятельность по предупреждению терроризма.
До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
С момента выявления указанных нарушений до настоящего времени ответчик не был лишен возможности исправить указанные в предписаниях нарушения, между тем, до настоящего времени требования уполномоченного органа об устранении нарушений противопожарных правил не выполнены. Нарушение требований законодательства имеет место на протяжении длительного времени.
Пунктом 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») также предусмотрено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Положения пункта 6.48 свода правил «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного ПриказомМинрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, предписывают для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как видно из приведенных выше норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.
В силу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 статьи 6 и пунктом 7 статьи 28 названного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения» для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищённости и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Из содержания пункта 6.1. части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что муниципальный район наделён полномочиями по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.
В пункте 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, закреплено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» является юридическим лицом, учащимся которого, в том числе, предоставляются права на охрану жизни и здоровья. Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, а также работников учреждения.
В соответствии с уставом ответчик – образовательная организация по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением, учредителем которого является муниципальный район «Улетовский район» Забайкальского края, в лице администрации муниципального района «Улетовский район Забайкальского края, в связи с чем собственных средств для установки при входе в здание информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) образовательные организации не имеют, все средства целевые. Таким образом, обязанность по финансированию, в случае недостаточности собственных средств, установки мнемосхем при входе в здания образовательных учреждений должна быть возложена на администрацию муниципального района «Улетовский район Забайкальского края, как на учредителя.
Поскольку осуществление деятельности учреждения в случае не устранения, выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором о возложению обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
На основании изложенного, суд полагает возможным возложить на администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» обязанность по финансированию мероприятий по составлению паспорта безопасности, обеспечению антитеррористической защищенности здания в соответствии с присвоенной категорией опасности.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования суд считает возможным определить срок исполнения решения суда – не позднее 01 сентября 2021 года, учитывая при этом разумность данного срока, объем необходимых для исполнения работ.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика администрация муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края не имеется.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, так как иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район», администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края о возложении обязанности по составлению паспорта безопасности, обеспечению антитеррористической защищенности здания в соответствии с присвоенной категорией опасности удовлетворить.
Возложить на МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность составить паспорт безопасности МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края в соответствии с требованиями Постановления № 1006 в срок до 01 февраля 2021 года.
Возложить на МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности здания, расположенного по адресу: адрес в соответствии с присвоенной категорией опасности, а именно оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями; оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержанию их в исправном состоянии; оборудованию объекта (территории) системой контроля и управления доступом; обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованию основного входа в здание, контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в срок до 01 сентября 2021 года.
Возложить на администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у МБОУ Николаевская СОШ муниципального района «Улетовский район» обеспечить финансирование мероприятий по составлению паспорта безопасности, обеспечению антитеррористической защищенности здания в соответствии с присвоенной категорией опасности.
Взыскать с МБОУ Николаевская СОШ государственную пошлину в доход бюджета района «Улетовский район» Забайкальского края в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло
Решение в окончательной форме принято 02 января 2021 года.