Гражданское дело №2-189/2024
УИД 57RS0003-01-2024-000310-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2024 года пгт. Глазуновка Орловской области
Глазуновский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Летова Е.Н.,
с участием прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В.,
при секретаре судебного заседания Володиной Г.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёва И.В., действующего в интересах Н.А.В., к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области Глазуновская центральная районная больница об обеспечении бесплатного предоставления лекарственных препаратов и взыскании понесенных убытков на приобретение лекарственных препаратов,
установил:
заместитель прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёв И.В., действующий в интересах Н.А.В., обратился в Глазуновский районный суд Орловской области с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Глазуновская центральная районная больница» (далее по тексту БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ») об обеспечении бесплатного предоставления лекарственных препаратов и взыскании убытков.
В обоснование иска указав, что в связи с поступившим обращением Б.А.А. прокуратурой Глазуновского района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении при обеспечении лекарственными препаратами льготной категории граждан за счет бюджетных средств, в ходе которой установлено, что Н.А.В. состоит на учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозами: <данные изъяты>; является федеральным льготником, <данные изъяты> и имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета, в том числе, лекарственными препаратами «<данные изъяты>). Однако рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов <данные изъяты> в 2023-2024 гг. лечащим врачом своевременно не выписывались, лекарственные препараты в аптечной сети бесплатно не отпускались, были поставлены на отсроченное исполнение. При этом установлено, что БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлена соответствующие заявки в целях обеспечения в 2023 г., 2024 году Н.А.В. лекарственными препаратами. Вместе с тем, Департаментом здравоохранения <адрес> Н.А.В. своевременно не обеспечен указанными лекарственными препаратами. В связи с необеспечением назначенными по рецептам врача медицинскими изделиями Н.А.В. были приобретены лекарственные препараты на общую сумму 9997,17 руб. Учитывая вышеизложенное просит суд обязать Департамент здравоохранения <адрес> обеспечить бесплатное предоставление Н.А.В. лекарственных препаратов <данные изъяты>, в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом, а также обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению в порядке; обязать БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» обеспечить своевременный отпуск рецептов на бесплатное обеспечение Н.А.В. лекарственных препаратов <данные изъяты> постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу обеспечение Н.А.В. в счет понесенных им убытков на приобретение назначенных лекарственных препаратов, денежные средства в размере 9997,17 рублей в связи с его необеспеченностью указанными препаратами.
В судебном заседании прокурор Глазуновского района Орловской области Тапехина М.В. исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской области поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске, при этом от требований к БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» отказалась в полном объеме.
Н.А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен. О причине неявки не сообщил, об отложении не просил.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщил, об отложении не просил.
Представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области и ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя ГУП ОО «Орелфармация» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав прокурора Глазуновского района, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (в ред. от <ДД.ММ.ГГГГ>) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление Правительства <№>) утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (далее – Перечни ГНКЗ).
В соответствии с Перечнем ГНКЗ инвалиды 2 группы бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами и средствами диагностики.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 323-ФЗ (ред. от <ДД.ММ.ГГГГ>) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно разд. V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (далее – Программа), обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 178-ФЗ (ред. от <ДД.ММ.ГГГГ>) «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее – федеральные льготники).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого федеральным льготникам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-р (ред. от <ДД.ММ.ГГГГ>) (далее – Перечень ЖНВЛП), сформированным в соответствии с Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 61-ФЗ (ред. от <ДД.ММ.ГГГГ>) «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее – рецепты на медицинские средства, медицинские средства).
Согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-р, к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам отнесены <данные изъяты>.
Таким образом, федеральные льготники бесплатно за счет средств федерального бюджета обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем ЖНВЛП.
При этом субъекты Российской Федерации обязаны за счет собственных бюджетных ассигнований бесплатно либо с 50-процентной скидкой обеспечивать граждан медицинскими средствами в соответствии с Перечнями ГНКЗ.
Какие-либо изъятия из состава групп лиц, перечисленных в Перечнях ГНКЗ, федеральным законодательством не установлены. Следовательно, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответствующие граждане (группы граждан) не могут быть лишены права на обеспечение лекарственными средствами бесплатно.
Статьей 19 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ <№> прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях реализации Постановления Правительства РФ <№> и положений Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории <адрес> принято постановление от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (далее – Постановление), пунктом 1 которого постановлено определить Департамент здравоохранения <адрес> органом исполнительной государственной власти специальной компетенции <адрес>, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Н.А.В. состоит на учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозами: <данные изъяты>.
Н.А.В. является федеральным льготником, <данные изъяты>, имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета, в том числе, лекарственными препаратами <данные изъяты>
БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлены соответствующие заявки в целях обеспечения в 2023,2024 года Н.А.В. лекарственными препаратами.
Лечащим врачом БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» <ФИО>4 Н.А.В. 26.01.2024, 27.02.2024, 26.04.2024 выписаны рецепты: <данные изъяты> которые поставлены на отсроченное исполнение.
Таким образом, Департамент здравоохранения Орловской области своевременно не обеспечил Н.А.В. указанными лекарственными препаратами.
В связи с необеспечением назначенными по рецептам врача медицинскими изделиями Н.А.В. 16.02.2024 была приобретена 1 упаковка лекарственного препарата <данные изъяты> и 1 упаковка лекарственного препарата <данные изъяты> на сумму 2945,89 руб., 21.03.2024 была приобретена 1 упаковка лекарственного препарата <данные изъяты> на сумму 178,48 руб., 06.05.2024 была приобретена 1 упаковка лекарственного препарата Юперио на сумму 1777 руб., 21.05.2024 была приобретена 1 упаковка лекарственного препарата <данные изъяты> и 1 1 упаковка лекарственного препарата Форсига на сумму 5095,80 руб., а всего на общую сумму 9997,17 руб., что подтверждается кассовыми чеками
Принимая во внимание, что несвоевременное обеспечение Н.А.В. лекарственным препаратом создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его конституционное право на получение медикаментов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении обязанности обеспечить Н.А.В. бесплатно лекарственным <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача дозировке вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Б.А.А., имеющий право на бесплатное лекарственное обеспечение, не был обеспечен необходимыми ему лекарственными препаратами на безвозмездной основе, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика за счет казны Орловской области понесенные затраты на приобретение лекарственных средств в сумме 9997,17 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
С учетом специфики заболевания Н.А.В., жизненной необходимости в назначенных препаратах, отсутствие которых может привести к ухудшению здоровья, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда, что подтверждается материалами гражданского дела.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ 5753061308, ░░░░ 1155749000604) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5753061308, ░░░░ 1155749000604) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 212 ░░░ ░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5753061308, ░░░░ 1155749000604) ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>), ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9997 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 17 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░