Решение по делу № 2-591/2021 от 02.07.2021

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

В«10В» сентября 2021 РіРѕРґР°                      село Большая Глушица

Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Лигостаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Добрышкиной И.П.,

с участием прокурора Писарева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-591/2021

по иску прокурора Большеглушицкого района Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам:

Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области Основная общеобразовательная школа с. Тамбовка муниципального района Большеглушицкий Самарской области,

и Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области,

третье лицо: Южное управление Министерства образования и науки Самарской области,

об обязании обеспечить специальной разметкой и знаками, обозначающими места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, расположенные непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения,

установил:

Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчикам - образовательному учреждению и администрации сельского поселения, указанным выше, в котором просил суд обязать указанные образовательное учреждение и орган местного самоуправления обеспечить специальной разметкой и знаками, обозначающими места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, расположенные непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения.

Из иска прокурора следует, что прокуратурой в суд направлен иск ответчику - образовательному учреждению с требованием обеспечить специальной разметкой и знаками, обозначающими места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, расположенные непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения (ответчика), чего как установлено в ходе прокурорской проверки сделано не было.

Иск прокурора был обоснован положениями действующего законодательства в частности было указано:

В ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.96 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 вышеназванного Федерального закона, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». Обозначенные в Конвенции ООН выводы о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, соответствуют принципам полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Под объектами социальной инфраструктуры поселения, городского округа понимаются объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (согласно Требованиям к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050).

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела было установлено, что участок местности, расположенный непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не принадлежит образовательному учреждению на каком-либо праве, и является территорией общего пользования сельского поселения.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выявленные прокурором нарушения препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

Прокурор, уточнив исковые требования, просил суд обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Основная общеобразовательная школа с. Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, организовать размещение специальной разметки и знаков, обозначающих места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию сельского поселения Новопавловка разместить специальную разметку и знаки, обозначающие места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных непосредственно перед въездом на территорию указанного выше образовательного учреждения.

Прокурором заявленные и уточненные требования были поддержаны, просил удовлетворить их.

Ответчики уточненные исковые требования признали в полном объеме, ответчикам последствия признания иска понятны.

Третьим лицом каких-либо возражений относительно уточенных требований прокурора не представлено.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и объяснения стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Прокурор может обращаться в суд с заявлением в соответствии со ст. 45 ГПК РФ целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям и в пределах таковых.В ст. 39 ГПК РФ установлено, что ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, а в ст. 198 ГПК РФ установлено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных прокурором требований, равно как и считает, что имеются основания для принятия признания ответчиками уточненного иска, поскольку признания иска не противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, так как:

Судом было установлено, что по месту нахождения указанного в иске образовательного учреждения не обеспечено наличие специальной разметки и знаков, обозначающих места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, что не оспаривается ответчиками.

Установлено также и то, что земельный участок, расположенный перед въездом на территорию образовательного учреждения, таковому не принадлежит на каком-либо праве, а является территорией общего пользования сельского поселения, находящейся в ведении органа местного самоуправления, каковым является ответчик по делу – администрация сельского поселения, что следует из материалов дела, не оспорено сторонами дела.

Нормами приведенного выше законодательства, положенного в основу обоснования требований прокурора, приведенными в иске, закреплено, что Российская Федерация провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, коими являются образовательные учреждения, задачами которых являются образовательная деятельность, воспитание, реализация которых осуществляется с учетом принципов обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации»).

К числу вопросов местного значения поселения в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №257-ФЗ), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся и дорожные знаки.

Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. ("ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст)).

Согласно Закону Самарской области от 25.02.2005 N 36-ГД (ред. от 11.10.2010) «Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Большеглушицкий Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ» образовано 8 сельских поселений в пределах указанного муниципального района, в частности:

сельское поселение Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее село Александровка, поселок Малая Вязовка, поселок Среднедольск, с административным центром в селе Александровка;

сельское поселение Большая Дергуновка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее село Березовка, село Большая Дергуновка, поселок Пробуждение, с административным центром в селе Большая Дергуновка;

сельское поселение Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Большой Иргиз, поселок Гай, село Константиновка, село Малая Глушица, с административным центром в селе Малая Глушица;

сельское поселение Мокша муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Коммунар, поселок Ледяйка, село Мокша, поселок Степной, с административным центром в селе Мокша;

сельское поселение Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее село Новопавловка, село Тамбовка, с административным центром в селе Новопавловка;

сельское поселение Фрунзенское муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Верхнедольск, село Каралык, поселок Малый Каралык, село Морша, поселок Озерск, поселок Фрунзенский, с административным центром в поселке Фрунзенский;

сельское поселение Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Бугринка, поселок Каменнодольск, поселок Кочевной, поселок Малороссийский, село Муратшино, поселок Рязанский, село Таш-Кустьяново, поселок Южный, с административным центром в поселке Южный.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора, так как судом установлено, что образовательному учреждению и органу местного самоуправления необходимо провести работу по определению места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных перед въездом на территорию образовательного учреждения, и непосредственному размещению специальной разметки и знаков, обозначающие такие места стоянки.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не были понесены расходы в связи с его рассмотрением, кроме того, в силу положений налогового законодательства прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного выше, руководствуясь положениями ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить уточненный иск прокурора.

Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Основная общеобразовательная школа с. Тамбовка муниципального района Большеглушицкий Самарской области организовать размещение специальной разметки и знаков, обозначающих места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать администрацию сельского поселения Новопавловка непосредственно разместить специальную разметку и знаки, обозначающие места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных перед въездом на территорию указанного выше образовательного учреждения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента подготовки решения в окончательной форме через Большеглушицкий районный суд Самарской области.

Решение подготовлено в окончательной форме 10 сентября 2021 года

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-591/2021

Категория:
Гражданские
Другие
ГБОУ СОШ с. Тамбовка
Администрация сельского поселения Новопавловка
Прокурор Большеглушицкого района Самарской области
Южное управление Министерства образования и науки Самарской области
Суд
Большеглушицкий районный суд Самарской области
Судья
Лигостаев Д. А.
Дело на сайте суда
bolsheglushitsky.sam.sudrf.ru
10.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее