Решение по делу № 2-351/2018 ~ М-321/2018 от 03.10.2018

Дело № 2-351/2018                     

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Варгаши «7» ноября 2018 года

Курганской области

Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Никитиной С.И.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калинина В.М. к Департаменту здравоохранения Курганской области, ГБУ «Варгашинская ЦРБ» о возложении обязанности,

             У С Т А Н О В И Л:

Калинина В.М. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Курганской области, ГБУ «Варгашинская ЦРБ» о возложении обязанности, указав, что является инвалидом 1 группы и находится на плановом гемодиализе, который получает 3 раза в неделю с 8.00 до 12.00. Без этой терапии ее жизнь невозможна. Транспортировку на гемодиализ осуществляет самостоятельно рейсовым автобусом туда и обратно. Дорога в одну сторону занимает 1 час. Преодолевать такие расстояния три раза в неделю пожизненно ей сложно. Это отражается на ее эмоциональном состоянии и физическом здоровье. Гемодиализ- тяжелая процедура, после нее необходим отдых, а она вынуждена добираться домой на общественном транспорте с пересадками. Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом гемодиализа возложена на субъект Российской Федерации в лице уполномоченных органов- т.е. Департамент здравоохранения Курганской области. ГБУ «Варгашинская ЦРБ» внесена в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие данную медицинскую услугу. Терапия методом гемодиализа проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке, за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом проезд пациента до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи. Таким образом, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи. Просит обязать ГБУ «Варгашинская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку специализированным автомобильным транспортном Калинина В.М., проживающую по адресу: <адрес>, и нуждающуюся в получении медицинской помощи методом гемодиализа, от ее места жительства до места получения медицинской помощи и обратно, согласно графику гемодиализа.

В судебном заседании истец Калинина В.М. требования уточнила, исключив указание на доставку «специализированным» транспортом. Доводы, изложенные в иске, поддержала. Дополнительно пояснила, что является инвалидом 1 группы. Терапию методом гемодиализа ей проводят в г. Курган. В Варгашинском районе такой услуги нет. До Кургана она добирается общественным транспортом. На вокзале ее встречает такси ООО «ЦАД45». Домой возвращается этим же путем. По состоянию здоровья добираться на гемодиализ таким путем тяжело. Расходы на проезд ей компенсируют ежемесячно. Но вместо получения компенсации настаивает на организации ее транспортировки к месту проведения медицинской услуги. Исковых требований к Департаменту здравоохранения не предъявляет. Просила иск удовлетворить.

    Представитель ответчика ГБУ «Варгашинская ЦРБ» Бородина А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в понятие медицинской помощи включается комплекс мероприятий, медицинские услуги являются частью оказания медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования). Заместительная почечная терапия медами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов. При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи. В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 29.12.2017 № 519, почечная терапия методом гемодиализа оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» (почечная недостаточность), Стандарт медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью не предусматривают доставку пациентов до места проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно в качестве одной из медицинских услуг по ее оказанию. Полагает, что транспортировка граждан до места проведения гемодиализа и обратно не может быть отнесена к медицинской помощи либо являться ее частью, под действие Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части предоставления либо финансирования не подпадает. Транспортировка граждан к месту проведения гемодиализа и обратно является дополнительной мерой социальной поддержки и социальной помощи. ЦРБ не располагает нормативным документом, обязывающим доставлять пациента от места жительства до места проведения гемодиализа. Поскольку отделом социальной защиты населения по Варгашинскому району компенсация расходов на проезд к месту лечения и обратно производится ежемесячно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Курганской области Тютрина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется. В Тарифы на оплату медицинской помощи оплата проезда к месту лечения и обратно не включена. Транспортировка не относится к медицинской помощи и не является ее частью. Истец получает меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на проезд к месту лечения. Нарушений норм закона не допущено. Просила в иске отказать.

    Представитель третьего лица ООО «ЦАД45» Булдакова С.А, в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал и пояснил, что Калинина В.М. является пациентом ООО «ЦАД45», получающим специализированную медицинскую помощь по гемодиализу за счет средств обязательного медицинского страхования, процедуры проводятся в <адрес>. До г. Кургана истец добирается общественным транспортом. По г. Кургану от вокзала транспортировку пациента обеспечивает ООО «ЦАД45» на такси на счет своих средств. Полагал требования обоснованными в целях обеспечения доступности истца к получению качественной медицинской помощи.

    Представитель третьего лица ГУСЗН Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что инвалидам 1 и 2 группы, страдающим хронической почечной недостаточностью, из областного бюджета выплачивается денежная компенсация на оплату проезда к месту лечения и обратно методом гемодиализа в пределах стоимости билетов на проезд в автобусах либо пригородных проездах. Калинина В.М. ежемесячно возмещаются понесенные ею расходы на проезд к месту лечения и обратно. Осуществление организации и доставки указанной категории граждан специализированным автомобильным транспортом для получения медицинской помощи методом гемодиализа от места жительства до места получения медицинской помощи законодательством не предусмотрено.

    Представитель третьего лица Администрации Варгашинского района Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставив разрешение иска по существу на усмотрение суда.

    Представитель третьего лица Прокуратуры Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Калинина В.М. является инвалидом 1 группы по общим заболеваниям (справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ). Является получателем программного гемодиализа с 07.11.2014. С 03.04.2018 получает программный гемодиализ в ООО «ЦАД45» три раза в неделю: вторник, четверг, суббота, длительностью 4 часа (справка ООО ЦАД45» от 27.09.2018).

На территории Варгашинского района Курганской области медицинских учреждений, оказывающих услугу по проведению гемодиализа, не имеется. Истец вынуждена ездить в Центр амбулаторного диализа ООО «ЦАД45» в г. Курган. Данное медицинское учреждение находится на значительном удалении от места проживания истца (около 30 км).

Калинина В.М. добирается от места жительства в р.п. Варгаши до места получения медицинской услуги гемодиализа самостоятельно общественным транспортом до г. Кургана. От вокзала до медицинского учреждения по г. Кургану транспортировку осуществляет ООО «ЦАД45» посредством такси.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Согласно п.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона №323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст.10).

В силу ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Таким образом, в понятие медицинской помощи включается комплекс мероприятий, при том, что медицинские услуги являются частью оказания медицинской помощи.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В силу положений п.2 ст.9 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п.п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона №323-ФЗ).

В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.83 Федерального закона №323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением Правительства Курганской области от 29.12.2017 №519 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов.

Согласно п.8 разд. II Территориальной программы бесплатно предоставляется специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Согласно разделу ХIII Территориальной программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета и средства ОМС.

Согласно разделу IV Территориальной программы за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой ОМС застрахованным лицам на территории Курганской области оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе при болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа.

Постановлением Правительства Курганской области от 14.08.2012 №363 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Курганской области, в соответствии с которым последний осуществляет следующие полномочия: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения Курганской области, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Курганской области, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению Курганской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; обеспечение условий доступности для инвалидов медицинских организаций, подведомственных Департаменту, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курганской области; исполнение полномочий главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий и другие.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.01.2012 N 17н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология" заместительная почечная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи (п. 7 Порядка).

Согласно Приложению № 1 к Территориальной программе ГБУ «Варгашинская ЦРБ» включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п.1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи (ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что транспортировка больных <данные изъяты> в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должна быть возложена на ГБУ «Варгашинская ЦРБ».

Доводы ответчиков об отсутствии норм права об организации транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи не могут быть приняты во внимание, т.к. по существу противоречат нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в т.ч. и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения истец лишена возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно для гражданина.

Нормой п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена обязанность финансирования расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования, за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а также полномочием Департамента по организации оказания населению Курганской области специализированной медицинской помощи.

Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (ст. п. 2 ч. 1 ст. 83 Закона N 323-ФЗ, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Получение истцом компенсации расходов на проезд не исключают обязанности ЦРБ по организации и обеспечению транспортировки истца к месту лечения и обратно.

Исковых требований непосредственно к Департаменту здравоохранения Курганской области истцом не предъявлено.

Учитывая, что истец Калинина В.М. при подаче искового заявления освобождена от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 300 руб. подлежит взысканию с ответчика ГБУ «Варгашинская ЦРБ».

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Калинина В.М. к Департаменту здравоохранения Курганской области, ГБУ «Варгашинская ЦРБ» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение «Варгашинская центральная районная больница» организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Калинина В.М. от места жительства: <адрес>, до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно, согласно графику, определяемому медицинским учреждением, проводящим процедуру.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Варгашинская центральная районная больница» госпошлину в сумме 300 (Триста) рублей в доход местного бюджета Варгашинского района Курганской области.

    Мотивированное решение изготовлено 12.11.2018.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.И. Никитина

2-351/2018 ~ М-321/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калинина В.М.
Ответчики
ГБУ "Варгашинская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Курганской области
Другие
Прокуратура Курганской области
Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Администрация Варгашинского района
ООО "ЦАД45"
Суд
Варгашинский районный суд
Судья
Никитина Светлана Ивановна
03.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2018[И] Передача материалов судье
04.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
22.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2018[И] Судебное заседание
12.11.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2019[И] Дело оформлено
14.03.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее