Дело №12-43/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 14 сентября 2021 года
Судья Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга Иванова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Г.., действующей на основании доверенности №* от * г.,
на постановление старшего государственного инспектора, начальника межрегионального отдела государственного земельного и геологического надзора * И. №* от * г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 КоАП РФ в отношении юридического лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (ИНН *, ОГРН *),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора, начальника межрегионального отдела государственного земельного и геологического надзора * И. №* от * г. юридическое лицо – Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.19 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник юридического лица ФГУП «Росморпорт» Г.., действующая на основании доверенности №* от * г., обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, по доводам и основаниям, подробно приведенным в жалобе.
В судебное заседание законный представитель юридического лица ФГУП «Росморпорт» не явился, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе защитника юридического лица извещен надлежащим образом. На непосредственном участии в рассмотрении дела не настаивал, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия законного представителя юридического лица ФГУП «Росморпорт».
Защитники юридического лица ФГУП «Росморпорт» Г.., действующая на основании доверенности №* от * г. и С.., действующий на основании доверенности№* от * г., в судебном заседании жалобу поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить, оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку в данном случае отсутствуют доказательства наличия и события, и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.19 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ. Кроме того, должностным лицом при составлении протокола и при вынесении оспариваемого постановления были допущены существенные процессуальные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем уведомлении юридического лица, что не позволило полно и всесторонне рассмотреть дело и повлекло вынесение незаконного и необоснованного постановления о привлечении к административной ответственности.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее оспариваемое постановление – старший государственный инспектор, начальник межрегионального отдела государственного земельного и геологического надзора * И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. При таких обстоятельствах, судом принято решение о рассмотрении дела без его участия, по представленным из * Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по запросу суда материалам дела об административном правонарушении №*.
Изучив доводы жалобы и приложенные к ней документы, выслушав объяснения защитников юридического лица ФГУП «Росморпорт», исследовав материалы дела об административном правонарушении №*, в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что в отношении ФГУП «Росморпорт» старшим государственным инспектором РФ, начальником межрегионального отдела государственного земельного и геологического надзора * И. * г. был составлен протокол об административном правонарушении №*, предусмотренном ст.8.19 КоАП РФ, согласно которому в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования поступили материалы отчета по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации, и состоянием морской среды в * году при проведении работ в рамках разрешения №* от * г. на захоронение грунта, извлеченного при производстве дноуглубительных работ по проектной документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности по поддержанию проектных глубин на акваториях, каналах и фарватерах морского порта *, представленные * ФГУП «Росморпорт» письмом от * г. №*
В соответствии с п.2 и пп.2 и.23 ст.37.1 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах, заявитель, получивший разрешение на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, обязан осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, утвержденными приказом Минприроды России от 24.03.2014 г. №147 «Об утверждении формы и порядка представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды». По результатам рассмотрения отчетности выявлено, что она не в полной мере соответствует форме и порядку, утвержденным Приказом, а также условиям Разрешения №*.
В соответствии со ст.8.19 КоАП РФ за нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, континентальном шельфе и (или) исключительной экономической зоне Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Указанные нарушения природоохранных требований, допущенные ФГУП «Росморпорт» содержат достаточные признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.19 КоАП РФ.
Время совершения административного правонарушения – * г.
Место совершения административного правонарушения – *.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу закона, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 КоАП РФ в отношении ФГУП «Росморпорт», должностным лицом при составлении протокола допущены нарушения вышеуказанных требований, а именно: протокол об административном правонарушении не содержит описания события вменяемого юридическому лицу административного правонарушения.
В соответствии со статьей 8.19 КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В протоколе об административном правонарушении №* от * г. не указано в чем именно выразилось нарушение юридическим лицом ФГУП «Росморпорт» правил захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации.
Кроме того, административное правонарушение, предусмотренное ст.8.19 КоАП РФ считается оконченным с момента завершения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения правил.
Согласно протоколу об административном правонарушении, юридическому лицу ФГУП «Росморпорт» вменяется нарушение правил захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации в * году, при этом временем совершения административного правонарушения указано * г., однако каких-либо доказательств того, что именно в указанное время юридическим лицом были завершены действия, содержащие признаки нарушения правил, либо выявлено бездействие, содержащее признаки нарушения правил, в материалах дела об административном правонарушении не содержится, а установление времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, которые не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы, а также принимая во внимание, что материалы дела не содержат иных доказательств, подтверждающих совершение ФГУП «Росморпорт» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.19 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора, начальника межрегионального отдела государственного земельного и геологического надзора * И. №* от * г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 КоАП РФ в отношении юридического лица ФГУП «Росморпорт» подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФГУП «Росморпорт» подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было принято.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора, начальника межрегионального отдела государственного земельного и геологического надзора * И. №* от * г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 КоАП РФ в отношении юридического лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» – прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья