РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н.,
при секретаре Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1216/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области к Романову Сергею Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - ИФНС России по ЦО г. Братска) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Романову С.В., в котором просит взыскать в свою пользу задолженность по налогу в общей сумме 5594,83 руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере 1950,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 16,04 руб., по транспортному налогу в размере - 3600,00 руб., пени по транспортному налогу – 28,79 руб.
В обоснование предъявленного административного иска ИФНС России по ЦО г. Братска указала, что Романов С.В. согласно правоустанавливающим документам является собственником имущества, транспортного средства, в связи с чем, состоит на учете в ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области по месту нахождения своего имущества, транспортного средства, подлежащего налогообложению.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Иркутской области «О транспортном налоге» от 04.07.2007 г. № 53-оз (с учетом изм. и доп.) ответчику транспортный налог исчислен в сумме 3600,00 руб. за налоговый период 2016,2017 г., при установленном сроке уплаты 01.12.2017, 03.12.2018, в соответствии с установленными Законом ставками, исходя из мощности двигателя транспортного средства. Начисленный Инспекцией транспортный налог не оплачен по настоящее время, в связи с чем, Инспекцией начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ в общей сумме 28,79 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 ответчику налог на имущество исчислен за налоговый период 2016, 2017 г., в размере 1950,00 руб., по сроку уплаты 01.12.2017, 03.12.2018, исходя из инвентаризационной оценки стоимости недвижимости, расчет налога приведен в уведомлении об уплате налога. Начисленный Инспекцией налог на имущество, не оплачен по настоящее время, связи с чем, Инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 16,04 руб.
В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено заказным письмом по почте требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 07.12.2017 № 8651, от 30.01.2019 № 4576. Роск исполнения требований истек, задолженность погашена не была. В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, срок исполнения требования истек, налоговым органом принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.
Мировым судьей по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № 2а-4735/2019 от 18.09.2019, который был отменен, согласно определению от 30.12.2019, в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с его исполнением. В соответствии со ст. 129 ГПК РФ заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, будучи извещен надлежащим образом, просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя инспекции, согласно представленным пояснения, на дату рассмотрения дела задолженность по налогу и пени не погашена.
В судебное заседание административный ответчик Романов С.В. не явился, будучи надлежаще извещен, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Романова С.В., с учетом положений ст. 150 КАС РФ.
Изучив доводы и основания административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, в том числе квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем 3 п. 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Положениями статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогового органа по исчислению суммы налога, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. (п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Анализируя представленные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд считает установленным, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, Романов С.В. состоит на учете в ИФНС России по ЦО г. Братска Иркутской области по месту своего жительства и месту нахождения его имущества, транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Согласно представленным доказательствам, в собственности ответчика в 2016, 2017 году находилось недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Пунктом 5 ст. 43 НК РФ установлено, что налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Братской городской думы от 12.11.2014 № 22/г-д «О налоге на имущество физических лиц», установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, в т.ч. по объектам жилого назначения с суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор: с 01.01.2016 - 0,299% (в ред. Решения Думы г. Братска от 02.11.2015 № 192/г-Д) свыше 500 000 - 0,31 %.
Таким образом, Романову С.В. был исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 941 руб. по сроку уплаты 01.12.2017, исходя из инвентаризационной оценки стоимости недвижимости, из расчета: 314773 руб. * 0,299 % (коэффициент-дефлятор) = 941,00 руб. За 2017 года в размере 1009 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 исходя из инвентаризационной оценки стоимости недвижимости, из расчета: 337511 руб. * 0,299 % (коэффициент-дефлятор) = 1009,00 руб.
Кроме того, в собственности ответчика в 2016, 2017 года находилось транспортное средство: РАФ 2203 госномер ***.
Налогоплательщику был исчислен транспортный налог за налоговый период 2016 г. в сумме 1800 руб. при установленном сроке уплаты 01.12.2017, исходя из мощности двигателя транспортных средств, из расчета: РАФ 2203 госномер Х942НТ38 (за 12 месяцев владения в налоговом периоде) – 90,00 (налоговая база) * 20,00 (ставка) * 12/12 = 1800,00 руб. (исчисленная сумма налога).
За налоговый период 2017 г. в сумме 1800 руб. при установленном сроке уплаты 01.12.2017, исходя из мощности двигателя транспортных средств, из расчета: РАФ 2203 госномер Х942НТ38 (за 12 месяцев владения в налоговом периоде) – 90,00 (налоговая база) * 20,00 (ставка) * 12/12 = 1800,00 руб. (исчисленная сумма налога).
Налоговое уведомление № 7054656 от 06.07.2017 об уплате налога на имущество и транспортного средства за 2016 год направлено в адрес Романова С.В. почтой в пределах срока, предусмотренного ст. 52 НК РФ. Срок уплаты налога в уведомлении указан не позднее 01.12.2017. Недоимка образовалась 02.12.2017 года.
Налоговое уведомление № 4582047 от 14.06.2018 об уплате налога на имущество и транспортного средства за 2017 год направлено в адрес Романова С.В. почтой в пределах срока, предусмотренного ст. 52 НК РФ. Срок уплаты налога в уведомлении указан не позднее 03.12.2018. Недоимка образовалась 04.12.2018 года.
Поскольку начисленный налог на имущество и транспортный налог за 2016 и 2017 год не был оплачен в срок, указанный в налоговых уведомлениях, в соответствии со ст. 75 НК РФ Романову С.В. начислены пени по налогу на имущество в общей сумме 16,04 руб. за период с 02.12.2017 по 06.12.2017 и с 04.12.2018 по 29.01.2019, и пени по транспортному налогу в сумме 28,79 руб. за период с 02.12.2017 по 06.12.2017 и 04.12.2018 по 29.01.2019.
Таким образом, в нарушение статьи 45 Налогового кодекса РФ, ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и транспортный налог. Указанный налог не был им уплачен в установленный законом срок, в связи с чем, налоговым органом были начислены пени в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Оснований для не начисления пени на сумму недоимки по налогу не установлено.
Судом проверен расчет недоимки, предъявленной к взысканию, признан верным и соответствующим налоговому законодательству. Административным ответчиком размер начисленных пени не оспаривался, свой расчет в суд Романов С.В. не представил.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, административным истцом в соответствии со ст. 69 и ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика почтой направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 8651 от 0712.2017 и № 4576 от 30.01.2019, по сроку исполнения требования – 30.01.2018 и 26.03.2019. Факт направления требования подтвержден реестром почтовых отправлений.
До настоящего времени требования по уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу и пени по транспортному налогу административным ответчиком не исполнены.
Каких-либо оснований для признания документов, представленных налоговым органом, недопустимыми доказательствами не имеется. Представленные документы исходят от компетентного органа, соответствуют установленной форме и содержат все необходимые реквизиты.
Таким образом, административным ответчиком налоговое требование не оспаривалось и сведений о признании его недействительными, суду представлены не были. Доказательств оспаривания административным ответчиком решения о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица суду также не представлено.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом, в адрес Романова С.В. были направлены требования № 8651 от 0712.2017 и № 4576 от 30.01.2019, сумма общей задолженности по налогам и пени превысила 3 000 рублей - 30.01.2019, срок исполнения последнего требования истек 26.03.2019, требование административным ответчиком исполнено не было. Налоговый орган обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании имеющейся задолженности. Мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-4735/2019 от 18.09.2019 о взыскании с Романова С.В. задолженности по налогам, т.е. в пределах срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением мирового судьи от 30.12.2019 года судебный приказ от 18.09.2019 отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании налогов с Романова С.В. предъявлено в Братский городской суд 06.02.2020, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки налоговым органом соблюдены.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по уплате налога в добровольном порядке в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, административным истцом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога, сроки и порядок направления налогоплательщику налогового требования об уплате налога, пени, штрафа, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением нарушены не были, учитывая, что задолженность в настоящее время административным ответчиком не погашена, суд приходит к выводу, что требование ИФНС России по ЦО г. Братска о взыскании с административного ответчика задолженности в общей сумме 5594,83 руб. в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере – 1950,00 руб., пени – 16,04 руб., по транспортному налогу в размере - 3600,00 руб., пени – 28,79 руб. обоснованно и подлежит удовлетворению
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета.
Учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (пункт 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с административного ответчика госпошлину в федеральный бюджет в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 5594,83 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ – 1950,00 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ – 16,04 ░░░., ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ - 3600,00 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 28,79 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░