Дело № 2-3679/2024
УИД: 21RS0023-01-2024-007748-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2024 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Каргиной Е.Д., с участием представителя заявителя – Артемьевой А.В., заинтересованных лиц – Лаврентьева А.В., Романова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Чебоксары о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Администрация города Чебоксары обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное в адрес, указав в нем, что названные объекты не имеют собственника и в установленном порядке приняты на регистрационный учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества с дата, что подтверждается выпиской из ЕГРН. С момента постановки на учет правопритязаний на них не заявлено, что, по мнению заявителя, является основанием для признания их объектами муниципальной собственности по правилам ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал данное заявление.
Лаврентьев А.В. и Романова А.Н., участвующие в данном деле в качестве заинтересованных лиц, разрешение данного заявления оставили на усмотрение суда.
Остальные заинтересованные лица в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть данное заявление при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Так, в порядке особого производства суд рассматривает, в том числе, дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
По смыслу изложенных правовых норм, принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.
Из материалов дела следует, что квартира № ----- дома № ----- по адрес и квартира № ----- дома № ----- по адрес в установленном порядке приняты на регистрационный учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества с дата, что подтверждается выпиской из ЕГРН и правопритязаний на них не заявлено.
Поскольку спорные объекты недвижимости не имеют собственника, данное имущество состоит на учете по заявлению органа местного самоуправления более года как бесхозяйный объект, о чем имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правовой статус данных объектов недвижимости, являющихся бесхозяйными, на момент рассмотрения дела не изменился, каких-либо требований на объекты не заявлено, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Кроме того, суд также учитывает и то обстоятельство, что указанные объекты недвижимости были построены и переданы исполнительному комитету Советов народных депутатов для распределения лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на условиях договора социального найма.
Так, согласно ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР), действующего на момент возникновения спорных правоотношений, дома ведомственного жилищного фонда подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Передача застройщиками части жилой площади во вновь построенных за счет государственных капитальных вложений домах исполкомам местных Советов и другим организациям предусматривалась ст. 23 ЖК РСФСР.
Распределение жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда осуществляется по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятий, организаций, утвержденному исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов; для заселения в жилое помещение гражданину выдается ордер (ст. ст. 43, 47 ЖК РСФСР).
По правилам ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Согласно ст. 45 ЖК РСФСР жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» было предусмотрено, что право распоряжаться недвижимостью в жилищной сфере, включая право сдавать в наем или аренду, принадлежит собственнику.
Из положений ст. 47 ЖК РСФСР, следует, что основанием для выдачи ордера являлось решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения, а ордер рассматривался в качестве правового основания для вселения в предоставленное жилое помещение и для последующего заключения договора социального найма.
Статья 51 ЖК РСФСР определяла, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.
Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что документами, подтверждающими наличие отношений социального найма, являются ордер и договор найма жилого помещения.
Как установлено судом квартира № ----- дома № ----- по адрес ранее принадлежала ------ на основании договора передачи (возврата) жилья от дата.
На основании ордера ----- от дата указанная квартира предоставлена в пользование Романову А.Н. в порядке улучшения жилищных условий на состав семьи из трех человек: на него, его жену – Романову Т.Н. и сына – Романова Н.А., которые проживают в названном жилом помещении на условиях договора социального найма до настоящего времени.
Квартира ----- дома № ----- по адрес, как следует из постановления администрации ------ ----- от дата, предоставлена Лаврентьевой Т.Ю., проживающей в данной квартире на основании ордера ----- от дата, в соответствии с которым с ней дата заключен договор социального найма. Квартира также предоставлена ей в порядке улучшения жилищных условий по месту работы.
Поскольку названные объекты недвижимости предоставлены указанным лицам в связи с улучшением жилищных условий по договорам социального найма, они фактически были переданы в муниципальную собственность. Однако своевременно акт приема - передачи между участниками указанных отношений оформлен не был, в связи с чем, в реестр муниципальной собственности данные квартиры не были внесены.
При таких обстоятельствах юридическое оформление права собственности муниципального образования на спорные объекты недвижимости не нарушает чьих-либо прав на указанные объекты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать право собственности муниципального образования города Чебоксары на квартиру № ----- дома № ----- по адрес и на квартиру № ----- дома № ----- адрес.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 17 декабря 2024 года.