ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2024 года г. Тольятти ул. Коммунистическая, д. 43
Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Тютина Е.П.,
при секретаре судебного заседания Варбанской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 63RS0030-01-2024-003375-32 (номер производства 2-2735/2024) по иску прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МП «ТТУ», Территориальному управлению Росимущества в .... о возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области действующий неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ....
Заявленные требования мотивировал тем, что между МП «ТТУ» и Территориальным управлением Федерального Агентства по управлению федерального имущества по Самарской области 26.06.2007 заключен договор о правах и обязанностей в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны № 28. Согласно условиям данного договора МП ТГУ принимает по акту на ответственное хранение в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе, коллективное (защитные сооружение): 445043, г. Тольятти, Южное шоссе, 28 - ЗС № 370, S-391,55. (Лит А-2). В соответствии с п. 1 Договора МП ТТУ обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Согласно справке специалиста по результатам совместной проверки от 28.05.2024 в ЗС ГО № 370 по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе, 28, в нарушение Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п.3.2.1, п.3.2.2, п. 3.2.7, п.3.2.1, п. 3.2.10, п. 3.2.11, п. 3.3.15, п. 4.3.1, п. 4.4.1, п. 4.4.2, «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2022 № 583, при эксплуатации ЗС ГО (инв. № 370) допущены нарушения герметизации и гидроизоляции (следы протечек, нарушение целостности строительных конструкций), не обеспечена сохранность и защитные свойства оборудования защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических и герметических ставней (ставни № 1 и № 2, следы протечки и коррозии, разрушение резиновых уплотнений), отсутствуют сведения о периодичности осмотров и оценок качественного состояния установленных в ЗС ГО (инв. № 370) ФП-100 1972 (акты осмотров, документы исследований и или иные документы), о проверке состояния системы фильтро-вентиляции ЗС ГО, РП-100 1986 года регенерационной установки (ФП-100 и РП-100 имеют следы коррозии по линиям швов), допущено окрашивание резиновых деталей уплотнения, инженерно-технического оборудования фильтро-вентиляционной установки, фильтров-поглотителей в ЗС ГО (инв. № 370). В прокуратуру района предоставлен акт оценки фильтровентиляционного оборудования и герметичности защитного сооружения гражданской обороны от 25.03.2024, согласно которому уплотнительная резина на защитно-герметических, герметических дверях и ставнях пришла в негодность. Эксплуатационная схема воздухообеспечения защитного сооружения не разработана. Гермодвери, гермоставки, соединения воздуховодов до фильтров-поглотителей, не герметичны. Монтаж регенеративной установки во второй вентиляционной камере выполнен с нарушением. Фильтры-поглотители Ф11-100 не соответствуют ТУ и непригодны для использования по назначению. До настоящего времени не устранены следующие нарушения: не обеспечена сохранность и защитные свойства как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических и герметических ставней (ставни № 1 и № 2, следы протечки и коррозии, разрушение резиновых уплотнений), в том числе резиновых уплотнений, признаки нарушения герметизации и гидроизоляции сооружения, следы потеков в помещении фильтро-вентиляционной, в зале для укрываемых; нарушена герметизация и гидроизоляция (следы протечек, нарушение целостности строительных конструкций); окрашивание резиновых деталей уплотнения, инженерно-технического оборудования фильтро-вентиляционной установки, фильтров-поглотителей в ЗС ГО (инв. № 370). Выявленные нарушения при содержании защитного сооружения свидетельствуют о необеспечении постоянной готовности помещений к переводу его к использованию по предназначению, а также о неисполнении МП «ТТУ» возложенных на него обязанностей, что привело к нарушению требований законодательства о гражданской обороне. На основании вышеизложенного МН «ТТУ» и ТУ Росимущества в Самарской области в нарушение положений действующего законодательства не осуществляет необходимые мероприятия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО № 370), являющегося собственностью Российской Федерацией. Несоблюдение требований законодательства в части надлежащего содержания объектов гражданской обороны может привести к негативным последствиям в случае наступления чрезвычайной ситуации на территории Автозаводского района г. Тольятти.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом и своевременно, причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика МП «ТТУ» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика – Территориальное управление Росимущества в Самарской области, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 6 Закона № 28-ФЗ установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок) установлено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны.
Согласно пункту 14 Порядка Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее - Приказ № 575) к ЗС ГО относятся убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.
Согласно п. 2, 3 Приказа № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженернотехнического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО. При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженернотехнического и специального оборудования; установка и эксплуатация приборов и оборудования, застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вьияжных устройств ЗС ГО.
Согласно Приказу МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Пунктом 3 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны. Следовательно, защитных сооружений гражданской обороны, на основании пункта 3 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник песет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Самарской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе проведенной проверки установлены обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
На основании вышеизложенного МН «ТТУ» и ТУ Росимущества в Самарской области в нарушение положений действующего законодательства не осуществляет необходимые мероприятия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО № 370), являющегося собственностью Российской Федерацией.
Несоблюдение требований законодательства в части надлежащего содержания объектов гражданской обороны может привести к негативным последствиям в случае наступления чрезвычайной ситуации на территории Автозаводского района г. Тольятти.
В ходе рассмотрения иска установлено, что между ТУ Росимущества в Самарской области и МП «ТТУ» заключен договор № 28 от 26.07.2007 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны» (далее - договор).
Ввиду того, что МП «ТТУ» заключая Договор в 2007 году имело в хозяйственном ведении два действующих ДЭПО и штатную численность 1 475 человек; принять и обеспечить сохранность двух объектов гражданской обороны соответствовало действующему законодательству и возможностям предприятия. Так МП «ТТУ» передано защитное сооружение, расположенное по адресу: 445043, г. Тольятти, Южное шоссе, 28 - ЗС № 370, Лит А-2 (далее по тексту ЗС №370) и защитное сооружение по адресу. 445045, г. Тольятти, ул. Громовой, 55 - ЗС № 457, Лит А-5 (деле по тексту ЗС № 457).
27.04.2021 г. по результатам оценки содержания и использования ЗС № 370 комиссией установлена необходимость внесения изменений в Договор в части «изменения условий договора и изъятия у предприятия с ответственного хранения защитного сооружения № 370-63» (акт оценки от 27.04.2021 г).
03.09.2021 г. в МП «ТТУ» поступила информация о рассмотрении вопроса приема ЗС № 457-63 в муниципальную собственность (приложение к per. номер администрации г.о. Тольятти № 10455-BX/I от 03.09.2021). Поскольку передача объектов недвижимости влечет оформление договорных отношений в установленном законом порядке, в т.ч. подразумевает смену правообладателя, МП «ТТУ» необходимо было решить вопрос о действии действующего Договора. В связи с чем, были направлены запросы в адрес учредителя и в ТУ Росиимущества.
16.09.2021 г. в ответ на запросы МП «ТТУ» от администрации поступило письмо с указанием на то, что «для расторжения ’договора № 28... согласие департамента... не требуется» (исх. от 05.10.2021 №6044/5.2).
18.03.2022 г. в МП «ТТУ» поступила информация о рассмотрении вопроса касаемо передачи ЗС № 457-63 в муниципальную собственность.
Ввиду наличия Договора, предметом которого является передача ЗС ГО на хранение МП «ТТУ» - где собственником (правообладателем и распорядителем) является ТУ Росимущества, при одновременной передаче спорного объекта ЗС № 457 в муниципальную собственность, действующий договор не может впредь исполняться ввиду противоречия по существенным условиям Договора и издания постановления от 17.03.2023 №904-П/1, которое указывает на нового собственника ЗС №457-63 в лице муниципалитета.
Одновременно с передачей ЗС ГО в муниципальную собственность, МП «ТТУ» инициировало рассмотрение вопроса о внесении изменений в Договор (письмо от 06.02.2023 № 54).
Ответа от ответчика Территориальное Росимущество не последовало.
После передачи ЗС ГО в муниципальную собственность МП «ТТУ» вновь обратилось к ТУ Росимущества для упорядочения договорных отношений (исх. ОТ 21.04.2023 № 187).
Ответа от ответчика не последовало.
15.11.2023 г. по итогам проведения аукциона в собственность Ускова В.В. было передана часть недвижимого имущество по адресу Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 28. Как указано выше ЗС № 370 размещено в границах земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:38, на котором расположено отчуждаемое недвижимое имущество. В связи с чем МП «ТТУ» утратило право на пользование данным земельным участком, что в свою очередь ограничивает доступ к указанному ЗС ГО. 09.07.2024 г. по результатам открытого аукциона в электронной форме в собственность Ускова В.В. были переданы все объекты недвижимости по адресу Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 28.
Согласно положений статьи 699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Поскольку истец исполнил обязательство, предупредив ответчика об отказе от договора (исх. от 21.04.2023 № 187), у ТУ Росимущества в Самарской области возникает обязанность принять объекты недвижимости от МП «ТТУ».
Кроме того, на основании решения Арбитражного суда самарской области от 24.09.2024 года, № А55-18211/2024, расторгнут договор № 28 от 26.07.2007 года, заключенный между МП г.о. Тольятти «ТТУ» и Территориальным управлением Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
С учетом вышеизложенного, того факта, что нарушения не устранены, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить, возложить на ТУ Росимущество обязанность по устранению, выявленных нарушений законодательства.
В удовлетворении иска к МП г.о. Тольятти «ТТУ» следует отказать, т.к. договор № 28 от 26.07.2007 года, заключенный между МП г.о. Тольятти «ТТУ» и Территориальным управлением Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Самарской области расторгнут, имущество передано иным лицам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МП «ТТУ» оставить без удовлетворения.
Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МП «ТТУ», Территориальному управлению Росимущества в Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, юридический адрес: г. Самара, ул. Красноармейская, д. 21, принять организационные меры по устранению нарушений требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения - ЗС ГО № 370, путем финансирования расходов МП «ТТУ» на указанные мероприятия, а именно: на обеспечение сохранности и защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических и герметических ставней (ставни № 1 и № 2, следы протечки и коррозии, разрушение резиновых уплотнений), в том числе резиновых уплотнений, на устранение признаков нарушения герметизации и гидроизоляции сооружения, следов потеков в помещении фильтро-вентиляционной, в зале для укрываемых; на принятие мер к герметизации и гидроизоляции ЗС ГО (устранение следов протечек, восстановление целостности строительных конструкций); на удаление следов окрашивания резиновых деталей уплотнения, инженерно-технического оборудования фильтро-вентиляционной установки, фильтров-поглотителей в ЗС ГО (инв. № 370).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2024 года.
Судья Е.П. Тютина