46RS0030-01-2024-006278-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Денисенко Е.В.,
при секретаре Багровой О.О.,
с участием истца Игнатенко С.М.,
представителя ответчиков по доверенностям Польской И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатенко Сергея Михайловича к прокуратуре Курской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Игнатенко С.М. обратился в суд с иском к прокуратуре <адрес>, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.44.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В обоснование исковых требований указано, что Игнатенко С.М. проходит службу в органах прокуратуры <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ является Льговским межрайонным прокурором, на ДД.ММ.ГГГГ имеет стаж службы в органах и организациях прокуратуры более 10 лет в календарном исчислении (20 лет 5 месяцев 27 дней). ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко С.М. обратился по месту службы в прокуратуру <адрес> с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях с предоставлением необходимых документов.
Жилищной комиссией прокуратуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было установлено наличие оснований для признания Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты с учетом отсутствия у Игнатенко С.М. и членов его семьи - супруги ФИО23., дочери ФИО11 дочери ФИО12., сына ФИО13. иного жилья, кроме квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. Было вынесено решение в форме протокола № внести предложение прокурору <адрес> о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов о признании Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищной комиссий Генеральной прокуратуры Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято решение в форме протокола заседания п. № которого отказано Игнатенко С.М. в признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку им совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, определенные пп. «д» п. 5 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (отказ в 2021 году от половины жилого дома общей площадью № кв.м, по адресу: <адрес>).
Однако, как путем подачи заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусу по месту открытия наследства, так и путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, Игнатенко С.М. наследство в виде № доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не принимал. Напротив, отказался от принятия наследства в пользу брата Игнатенко А.М., что не может быть расценено как злоупотребление правом исходя из презумпции добросовестности действий участников гражданских правоотношений согласно статье 10 Гражданского кодекса. Таким образом указанная в оспариваемом решении жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ № доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в собственность истца не поступала и им не отчуждалась
Отказ Игнатенко С.М. от доли в наследственном имуществе не равнозначен отказу от своей собственности, так как доля в жилом доме в его собственность поступала.
С учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ, просит признать решение Жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отказе в признании Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, содержащееся в п. № протокола № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и обязать жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Истец Игнатенко С.М. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчиков прокуратуры <адрес>, Генеральной прокуратуры Российской Федерации по доверенностям Польская И.И. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Указала, что решение об отказе Игнатенко С.М.в признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении является законным и обоснованным.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральнымзакономот 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре),постановлениемПравительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" иприказомГенерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии сп.1 ст.44.1Закона о прокуратуре обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральнымзаконом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
В п. 2 ст. 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указаннойстатьейоснований и условий.
Согласно п.3 ст. 44.1. Закона о прокуратуре единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.
Как следует из пп. «б» п. 4 ст. ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно п. 14 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Пункт 5 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает исчерпывающий перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий прокурора, к которому отнесены действия прокурора или членов его семьи, связанные:
а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
б) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);
в) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;
г) с выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;
д) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.11.2018г. № 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение).
Пунктами 2.2 - 2.4 Положения предусмотрены аналогичные, указанным в законе, основания для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно подпункту 1 пункта 2.6 Положения основаниями для отказа в признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях являются следующие обстоятельства: сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты.
Согласно пункту 2.7 Положения прокуроры (граждане), которые с намерением получить единовременную социальную выплату (занимаемое жилое помещение в собственность) совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Если имело место отчуждение прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений (частей жилых помещений), наличие которых не исключало признания прокуроров (граждан) нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пунктами 2.2, 2.3 Положения, то прокуроры (граждане) принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях независимо от даты совершения указанных действий и без учета пятилетнего срока.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокуроров (граждан), относятся действия прокуроров (граждан) и (или) членов их семей, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей (подпункт "д").
При этом факты отчуждения прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений или их частей подлежат учету в тех случаях, когда они повлияли на нуждаемость в жилом помещении.
Судом установлено, что истец Игнатенко С.М. проходит службу в органах прокуратуры <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности следователя прокуратуры <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя прокурора <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности прокурора <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности Льговского межрайонного прокурора <адрес>. Выслуга лет в органах прокуратуры <адрес> на прокурорский должностях с присвоением классных чинов по состоянии. На ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составила 19 лет 08 месяцев 21 день.
На основании решения жилищной комиссии прокуратуры <адрес>, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии прокуратуры <адрес>, Игнатенко С.М. на семью из <адрес> предоставлено жилое помещение – <адрес> общей площадью № кв.м для проживания на время службы в органах прокуратуры <адрес>.
Согласно справке администрации Званновского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Игнатенко С.М. и члены его семьи – ФИО14. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко С.М. и члены его семьи зарегистрированы и проживают по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации по месту пребывания, копией финансово-лицевого счета ООО «ЖЭУ <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко С.М. обратился по месту службы в прокуратуру <адрес> с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях с предоставлением необходимых документов.
Жилищной комиссией прокуратуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было установлено наличие оснований для признания Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты с учетом отсутствия у Игнатенко С.М. и членов его семьи - супруги ФИО17. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО19. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, иного жилья, кроме квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. Норма предоставления площади жилого помещения составляет не менее № кв.м на одного человека.
Было вынесено решение в форме протокола № внести предложение прокурору <адрес> о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов о признании Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищной комиссий Генеральной прокуратуры Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято решение в форме протокола заседания п. № которого Игнатенко С.М. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку им совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, определенные пп. «д» п. 5 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (отказ в ДД.ММ.ГГГГ году от половины жилого дома общей площадью № кв.м, по адресу: <адрес>).
Как следует из материалов наследственного дела № к имуществу Игнатенко Марии Александровны, умершей ДД.ММ.ГГГГ, после смерти Игнатенко М.А., приходившейся истцу матерью, открылось наследство в виде земельного участка площадью № кв.м с кадастровым номером № и жилого дома с хозяйственными строениями общей площадью № кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, МО «Званновский сельсовет», № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, МО «Званновский сельсовет», денежных средств во вкладе.
Наследниками первой очереди к имуществу умершей являются ее сыновья ФИО20
Единственным наследником, принявшим наследство после смерти матери ФИО22 является ФИО21.
Игнатенко С.М. отказался от причитающейся ему доли на наследство после умершей ДД.ММ.ГГГГ матери Игнатенко М.А., о чем ДД.ММ.ГГГГ представил письменное заявление нотариусу Глушковского нотариального округа <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство.
Фактическое принятие наследства подтверждается такими действиями наследника, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а выражает волю приобрести его. Поскольку приведенный в статье 1153 Гражданского кодекса перечень действий носит общий характер, не является исчерпывающим, оценка конкретных действий, совершенных наследником, с точки зрения, можно ли их считать действиями, свидетельствующими о фактическом принятии наследником наследства, принадлежит суду.
Действия по фактическому принятию наследства могут быть совершены как самим наследником, так и иными лицами по его поручению, при этом из характера таких действий должно вытекать, что именно наследник намерен принять наследство.
Как разъяснено в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Однако указанных обстоятельств судом не установлено. Истец отказался от принятия наследства в пользу брата, что не может быть квалифицировано злоупотреблением права исходя из презумпции добросовестности действий участников гражданских правоотношений согласно статье 10 ГК РФ.
Факт регистрации истца и членов его семьи в принадлежавшем матери истца жилом помещении по адресу: <адрес> не может служить подтверждением возникновения прав и обязанностей истца наравне с собственником, поскольку данная регистрация носит формальный характер, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко С.М. и члены его семьи зарегистрированы и проживают по месту пребывания по адресу: <адрес>, в жилом помещении, предоставленном для проживания на время службы истца в органах прокуратуры <адрес>.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для отказа в признании Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, при принятии Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не имелось, поскольку отказ от наследства не может расцениваться как отчуждение доли жилого помещения, имеющегося в собственности истца и членов его семьи.
А потому решение Жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, содержащееся в п. № протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в признании Игнатенко С.М. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, ввиду совершения им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, определенных пп. «д» п. 5 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Игнатенко С.М. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Игнатенко Сергея Михайловича удовлетворить.
Признать решение Жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части отказа в признании Игнатенко Сергея Михайловича нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, оформленное п. № протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации признать Игнатенко Сергея Михайловича нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, предусмотренной ст.44.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», принять на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 14 августа 2024 года.
Судья