Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
Дело №2-177/2018 <адрес> |
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||
22 | марта | 2018 г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Назаровой Г.И. |
представителя ОАО «Новосибирскавтодор» | Охминой Т.Н. |
представителя ГКУ <адрес> «ТУАД <адрес>» | Суховой А.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмаковой С. В. к открытому акционерному обществу «Новосибирскавтодор», государственному казенному учреждению <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к ОАО «Новосибирскавтодор» и просила взыскать стоимость восстановительного ремонта автомобиля в сумме 103160 рублей 10 копеек, расходы по оплате услуг оценки в сумме 10000 рублей, судебные расходы.
В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации участию в деле в качестве соответчика было привлечено ТУАД <адрес>.
В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на участке автодороги от переходного моста в сторону <адрес> через 300 метров, в результате падения металлического троса, крепящего дорожные знаки над проезжей частью, ее автомобилю были причинены механические повреждения. Размер причиненного ущерба составляет 103160 рублей. За проведение оценки истцом было оплачено 10000 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом.
Представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали и дали пояснения согласно письменным возражениям на иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> на участке автодороги в 300 метрах от переходного моста в сторону <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Mercedes-Benz 0403 SHD, регистрационный знак Е280ЕО под управлением водителя Лыткина Е.А., принадлежащего истцу на праве собственности.
Как следует из отказного материала отдела полиции № «<адрес>» МО МВД России «<адрес>» управляя автомобилем, водитель Лыткин Е.А. двигался по участку автодороги в городе <адрес>, в 300 метрах от переходного моста в сторону <адрес>, произошел обрыв троса, на котором крепятся дорожные знаки, размещенные над проезжей частью.
В результате падения металлического троса автомобилю были причинены механические повреждения.
Постановлением старшего УУП и ПДН ОП № «<адрес>» было отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению Лыткина Е.А. в связи с отсутствием состава преступления.
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю были причинены механические повреждения.
Согласно отчету ООО «Оценка плюс» стоимость восстановительного ремонат автомобиля с учетом износа составляет 103160 рублей.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 1 и 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога К-№ <адрес> отнесена к дорогам регионального значения.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Частями 1 и 2 статьи 15 указанного закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог <адрес> регионального и межрегионального значения» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиям технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 указанного закона предусмотрено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право в том числе получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно части 1 и 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 10 радела II Устава ГКУ <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» последнее создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственности власти <адрес> в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
В соответствии с Уставом ГКУ <адрес> «ТУАД <адрес>» осуществляет в установленном законодательством порядке организацию строительства, реконструкции, капитального ремонта, содержания автомобильных дорог и другие виды деятельности. ГКУ <адрес> «ТУАД <адрес>» уполномочено на размещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственных закупок <адрес> в сфере дорожно-строительного комплекса и заключению государственных контрактов за счет бюджетных средств.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» и ОАО «Новосибирскавтодор» был заключен контракт, по условиям которого ОАО «Новосибирскавтодор» приняло на себя обязательство по выполнению комплекса подрядных работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в <адрес>.
Из пояснений представителя ОАО «Новосибирскавтодор» следует, что в рамках исполнения своих обязательств, предусмотренных контрактом, ОАО «Новосибирскавтодор» занимается содержанием дорожных знаков.
Согласно условиям государственного контракта подрядчик обязан обеспечивать круглогодичное и качественное выполнение комплекса работ в соответствии с требованиями действующей отраслевой нормативной документации, а также настоящего контракта, в том числе совершать ежедневный объезд дорог с занесением всех выполненных работ и выявленных дефектов, если таковые имеются, в журнал производства работ, ведущийся подрядчиком.
Частью 1 статьи 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Частью 3 статьи 24 данного Закона закреплено, что участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.
В пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, закреплено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Таким образом, лицом обязанным содержать автомобильную дорогу <адрес> является ОАО «Новосибирскавтодор».
Доказательств надлежащего содержания дорог, в том числе дорожных знаков, в объеме, исключающем причинение вреда третьим лицам, ОАО «Новосибирскавтодор» не представлено.
Сами по себе акты приемки выполненных работ не свидетельствуют о том, что работы по содержанию автодороги выполнены надлежащим образом, что само по себе исключало было отрыв троса, крепящего дорожный знак над проезжей часть, падение данного троса на автомобиль истца, и причинению последней ущерба.
Оценивая доводы сторон, обосновывающих свои требования и возражения, относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что в результате ненадлежащего исполнения ОАО «Новосибирскавтодор» своих обязанностей по содержанию дорог автомобилю истца были причинены повреждения, а истцу был причинен материальный ущерб.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В ходе судебного разбирательства представители ответчиков доказательств иного размера, причиненного истцу ущерба, не представили.
Таким образом, суд принимает заключение ООО «Оценка плюс», и поскольку истец просил возместить ущерба именно с учетом износа, определяет его размер в сумме 103160 рублей.
Кроме того, истец просит взыскать расходы на составление отчета о стоимости восстановительного ремонта автомобиля в сумме 10000 рублей.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся и суммы, подлежащие выплате представителям, свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам и другие, признанные судом необходимые расходы.
Заявляя о размере причиненного ущерба, и обращаясь в суд, истец был обязан в порядке статьи 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указать на доказательство, подтверждающее обстоятельство, на котором основаны его требования, и приложить документы, подтверждающие данное обстоятельство.
Таким образом, суд считает, что расходы, понесенные истцом на составление отчета о стоимости восстановительного ремонта автомобиля, по своей сути являются судебными расходами в соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и являются разумными и необходимыми и подлежат взысканию в пользу истца в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
Истцом заявлены и документально подтверждены расходы на оказание услуг представителем в сумме 25000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о применении законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 454-О указано, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Однако, при определении размера расходов на оказание услуг представителем суд считает, что данные расходы носят явно неразумный характер.
Исходя из изложенного, требований разумности и справедливости, количества судебных заседаний, фактического участия представителя в судебном заседании, отсутствия в деле иных сведений об объеме оказанных услуг, объема защищаемых прав и интересов, характера правоотношений, полагает возможным снизить расходы на оказание услуг представителем до 15000 рублей.
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства истца о взыскании расходов за удостоверение нотариальной доверенности.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела"расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Данным требованиям представленная в материалы доверенность не соответствует, поскольку предоставляет широкий круг полномочий представителю как по представлению интересов доверителя в различных органах по факту произошедшего дорожно-транспортного происшествия, так и по представлению интересов истца в суде и не только по конкретному спору.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования Шмаковой С. В. к открытому акционерному обществу «Новосибирскавтодор», государственному казенному учреждению <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Новосибирскавтодор» в пользу Шмаковой С. В. 103160 рублей 10 копеек в счет возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, расходы на проведение оценки в сумме 10000 рублей, расходы на оказание услуг представителем в сумме 15000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3265 рублей, а всего 131425 рублей 10 копеек.
В удовлетворении иска к государственному казенному учреждению <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» Шмаковой С. В. отказать.
В удовлетворении требования о взыскании расходов на нотариальное удостоверение доверенности Шмаковой С. В. отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Новосибирскавтодор» в доход государства государственную пошлину в сумме 198 рублей 20 копеек.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.В.Зинина