Решение по делу № 2-3474/2024 от 19.06.2024

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 года                                    г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Будиловой О.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску Печорского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Пермь» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» (далее - ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь») о возложении обязанности в срок до 31.12.2025г. установить санитарно-защитную зону в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, Куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>» путем получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальном органе) решения об установлении санитарно-защитной зоны (л.д.2-8).

В обоснование заявленных требований истец указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» требований федерального законодательства при эксплуатации месторождений нефти. Установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется объект «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, Куст , расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>», оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, введенный в эксплуатацию до дня вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Общество должно было направить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны. В настоящее время проект санитарно-защитной зоны в отношение рассматриваемого объекта разработан, документом предлагается установить санитарно-защитную зону в следующих границах: с северной стороны - 300 м от границы объекта; с северо-восточной стороны - 300 м от границы объекта; с восточной стороны - 300 м от границы объекта; с юго-восточной стороны - 300 м от границы объекта;     с южной стороны — 300 м от границы объекта; с юго-западной стороны - 300 м от границы объекта; с западной стороны - 300 м от границы объекта; с северо-западной стороны - 300 м от границы объекта. Решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, Куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальным органом) не принималось. Вследствие данного обстоятельства создается угроза эксплуатации источников негативного воздействия в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и является основанием для возложения обязанности по установлению санитарно-защитной зоны в отношение объекта негативного воздействия. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала, поддержала доводы письменных объяснений (л.д.71-72).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Частью 3 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ установлено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Часть 1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух.

Как установлено п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями.

Порядок установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий урегулирован ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ) установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. (далее - Правила)

Пунктом 3 Правил установлено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Судом из материалов дела установлено, что Печорская природоохранная межрайонная прокуратура провела проверку соблюдения ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» требований федерального законодательства при эксплуатации месторождений нефти (л.д.10-11).

ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется объект негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, Куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером » (л.д.12-17).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» и ООО «Вятка Строй» заключен договор на оказание услуг по разработке Проектов и обустройству санитарно-защитных зон ТПП «Лукойл-Севернефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» в 2022-2024гг. Y0289, в том числе, в отношении «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, Куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером (л.д.76-96).

В 2022 году ООО «Вятка Строй» разработан проект санитарно-защитной зоны для объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, Куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером документом предлагается установить санитарно-защитную зону в следующих границах: с северной стороны 300 м от границы объекта, с северо-восточной стороны 300 м от границы объекта; с восточной стороны 300 м от границы объекта, с юго-восточной стороны 300 м от границы объекта, с южной стороны 300 м от границы объекта, с юго-западной стороны 300 м от границы объекта, с западной стороны 300 м от границы объекта, с северо-западной стороны 300 м от границы объекта (л.д.100-144).

Также ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» получено положительное экспертное заключение от30.06.2023г. ООО «Центр экспертизы» указанного проекта санитарно-защитной зоны (л.д.145-165).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес> с заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении Южно-Юрьяхинского нефтяного месторождения, Куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером (л.д.97-98).

Вместе с тем, до настоящего времени решение об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, Куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером » Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальным органом) не принанято, процедура по установлению санитарно-защитной зоны не завершена.

На основании вышеизложенного, с учетом мнения представителя ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный истцом срок исполнения решения суд признает разумным с учетом продолжительности и характера установленных Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой нарушений, при этом представитель ответчика в судебном заседании выразил согласие с указанным сроком. Каких-либо объективных, бесспорных доказательств того, что данный срок не отвечает принципу разумности, стороной ответчика суду не представлено (ст.56 ГПК РФ).

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ по правилам ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Печорского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить, возложить на общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» (ИНН 5902201970) обязанность установить санитарно-защитную зону в отношении объекта негативного воздействия Южно-Юрьяхинское нефтяное месторождение, куст , расположенного на земельном участке с кадастровым номером , путем получения в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решения об установлении санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

                

Копия верна.

Судья -             О.В. Будилова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах гражданского дела Ленинского районного суда <Адрес>.

2-3474/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
ООО "Лукойл-Пермь"
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Будилова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
lenin.perm.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2024Передача материалов судье
26.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2024Предварительное судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Дело оформлено
24.09.2024Дело передано в архив
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее